Презентация на тему "Стихотворные размеры" 9 класс

Презентация: Стихотворные размеры
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.27 Мб). Тема: "Стихотворные размеры". Предмет: литература. 26 слайдов. Для учеников 9 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.2 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Стихотворные размеры
    Слайд 1

    Стихотворные

    размеры

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке.

    Стопа

    Мчатся тучи, вьются тучи

    стопа

    1

    2

    3

    4

  • Слайд 3

    Пора! Пора! Рога трубят…

    МЕТР - соединение стоп одного вида в стихотворении.

    СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР - определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

    Стихотворный

    размер

    метр

  • Слайд 4

    Буря мглою небо кроет…

    ХОРЕЙ

    Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

    А.С. Пушкин

  • Слайд 5

    Мой дядя самых честных правил…

    ЯМБ

    Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

    А.С. Пушкин

  • Слайд 6

    Вырыта заступом яма глубокая…

    ДАКТИЛЬ

    Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

    И.С. Никитин

  • Слайд 7

    На севере диком стоит одиноко…

    АМФИБРАХИЙ

    Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

    М.Ю. Лермонтов

  • Слайд 8

    Прозвучало над ясной рекою…

    АНАПЕСТ

    Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

    А.А. Фет

  • Слайд 9

    Богат и славен Кочубей…

    ПИРРИХИЙ

    Двусложная безударная стопа (пропуск очередного метрического ударения) в ямбе и хорее.

    А.С. Пушкин

    пиррихий

  • Слайд 10

    Швед, русский – колет, рубит, режет…

    СПОНДЕЙ

    Двусложная стопа из двух ударных слогов (в ямбе и хорее).

    А.С. Пушкин

    спондей

  • Слайд 11

    Как определить

    стихотворный размер?

    1. Прочитайте строфу, расставьте ударения.

    2. Подчеркните безударные гласные.

    3. Запишите получившуюся схему.

    4. Проследите повторяющийся рисунок, разделите на стопы.

    5. Определите размер.

  • Слайд 12

    Определите

    стихотворный

    размер

  • Слайд 13

    Долго ль мне гулять на светеТо в коляске, то верхом…

    А.С. Пушкин

    Четырехстопный

    хорей

  • Слайд 14

    Шумела полночная вьюга

    В лесной и глухой стороне.

    А.А. Фет

    Трехстопный

    амфибрахий

  • Слайд 15

    Четырехстопный

    дактиль

    Славная осень! Здоровый, ядреный

    Воздух усталые силы бодрит.

    Н.А. Некрасов

  • Слайд 16

    Однозвучно гремит колокольчик,

    И дорога пылится слегка…

    Трехстопный

    анапест

    И. Макаров

  • Слайд 17

    Сижу за решеткой в темнице сырой.

    Вскормленный в неволе орёл молодой…

    Четырехстопный

    амфибрахий

    А.С. Пушкин

  • Слайд 18

    Вечерний звон, вечерний звон!

    Как много дум наводит он.

    Четырехстопный

    ямб

    И. Козлов

  • Слайд 19

    Утро туманное. Утро седое.

    Нивы печальные, снегом покрытые.

    Четырехстопный

    дактиль

    И. Тургенев

  • Слайд 20

    Рифма,

    системы

    рифмовки

  • Слайд 21

    РИФМА

    Созвучие окончаний стихотворных строк.

    Царь с царицею простился,В путь-дорогу снарядился,И царица у окнаСела ждать его одна.Ждет-пождет с утра до ночи,Смотрит в поле, инда очиРазболелись глядючиС белой зори до ночи;Не видать милого друга!Только видит: вьется вьюга,Снег валится на поля,Вся белешенька земля.

    А.С. Пушкин

  • Слайд 22

    Системы

    рифмовки

    парная

    кольцевая

    перекрестная

    1 – 2

    3 – 4

    1 – 3

    2 – 4

    1 – 4

    2 – 3

  • Слайд 23

    Системы рифмовки

    У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом…

    … В темнице там царевна тужит,

    А бурый волк ей верно служит;

    Там ступа с Бабою Ягой

    Идет, бредет сама собой…

    …И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёныйСвои мне сказки говорил.

    перекрестная

    парная

    кольцевая

    А.С. Пушкин

  • Слайд 24

    Определите способ рифмовки

    Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины.

    Е.А. Баратынский

    кольцевая

  • Слайд 25

    Определите способ рифмовки

    Зима недаром злится,Прошла ее пора -Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.

    Ф.И. Тютчев

    перекрестная

  • Слайд 26

    Определите способ рифмовки

    Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей:При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять.

    В.А. Жуковский

    парная

    pptcloud.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке