Содержание
-
Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы приветствуем вас на нашем уроке.
-
Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни». По произведениям М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как я стал писателем», Тэффи «Жизнь или воротник», М.М.Зощенко «История болезни», отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом «Сатирикон».
-
Цели урока:
познакомиться с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться на уроке; выявить общую проблематику рассказов; развивать коммуникативную и речевую компетенции; закрепить понятия «метафора» и «олицетворение».
-
Эпиграфы к уроку: …И смешная же она, Русь-то, не глядя на весь трагизм её жизни. М. Горький …Ах, эти мелочи! Как чесоточный зудень, впиваются они в организм человека, и точат, и жгут его. Нет места для работы здоровой мысли, нет свободной минуты для плодотворного труда! Мелочи, мелочи, мелочи- заполонили всю жизнь. М.Е.Салтыков- Щедрин
-
Михаил Андреевич Ильин(Осоргин)1878-1942
-
Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни- в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. « Наше поколение, -говорил Осоргин ,- находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои- прототипов. Ведёт же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.
-
Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя- Ильин. Один из самых древних русских дворянских родов. Он родился и вырос в Перми, « в глубокой провинции, в деревянном доме, окружённом несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов окислилась…независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы, пермские леса… Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведённые здесь,- лучшими университетами. « Всё, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг,- всё это было раньше вышито зелёной гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие: «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».
-
Устный журнал. «Осоргин- служитель правды и справедливости».
-
Анализ рассказа М.А.Осоргина «Пенсне».
-
Какова тема и идея рассказа Осоргина «Пенсне»? Какие замечания писателя о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми? В рассказе Осоргина пенсне имеет «физиономию», «кристальную душу». Как называется используемый автором данный приём художественной выразительности? Дайте определение.
-
Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления; метафора(гр.metaphora- перенос )- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
-
Как показаны в рассказе Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета? Обратимся к отрывку из рассказа Осоргина : от слов «Часы шагают, хворают, кашляют…» до «…суетливая сплетница- почтовая марка». Какими качествами автор «награждает» представленные в отрывке вещи?
-
Иван Сергеевич Шмелев 1873-1950 Даром воображения Иван Сергеевич Шмелёв был наделён в полной мере. В детстве, когда читал басню про лису и виноград, видел : яркий солнечный день, лисьи глаза горят, язык вывалился, по нему бежит слюна…И самые обыденные предметы тоже оживали в его глазах. « Живая была метла- бегала по двору за пылью, мёрзла в снегу и даже плакала. И половая щётка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу- «наказана». Я утешал её, гладил её волосики..» Он говорил и с людьми,и с игрушками, и с тою же метлой или половой щёткой.
-
Анализ рассказа «Как я стал писателем».
Как вы думаете, почему герой не испытывал радости ? Какое определение даёт искусству редактор «Русского обозрения»? Согласны ли вы с такой точкой зрения? Как изменилось мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о необходимости «многое узнать, читать, вглядываться и думать…- готовиться»? Чем отличается, на ваш взгляд, писатель от обычного человека?
-
Схема системы персонажей рассказа «Как я стал писателем».
Мир детства Мир взрослых
-
«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».1910-1911
Аркадий Аверченко
-
Что вы знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто публиковал на страницах журнала свои произведения? Назовите настоящее имя Тэффи. Прочитайте приведённые отрывки из «Всеобщей истории…» и объясните, как создаётся сатирический эффект? « В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвой наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом». « Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими». « Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке- илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: « С ним или на нём». А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь- вздую».
-
Какую функцию выполняют в тексте «Всеобщей истории…» следующие выражения:
цари грызлись терпение лопнуло вместе тошно, а врозь скучно с него взятки гладки Уместно ли использование подобной лексики при создании исторического труда? Какой стиль намеренно искажают авторы данного произведения?
-
Надежда Александровна Бучинская(Тэффи)1872-1952
-
Мир вещей
Мир людей Система персонажей рассказа «Жизнь и воротник».
-
Михаил Михайлович Зощенко1894-1958
-
Кто ведёт повествование в рассказе «История болезни»? Что вы можете сказать об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию? Какую функцию в рассказе Зощенко выполняют следующие слова и выражения : чуть у него пар изо рту не идёт от жара набуровим вам воды распатроню поднимаете тарарам В начале 20 века преобразования в жизни общества влекли за собой изменения в языке, например, появилось много сложносокращённых слов. Рассказ Зощенко написан в это знаковое время. Найдите в тексте произведения слово, которое отражает тенденции новой эпохи. Что оно означает?
-
Викторина «Мир вещей»
-
Вашему вниманию предлагаются названия вещей, которые становились «героями» прочитанных вами произведений. решето с крыжовником заячий тулупчик белые замшевые перчатки очки с тёмными стёклами, зонтик и калоши
-
Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему: « Мир вещей в моей жизни».
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.