Содержание
-
Курс: Инвестиции в человеческий капитал
Лекция 3 Инвестиции в человеческий капитал. Капитал здоровья.
-
Темы лекции
Виды инвестиций в ЧК Воспроизводство ЧК Теория фильтра (сигнала) Капитал здоровья Меры по увеличению продолжительности жизни
-
Инвестиции
Долгосрочное вложение капитала с целью получения прибыли Начальные затраты, которые, как надеется инвестор, окупятся спустя некоторое время
-
Специфические особенности процесса инвестирования в ЧК
Вложение в живую личность человека (риск) Развитие способностей и навыковчеловека Поддержание адекватного уровня трудоспособности Инвестиции в ЧК осуществляются одновременно государством, самим человеком, его семьей, предприятиями По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается
-
Г.Беккер - Инвестиции в ЧК
Получение образования Поддержание здоровья, медицинские услуги Мобильность, поиск работы Воспитание детей Поиск информации о ценах, доходах, заработной плате
-
Дж.Кендрик Виды инвестиций в ЧК
Вещественные: Затраты, связанные с физическим формированием и развитием человека Невещественные: Расходы на общее образование, специальную подготовку, перемещение рабочей силы
-
К.Макконелл и С.Брю Виды инвестиций в ЧК
Расходы на образование, в том числе общее и специальное, подготовку на рабочем месте Расходы на здравоохранение, включая затраты на профилактику заболеваемости, мед.услуги, улучшение жилищных условий Расходы на мобильность рабочей силы, чтобы мигрировать из мест с относительно низкой производительностью в места с более высокой (соотв. с более высокими ставками З.П.)
-
Затраты, связанные с инвестициями в ЧК
Прямые (расходы из собственного кармана индивида): плата за обучение, приобретение учебников, расходы на смену места жительства и поиск работы Упущенный заработок (в процессе обучения обычно не удается работать в режиме полного рабочего дня) Моральные затраты (моральный ущерб) (усилия обучающегося, утомление от поиска работы, потеря друзей при переезде и т.п.)
-
Классификация ЧК
-
По основным составляющим человеческого капитала
1) биологический (природный) капитал: умственные (интеллектуальные) способности, определяемые генофондом; здоровье, полученное от родителей; красоту и др. 2) капитал образования, сформированный из полученных новых знаний в образовательной сфере; 3) капитал здоровья, формируемый благодаря образу жизни человека, а также развитию здравоохранения и спорта в стране; 4) капитал семьи (социальное происхождение): воспитание, мотивации, духовные ценности и т.п.; 5) капитал производственной подготовки, возникающий в результате непосредственного рабочего процесса; 6) капитал культуры, имеющий тесную связь с капиталом семьи, определяемый культурой семьи, а также средой обитания и личными культурными пристрастиями человека.
-
Элементы человеческого капитала
Капитал здоровья Трудовой капитал Интеллектуальный капитал Организационно-предпринимательский капитал Культурно-нравственный капитал Источник А.А. Цыренова Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды, 2006
-
По уровням
Микроуровень – индивидуальный ЧК Мезоуровень – ЧК фирмы Макроуровень – ЧК региона, ЧК нации
-
По формам воплощения ЧК
живой капитал, воплощенный в самом человеке: знания, здоровье, производственный опыт и т.д.; неживой капитал, воплощенный в материальных, физических результатах деятельности человека, обладающего определенными знаниями, уровнем культуры, опытом, здоровьем: изобретения, доход и т.д.; институциональный капитал, воплощенный в институтах, направленных на содействие наиболее эффективному использованию человеческого капитала
-
Процесс воспроизводства ЧК
Источник: Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека – М.: Аспект- Пресс, 1995. С.275-276. Допроизводственный период: Начальное семейное воспитание Дошкольное обучение Школьное образование Специальное профессиональное образование 2. Вступление в состав рабочей силы 3. Основный период трудовой деятельности 4. Адаптация к выходу из состава рабочей силы 5. Пенсионный период
-
Допроизводственный период
отрождения до получения формального и специального образования. Включает: период начального семейноговоспитания, время дошкольного обучения, школьной образовательной подготовки, этап получения специального профессионального образования. Эта стадия требует значительных затрат, инвестиций в большей степени на уровне семьи,домохозяйства, государственные затраты на поддержаниесистемы общего среднего и профессионального образованиятакже значительны
-
Трудовая деятельность
первоначальный период вступления в состав рабочей силы - стадия характерна трудным периодом адаптации, низкими заработками и далее значительными темпами роста заработной платы основной период стабильной трудовой деятельности в различных сферах производства - самая продолжительная стадия, охватывает в среднем 20 лет плодотворной, эффективной трудовой деятельности, характеризуется максимальным уровнем заработной платы на протяжении всего периода
-
Выход из состава рабочей силы
период постепенного возрастного снижения трудовой активности и адаптации к выходу из состава рабочей силы характеризуется некоторым снижением трудовой активности и уровня заработной платы; пенсионный период характеризуется в большинстве случаев выбытием из состава рабочей силы, резким снижением уровня доходов и минимальной трудовой активностью
-
Эмпирические профили «возраст-доход»
Заработки увеличиваются вместе с уровнем образования и опытом работы
-
Средние заработки работающих полный день растут с ростом уровня образования Наиболее быстрый рост заработков происходит в начале трудовой жизни – графики имеют выпуклую форму Различия в заработках, связанные с образованием, возрастают с ростом трудового стажа – графики имеют тенденцию к разрастанию Графики «возраст-заработки» для мужчин оказываются более выпуклыми и разрастающимися, чем для женщин
-
Источник: Российский работник: образование, профессия, квалификация. Под редакцией В.Гимпельсона и Р.Капелюшникова, 2011
-
основные этапы воспроизводства ЧК
инвестирование, формирование, реализация
-
-
Источник А.А. Цыренова Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды
-
Модель производства ЧК Л.Туроу
HC=f(K, HCx, P, EA) HC - произведенный человеческий капитал К – физический капитал HCx - вложения человеческого капитала Р – природные ресурсы ЕА – экономические способности индивидов
-
Мнение А.А. Цыреновой: Модель не учитывает институциональные аспекты – трудовые затраты родителей, затраты по обучению и воспитанию детей в семье, приобретение знаний на рабочем месте Необходим неоинституциональный подход для изучения функций, значения и возможностей институтов в производстве и развитии человеческого капитала Источник А.А. Цыренова Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды
-
Формирование человеческого капитала начинается с микроуровня - семьи, основного неформального социального института, в рамках которого создается потенциальный человеческий капитал. На протяжении истории человечества семья, видоизменяясь, оставалась главной силой в производстве и распределении товаров и услуг, фундаментом общественного порядка и экономического воспроизводства, главным инвестором человеческого капитала. Источник А.А. Цыренова Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды
-
В своем труде Г.Беккер «Новая экономическая теория семьи» (1983 г.) выделяет основную функцию домохозяйства – воспроизводство человеческого капитала. Все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые домохозяйство вкладывает в своего ребенка с тем, чтобы эти затраты многократно компенсировались возросшим потоком доходов в будущем, если не для семьи в целом, так для самого ребенка.
-
Функции семьи в формировании ЧК
Создание нормальных условий для производства человеческого капитала Формирование и использование семейного бюджета Ведение домашнего хозяйства 2. Производство человеческого капитала Детородная функция Функция социализации Рекреационная функция 3. Реализация человеческого капитала Участие членов семьи в рыночном хозяйстве (индивидуальное, семейный бизнес и т.п.) Источник А.А. Цыренова Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды
-
Теория фильтра (Теория сигнала) Альтернатива теории человеческого капитала
-
Теория фильтра
Авторы П.Вайлс, М.Спенс Суть теории «фильтра» заключается в том, что образование трактуется как средство отбора, как устройство, сортирующее учащихся по их производственным качествам центральная идея теории - выдвижение на первый план не производительной, а селективной (информационной) функции образования
-
Информационная функция образования в теории фильтра
предполагается, что более одаренные люди достигают в среднем более высоких ступеней образования, следовательно, в процессе обучения происходит как бы сортировка учащихся по уровню их способностей
-
Условиями эффективного функционирования системы сигналов
Согласно М. Спенсу ими являются: 1) небесплатность получения сигнала. Если бы он был даровым, то его могли бы приобретать как более, так и менее способные лица, так что по наличию сигнала нельзя было бы судить о деловых качествах человека; 2) стоимость приобретения сигнала должна быть обратно пропорциональна производительности работника, т.е. чем способнее человек, тем дешевле должно ему обходиться получение сигнала. В противном случае сигналы приобретались бы в равных количествах как более, так и менее одаренными лицами
-
Точка зрения
«ведущие университеты занимаются только тем, что просто отбирают талантливых людей, которые добились бы успеха в любом случае» «университеты стали чем-то вроде паразитических организмов, научившихся извлекать прибыль, предоставляя людям сигнальный сервис» Источник - П. Тиль, основатель PayPal, интервью М. Шафферу, 2011, журнал Эсквайр
-
Критика теории фильтра
Если теория отбора верна, то влияние образования на заработки должно уменьшаться с возрастом, поскольку со временем предприниматели на практике узнают способности работников и могут назначать заработную плату в соответствии с их производительностью, а не наугад, по уровню образования. это предсказание не находит подтверждения: разрыв в заработках у людей с разным образованием, не только не сокращается, но, наоборот, увеличивается по мере роста их трудового стажа
-
Капитал здоровья
Индекс ожидаемой продолжительности жизни как составной элемент ИРЧП В течение 1990х г. состояние здоровья жителей России существенно ухудшилось Отчет ИРЧП 2013 - Россия - 55 место (среди 187) по продолжительности жизни – 124 место, по уровню образования – 49 место, ВНД на душу населения - $12,7 тысяч, 73 место российские мужчины умирают на 15 - 19 лет раньше, чем мужчины в развитых странах
-
факторы, которые на макроуровне коррелируют с продолжительностью жизни
Уровень и качество жизни Удельный вес убыточных предприятий и организаций в их общем числе Уровень благоустройства жилья Прожиточный минимум всего населения Величина прожиточного минимума пенсионеров Соотношение величины пенсий и прожиточного минимума пенсионеров Доля доходов от предпринимательской деятельности Уровень преступности Дискомфортность природных условий Структура и характер питания Б. Прохоров Социально-экономические условия и общественное здоровье в России переходного периода)
-
Капитал здоровья
одна из составляющих человеческого капитала представляет собой ценность сама по себе влияет на срок накопления и использования других видов человеческого капитала – образования и профессионального опыта
-
Инвестиции в здоровье
Позитивные (Занятия физ.культурой, здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, диспансеризация и т.п.) Негативные (Курение, злоупотребление алкоголем, стресс, высокая трудовая нагрузка, малоподвижный образ жизни и т.п.)
-
Здоровье в экономической теории
Вид потребительского блага (анализ «спроса на хорошее здоровье» наряду с другими видами) Составной элемент человеческого капитала (изучение отдачи от «капитала здоровья» наряду с другими видами капитала)
-
Модель М. Гроссмана
уровень здоровья измеряется продолжительностью рабочих дней в году, пропущенных по болезни (рассматривается только занятое население) Человек в одно и то же время является и «потребителем» и «производителем» собственного здоровья В первом случае здоровье как благо входит в его функцию полезности, во втором – он осуществляет инвестиции в человеческий капитал здоровья и тем самым изменяет его уровень.
-
Спрос на здоровье
одно из важнейших благ как «инвестиционное благо» определяет суммарное количество рабочего времени, которое индивид может посвятить работе на рынке труда в течение предстоящей жизни, и, следовательно, его будущие доходы
-
Капитал здоровья (КЗ)
В начале жизненного цикла человек располагает определенным запасом КЗ КЗ сокращается начиная с некоторого момента. При этом темп сокращения является возрастающим во времени. При достижении определенного критического уровня капитала здоровья наступает смерть.
-
Гипотезы модели М.Гроссмана
Согласно модели М. Гроссмана существует позитивное влияние ставки заработной платы на уровень здоровья Исследования данных РМЭЗ (Рощина Я.М. Отдача от позитивных и негативных инвестиций в здоровье, 2008) подтверждают эту гипотезу частично, т. е. для отдельных заболеваний и некоторых возрастных групп. Чаще всего заболеваемость падает с ростом доходов в младшей возрастной группе особенно среди молодых мужчин
-
Модель М. Гроссмана предполагает позитивное влияние уровня образования на здоровье (более образованные людилучше информированы о последствиях своего поведения и могут принимать более эффективные меры по сохранению здоровья) Исследование Я.Рощиной: люди с высшимобразованием имеют выше вероятность заболеть одним из заболеваний, особенно в молодом возрасте. … что в данном случаевысшее (а в некоторых случаях и среднее специальное) образованиеможет быть связано как с большей напряженностью учебы и работы,заложившей основы для развития болезней, так и с сидячей работой,что, например, может приводить к болезням позвоночника и желудочно-кишечного тракта
-
Основные выводы исследования Я.Рощиной
высокая степень влияния поведенческих характеристик людей на сохранение или ухудшение их здоровья. наиболее сильное влияние, помимо социально-демографических характеристик, оказывают занятия спортом (позитивный эффект), потребление табака и алкоголя (негативный эффект). эти способы поведения могут рассматриваться как различные виды инвестиций в здоровье
-
полисы дополнительного медицинского страхования и профилактические посещения врача не оказывают ожидаемого предупредительного эффекта для здоровых людей, но способствуют диагностике и выявлению заболеваний
-
Значимое влияние показатели инвестиций в здоровье оказывают также на занятость, в частности, люди, которые в прошлом периоде вели «здоровый образ жизни», имеют более высокую вероятность занятости Негативное влияние чрезмерного употребления алкоголя на доходы мужчин
-
Причины смерти и приоритеты политики снижения смертности в России
Статья авторов - Вишневский А.Г., Васин А.А., Экономический журнал высшей школы экономики, №4 2011
-
-
Концепция развития здравоохранения РФ «В России существует 4 основных фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности 58,5%”
-
-
-
-
-
Источник: Юмагузин В., Кваша Е. Смертность от внешних причин смерти в России во второй половине 20- начале 21 века, Демоскоп, №535-536, декабрь 2012
-
Источник: Юмагузин В., Кваша Е. Смертность от внешних причин смерти в России во второй половине 20- начале 21 века, Демоскоп, №535-536, декабрь 2012
-
Источник: Юмагузин В., Кваша Е. Смертность от внешних причин смерти в России во второй половине 20- начале 21 века, Демоскоп, №535-536, декабрь 2012
-
-
Источник: Юмагузин В., Кваша Е. Смертность от внешних причин смерти в России во второй половине 20- начале 21 века, Демоскоп, №535-536, декабрь 2012
-
Ваши предложения мер по увеличению продолжительности жизни
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.