Содержание
-
Основные положения стратегического управления
Доцент, канд. техн. наук Е.А. Меньшенина
-
Определение стратегического управления
Шендел и Хаттен: "процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям". Хиггенс: "стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением". Пирс и Робертсон: "как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации".
-
Стратегия - долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы и ее потенциальными возможностями
-
Исторические и логические этапы развития систем стратегического планирования (по Ансоффу)
-
-
-
Задачи стратегического планирования
1. Рациональное распределение и использование ограниченных ресурсов (фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт). 2. Эффективное внедрение нововведений и изменений в организации производства; систематическое развитие мышления менеджеров путем формирования научающейся организации (учиться на прошлых стратегических решениях). 3. Быстрая адаптация к внешней среде в соответствии с требованиями рынка : к внешним благоприятным возможностям, так и опасностям. 4. Внутренняя координация стратегической деятельности с отображением сильных и слабых сторон, достижение эффективной интеграции внутренних операций.
-
Этапы реализации стратегии
1) Углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. Возможны корректировки, если обнаружены недостатки в ранее проведенном анализе целей и стратегий; доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников. 2) Решения по эффективному использованию имеющихся у фирмы ресурсов: оценка, распределение, условия для вовлечения сотрудников. 3) Решения по поводу организационной структуры. 4) Проведение необходимых изменений, составление сценария сопротивления изменениям; закрепление. 5) Возможный пересмотр программы осуществления стратегии.
-
Базовые стратегии организации
1. Стратегии концентрированного роста, т.е. стратегии: усиления позиции на рынке; развития рынка; развития продукта. 2. Стратегии интегрированного роста, т.е. стратегии: обратной вертикальной интеграции; прямой вертикальной интеграции. 3. Стратегии диверсифицированного роста, т.е. стратегии: центрированной диверсификации; горизонтальной диверсификации; конгломеративной диверсификации. 4. Стратегии сокращения, т.е. стратегии: ликвидации; «сбора урожая»; сокращения; сокращения расходов.
-
Основная, общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия.
-
Целеполагание
Цели должны обладать рядом характеристик: - конкретность и измеримость; - временная определенность: долгосрочные цели имеют горизонт планирования пять лет; краткосрочная цель - в пределах года; - достижимость, реальность в сочетании с напряженностью – вероятность достижения 50/50; - множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими - то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
-
Внешняя среда
Три конкретных вопроса: 1. Где сейчас находится организация? 2. Где, по мнению руководства, должна находиться организация в будущем? 3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась в то положение?
-
Факторы анализа внешней среды
Экономические: инфляция и дефляция, занятость, стабильность валюты, налоговая ставка. Политические:нормативные документы местных органов, политика региона, страны в области налогов, кредитов, ставок, контрактов. Рыночные: демографические условия, жизненные циклы изделий и услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли. Технологические:изменение и развитие научно-технического прогресса. Экологические факторы: связанные с защитой окружающей среды. Социальные: занятость, безработица, отношение к предпринимательству, роль женщин и меньшинств в обществе, социальные установки менеджера, движение в защиту интересов потребителя. Факторы конкуренции:будущие цели конкурентов; оценка стратегии конкурента; углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурента. Международные :легкость доступа к сырьевым материалам, изменения валютного курса, политические решения в странах - инвестиционных объектах или рынках.
-
Внешняя среда и персонал
-
Внутренняя среда – управленческое обследование
Маркетинг. 1. Доля рынка и конкурентоспособность. 2. Разнообразие и качество ассортимента изделий.3. Рыночная демографическая статистика.4. Рыночные исследования и разработки.5. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов.6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара.7. Прибыли. Финансы (бухгалтерский учет).Потенциальные внутренние слабости , относительное положение организации в сравнении с конкурентами.
-
Операции. Непрерывный анализ управления операциями (производством). - Можем ли производить товары и услуги по более низкой цене, чем конкуренты?- Какой доступ мы имеем к новым материалам?- Является ли наше оборудование современным?- Подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса?- Несколько эффективно мы спланировали и спроектировали процесс производства? Может ли он быть улучшен? Человеческие ресурсы. Квалифицированные сотрудники и руководители с хорошо мотивированными целями - в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае данная слабость будет подвергать опасности будущую деятельность организации. Культура и образ корпорации - подкрепляются или ослабляются репутацией компании.
-
Реализация организационной стратегии: персонал как двигатель прогресса))
Концепция стратегического УЧР была впервые предложена Фомбруном и соавторами, которые утверждали, что эффективное функционирование компании опирается на три ключевые момента: 1. Миссия и стратегия. 2. Организационная структура. 3. Управление человеческими ресурсами. По определению этих авторов, Стратегия является процессом, в ходе которого формулируется миссия компании и определяются ее цели; а с другой стороны – процессом, посредством которого компания использует свои ресурсы для выполнения поставленных целей.
-
Стратегическое управление персоналом – это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. Цель стратегического управления персоналом – обеспечить скоординированное и адекватное состоянию внешней и внутренней среды формирование трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период.
-
Управление человеческими ресурсами: основные признаки
М. Армстронг: «стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими людьми, которые вносят вклад в решение задач предприятия». Основные характеристики УЧР : реализация стратегического подхода, согласующего собой глобальные стратегии предприятия и его стратегию УЧР; всесторонний и логически последовательный подход к обеспечению взаимной поддержки и интеграции теории и практики трудовой занятости (групповая конфигурация УЧР: развитие и использование потенциала сотрудников, мотивирование, приверженность организации и т.д); «ориентация на приверженность» персонала миссии и ценностям; cозданиеопционной программы, т.е. долевого участия сотрудников в капитале компании.
-
работники рассматриваются как актив, человеческий капитал, обеспечивается возможность обучения и развития «научающейся организации»; человеческие ресурсы - один из основных ресурсов, источников конкурентного преимущества; подход к работнику является унитарным: считается, что он разделяет интересы работодателя, даже если они не будут совпадать с их собственными; осуществление УЧР - это задача руководителей подразделений, а не только HR-менеджеров.
-
Задачи стратегии УЧР
1. Обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией. 2. Формирование внутренней среды организации таким образом, что внутриорганизационная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создают условия и стимулируют воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого стратегического управления. 3. Методы стратегического управления позволяют развивать и поддерживать гибкость оргструктур. 4. Возможность разрешения противоречий в вопросах централизации-децентрализации управления персоналом. Система стратегического управления персоналом - упорядоченная и целенаправленная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых субъектов, объектов и средств стратегического управления персоналом, взаимодействующих в процессе стратегического УЧР.
-
Этапы стратегического управления человеческими ресурсами компании
-
Области HR-службы в компании
-
Компетенции организации
Компетенция организации — набор взаимосвязанных навыков, способностей и технологий, обеспечивающий эффективное решение определенного класса задач 1.Стандартная компетенция — набор способностей для решения обычных для данного рынка задачи. Должны обладать все участники рынка, ее отсутствие приводит к очень быстрому уходу компании с рынка. 2. Ключевая компетенция — набор способностей, которые позволяют решать особые задачи, не типичные для большинства участников рынка.Наличие ключевой компетенции выводит компанию в лидеры и делает устойчивой при ужесточении конкуренции.
-
Критерии ключевой компетенции: значимость для потребителей (она создает большую часть воспринимаемой потребителем ценности); уникальность (трудность в достижении другими компаниями); возможность совершенствования (при появлении новых требований рынка); сотрудничество (компетенция может стать результатом уникального взаимодействия ряда партнеров, организаций и потребителей...); компетенция базируется на знаниях (а не является следствием уникального стечения обстоятельств). 3. Ведущая компетенция — это преимущества в решении задач (ситуаций), которые станут зоной конкуренции в будущем при ее обострении. Обеспечивает лидерство компании в будущем. Наличие предпосылок, которые при соответствующей работе могут привести к созданию уникального торгового предложения и обеспечить компании первенство, выход в новый сегмент рынка, продукта, технологии.
-
Критические факторы успеха
Критический фактор успеха (КФУ) — одна или несколько причин, благодаря которым лидер отрасли добивается высокого положения. Примеры КФУ: уникальный кадровый состав — человеческие ресурсы; уникальное месторасположение — географический фактор; имидж бренда — рекламный фактор; уникальное изобретение, защищенное патентом, — интеллектуальный фактор; уникальное оборудование — технологический фактор. В условиях конкуренции компании стремятся к защите своего критического фактора успеха, чтобы удержать конкурентное преимущество.
-
Отличие компетенций от критических факторов успеха
-
Структура организационных компетенций
-
Уровни элемента «знания»:
Данные: я имею доступ к внешней информации. Информация: я знаю, я выучил, я выяснил. Знание: я интегрировал схему информации. Я могу объяснить кому-то другому. Уровни элемента «ноу-хау»: Умения: я могу это делать, сознательно управляя своим поведением или при помощи кого-то знающего. Навык: я могу это делать самостоятельно и без сознательного контроля. Технология: я могу это делать и объяснить другому, как это делать и почему это надо делать именно так.
-
Уровни элемента «отношения»:
Поведение: я привык это делать так, и это не вызывает у меня эмоционального протеста. Принятие: я согласен, что надо действовать именно так. Интерес: я заинтересован действовать так сам и могу убедить другого в целесообразности такого поведения.
-
Разработка кадровой стратегии состоит из семи шагов:
Шаг 1. Определение стратегии развития организации, анализ сценариев развития компании и среды, определения путей достижения стратегических целей, создания программы изменений. Четко выделить основные движущие силы бизнеса, например: технология, сбыт, издержки, новинки, развитие рынка. Что ждет компанию в будущем? Рост, увеличение объема издержек, новые конкуренты? Какова роль персонала в решении новых задач? Какое влияние оказывают эти факторы на персонал компании? Какие навыки понадобятся для реализации новой стратегии? В чем состоит фундаментальный вклад персонала в финансовые результаты компании?
-
Шаг 2. Проектирование компетенций организации, необходимых для достижения сформированных целей и требуемых компетентностей персонала разных направлений и уровней деятельности. Шаг 3. Формирование системы целей в области создания человеческого ресурса деятельности организации в будущем. Объясните, как вы собираетесь заинтересовать персонал, какую систему ценностей компании предлагаете.
-
Шаг 4
Проектирование и инициирование кадровых программ и проектов, направленных на интенсификацию процессов формирования приоритетных параметров человеческого капитала. После детального анализа персонала и деятельности отдела кадров проведите COPS-анализ:Culture - культура,Organization - организация,People - люди,Systems - системы управления персоналом. Анализ поможет определить проблемные зоны: (Что произойдет, если главным для компании станет не товар, а потребитель? Или если основой культуры компании будут не продажи, а маркетинг? )
-
Шаг 5
Формирование HR-архитектуры, т.е. структуры служб для реализации кадровых программ и проектов, а также обеспечения функционирования кадрового ресурса. Вернитесь к стратегии бизнеса и рассмотрите ее с точки зрения SWOT- и COPS-анализов. Постарайтесь понять, насколько реально добиться поставленных стратегических задач при имеющихся в вашем распоряжении кадрах. Сопоставив результаты SWOT- и COPS-анализов со стратегией бизнеса, определите важнейшие проблемы персонала.
-
Шаг 6
Для каждой первоочередной проблемы четко изложите варианты действий руководства. Подумайте о последствиях тех или иных действий. Составить общий план и поставить задачи для каждого направления работы отдела кадров: управление; поощрение; поиск и подбор персонала; повышение квалификации персонала; деловая оценка; общение (коммуникации). Разработка состава показателей результативности, создание регламентов измерения КПР.
-
Шаг 7
Создание системы целостного кадрового мониторинга: целей в области работы с персоналом (путем постоянного сопоставления с актуальными и перспективными целями организации, проверки достижимости, адекватности стратегий); кадровых процессов как направлений качественных и количественных изменений, индикаторов новой сущности человеческого капитала; достигнутых результатов; эффективности затрат.
-
Условия технологии УЧР относительно хорошо развита система адаптации к внешнему и внутреннему рынку труда (индивидуальное планирование карьеры, подготовка и переподготовка персонала, стимулирование профессионального роста и ротации кадров); имеются гибкие системы организации работ (кружки качества, автономные рабочие группы); используются системы оплаты, построенные на принципах всестороннего учета персонального вклада (в том числе и самими работниками) и (или) уровня профессиональной компетентности (знания, умения и навыки, которыми реально овладели работники);
-
поддерживается довольно высокий уровень участия отдельных работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, касающихся их повседневной работы; применяется практика делегирования полномочий подчиненным; функционирует разветвленная система организационной коммуникации, обеспечивающая двух- и многосторонние вертикальные, горизонтальные и диагональные связи внутри организации.
-
Типология систем УЧР Управление по результатам Управление посредством мотивации Рамочное управление Управление на основе делегирования Партисипативное управление Предпринимательское управление
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.