Содержание
-
Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности на уроках математики
-
Общество нуждается не только в образованных, вооруженных знаниями, умениями и навыками, но и в здоровых (физически, психически, духовно), социализированных, способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям детях.
-
Именно этой потребностью продиктована нарастающая активность работы педагогических коллективов по моделированию здоровьесберегающей, безопасной образовательной среды, поиску механизмов совершенствования здоровьесберегающего образовательного процесса.
-
Качество реализации здоровьесберегающего образовательного процесса в школе в значительной степени зависит от парадигмы образования, в рамках которой образовательное учреждение строит свою работу.
-
В настоящее время имеют место две парадигмы образования: личностно-отчужденная и личностно-ориентированная.
-
Личностно-отчужденная парадигма предусматривает передачу ребенку максимально возможного количества накопленных в истории человечества знаний, опыта и т.п. Возможности, желания, потребности личности ребенка здесь, как правило, не учитываются.
-
Личностно-ориентированная парадигма предлагает педагогу, прежде всего, исходить из природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей, интересов, личных потребностей и т.п.
-
В рамках личностно - ориентированной парадигмы отношения между учителем и учеником носят диалоговый, субъект-субъектный характер, что связано со стремлением обеспечить максимально полную самореализацию воспитанником своего потенциала при взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс неавторитарно, максимально учитывая уровень личного развития ребенка, доминирующие мотивы его поступков, интересы, способности и потребности. Под руководством педагога происходит формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности, самостоятельно и осознанно делающего свои большие и малые жизненные выборы.
-
Таким образом, глубокое понимание современных задач начального образования предполагает перенесение акцентов в обучении любому предмету с формирования предметных знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка через становление его как субъекта учебной деятельности. При этом предметные знания, умения и навыки выступают условием и средством достижения приоритетной цели обучения – развития личности школьника.
-
Идея личностно - ориентированного обучения (ЛОО) не является новой так как, так как ещё в трудах Ж.Ж. Руссо находим: "У детей своя манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней, как желание заменить её нашей"
-
ЛОО позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. ЛОО ориентировано на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.
-
Личностно - ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие, прежде всего всех тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизнедеятельности, занять в ней активную, ответственную позицию.
-
Урок с использованием ЛОО существенно меняет свои функции и формы организации. Например, обычный урок сообщения и проверки знаний превращается в урок выявления опыта ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию.
-
Потребность в учебной деятельности (мотив) зависит от характера этой деятельности.
-
Задачами личностно – ориентированного обучения являются:
-
личностный рост
-
развитие субъективности
-
саморазвитие учащегося
-
интеллектуальное развитие учащегося
-
формирование в сознании учащегося целостной картины мира
-
Цель учителя, работающего в системе ЛОО: создание условий для проявления познавательной активностиучеников.
-
Средства достижения:
-
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся
-
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
-
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
-
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения
-
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи) анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
-
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
-
Презентацию подготовила: учитель начальных классов Чудинова Н.В. 2010- 2011 уч.год
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.