Презентация на тему "Методика обучения решению планиметрических задач"

Презентация: Методика обучения решению планиметрических задач
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
1 2 3 4 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Методика обучения решению планиметрических задач" по математике. Состоит из 23 слайдов. Размер файла 0.88 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Слова
    геометрия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методика обучения решению планиметрических задач
    Слайд 1

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

    Лекция 1 ЧЕТЫРХУГОЛЬНИКИ Ларионова Наталья Евгеньевна, МАОУ Лицей математики и информатики

  • Слайд 2

    В школьных задачах по геометрии мы обычно рассматриваем выпуклые четырехугольники

  • Слайд 3

    В чем разница между ними? Если любые две точки выпуклого многоугольника соединить отрезком — весь отрезок будет лежать внутри многоугольника. Для невыпуклых фигур это не выполняется. Сумма углов выпуклого четырехугольника равна 360 градусов. Произвольные четырехугольники в задачах по геометрии встречаются редко. Намного чаще — такие, у которых есть параллельные стороны. Это параллелограмм, ромб, квадрат, прямоугольник и трапеция.

  • Слайд 4

    В таблице собраны их определения и свойства.

  • Слайд 5

    Параллелограмм — это четырехугольник, имеющий две пары параллельных сторон.Свойства параллелограмма:Противоположные стороны параллелограмма равны.Противоположные углы параллелограмма равны.Диагонали параллелограмма в точке пересечения делятся пополам.

  • Слайд 6

    Давайте посмотрим, как свойства параллелограмма применяются в решении задач ОГЭ и ЕГЭ.Задача 1. Найдите угол между биссектрисами углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне. Ответ дайте в градусах.

    Пусть BМ и CK — биссектрисы углов параллелограмма, прилежащих к стороне BC. Сумма углов ABC и BCD равна 180   Углы OBC и OCB — половинки углов ABC и BCD. Значит, сумма углов ABC и BCD равна 90градусов. Из треугольника BOC находим, что угол BOC — прямой. Ответ: 90. Биссектрисы углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, — перпендикулярны.

  • Слайд 7

    Легко доказывается и другое свойство биссектрис параллелограмма:Биссектрисы противоположных углов параллелограмма — параллельны.

    Задача 2. Точка пересечения биссектрис двух углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, принадлежит противоположной стороне. Меньшая сторона параллелограмма равна 5. Найдите его большую сторону.

  • Слайд 8

    Задача 2. Точка пересечения биссектрис двух углов параллелограмма, прилежащих к одной стороне, принадлежит противоположной стороне. Меньшая сторона параллелограмма равна 5. Найдите его большую сторону.

    Найдем на этом рисунке накрест лежащие углы. Углы DAE и BEA, а также CED и ADE — накрест лежащие. Накрест лежащие углы равны. Значит, угол DAE равен углу BEA, а угол CED — углу ADE. Получаем, что треугольники ABE и CDE — равнобедренные, то есть BE=AB, а EC=CD. Тогда BC = 5+5=10. Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник.

  • Слайд 9

    Прямоугольник и его свойстваПрямоугольник — это параллелограмм, у которого все углы прямые.Диагонали прямоугольника равны.

  • Слайд 10

    Задача1. В прямоугольнике диагональ делит угол в отношении 1:2, меньшая его сторона равна 6. Найдите диагональ данного прямоугольника.

    Рассмотрим прямоугольный треугольник ABD. Найдем, чему равен угол DBA и его синус, а затем найдем DB. Ответ: 12.

  • Слайд 11

    Рассмотрим еще одну задачу, в которой применяются свойства диагоналей прямоугольника.Задача 2. Острые углы прямоугольного треугольника равны 24и 66Найдите угол между высотой и медианой, проведенными из вершины прямого угла. Ответ дайте в градусах.  

    Казалось бы, при чем здесь прямоугольник? Дан прямоугольный треугольник, из вершины прямого угла проведены высота и медиана. А что можно сказать о длине этой медианы? Давайте достроим чертеж до прямоугольника. Поскольку диагонали прямоугольника равны (это свойство прямоугольника) и делятся пополам в точке пересечения, отрезки CM, BM и AM тоже будут равны. Каждый из них равен половине диагонали прямоугольника. Мы доказали теорему: В прямоугольном треугольнике медиана, проведенная к гипотенузе, равна половине гипотенузы.

  • Слайд 12

    Итак, BM = CM, значит, треугольник BMC равнобедренный, и угол BCM равен 24. По свойству высоты, проведенной из вершины прямого угла, Углы ACH и ABC равны 24. Тогда угол MCH (между медианой и высотой треугольника ABC) равен 90-24-24=42. Ответ: 42.  

  • Слайд 13

    Центр описанной окружности — точка, равноудаленная от всех вершин треугольника. Очевидно, эта точка — середина гипотенузы.В прямоугольном треугольнике центром описанной окружности является середина гипотенузы.

    Задача 1. Найдите диагональ прямоугольника, вписанного в окружность, радиус которой равен 5. Проведем диагональ AC. Получим, что AC равна 2R. Ответ: 10.

  • Слайд 14

    Ромб и его свойства

    По определению, ромб — это параллелограмм, все стороны которого равны. Свойства ромба: Диагонали ромба перпендикулярны. Диагонали ромба делят его углы пополам.

  • Слайд 15

    Воспользуемся свойствами ромба для решения задач.Задача 1. Найдите меньшую диагональ ромба, стороны которого равны 2, а острый угол равен 60  

    Проведем меньшую диагональ ромба и рассмотрим треугольник ADB. Поскольку AD = DB, а угол DAB равен 60, треугольник ADB — равносторонний. Следовательно, меньшая диагональ ромба равна 2.  

  • Слайд 16

    1. Найдите высоту ромба, сторона которого равна , а острый угол равен 60?  

    Один из подходов к решению задач по геометрии — метод площадей. Он состоит в том, что площадь фигуры выражается двумя разными способами, а затем из полученного уравнения находится неизвестная величина. Пусть a — сторона ромба. Отсюда найдем высоту

  • Слайд 17

    2. Диагонали ромба относятся как 3:4. Периметр ромба равен 200. Найдите высоту ромба.

    Пусть диагонали ромба равны 6x и 8x. Диагонали ромба перпендикулярны, значит, треугольник AOB — прямоугольный. По теореме Пифагора AB = AO^2 + OB^2, AB^2 = 9x^2 + 16x, AB^2 = 25x^2, Отсюда AB=5x. Поскольку периметр равен 200, 5x 4=200, x=10, AB=50, а диагонали ромба равны 60 и 80. Нам надо найти высоту ромба.   Давайте запишем, чему равна площадь ромба. С одной стороны, S = a h. С другой стороны, площадь ромба складывается из площадей двух равных треугольников ABC и ADC, то есть равна 60 40 = 2400. Отсюда h = S : a = 2400 : 50 = 48. Ответ: 48.  

  • Слайд 18

    Квадрат — это прямоугольник, у которого все стороны равны.Можно дать и другое определение квадрата:квадрат — это ромб, у которого все углы прямые.

    Получается, что квадрат обладает всеми свойствами параллелограмма, прямоугольника и ромба. Квадрат относится к правильным многоугольникам. У правильного многоугольника все стороны равны и все углы равны. Перечислим свойства квадрата: Все углы квадрата — прямые, все стороны квадрата — равны.

  • Слайд 19

    3. Диагонали квадрата делятся точкой пересечения пополам. 4. Диагонали квадрата являются биссектрисами его углов (делят его углы пополам). 5. Диагонали квадрата делят его на 4 равных прямоугольных равнобедренных треугольника. 2. Диагонали квадрата равны и пересекаются под прямым углом. Периметр квадрата P в 4 раза больше его стороны и равен: P=4a. Площадь квадрата равна квадрату его стороны: S=a^2.

  • Слайд 20

    Теорема 1. Диагональ квадрата равна произведению его стороны на то естьd=a.  

    Доказательство: Рассмотрим квадрат ABCD. Проведем диагональ квадрата AC. Треугольник АВС – прямоугольный с гипотенузой АС. Запишем для треугольника АВС теорему Пифагора: + =+=2 АС= ∙ a. что и требовалось доказать.  

  • Слайд 21

    Теорема 2. Радиус вписанной в квадрат окружности равен половине его стороны:r = a  

    Доказательство: Пусть окружность с центром в точке О и радиусом r вписана в квадрат АВСD и касается его сторон в точках P, M, N, K. Тогда OPAB, ON перпендикулярно CD, поскольку AB параллельно CD. Через точку О можно провести только одну прямую, перпендикулярную АВ, поэтому точки Р, О и N лежат на одной прямой. Значит, PN – диаметр окружности. Поскольку АРND – прямоугольник, то PN = AD, то есть 2r=a, r=a/2, что и требовалось доказать.  

  • Слайд 22

    Теорема 3. Радиус описанной около квадрата окружности равен половине его диагонали:R= a.  

    Доказательство: Диагонали квадрата АС и BD равны, пересекаются в точке О и делятся точкой пересечения пополам. Поэтому OA=OB=OC=OD, т.е. точки A, B, C и D лежат на одной окружности, радиус которой R = d/2 (d=AC=BD). Это и есть описанная около квадрата АВСD окружность. По теореме 1: Тогда что и требовалось доказать.

  • Слайд 23

    Заметим, что периметр квадрата тоже можно связать с радиусами вписанной и описанной окружностей:P=4a=4R=8r.!Четырехугольник является квадратом, если выполняется хотя бы одно из условий:Все стороны равны и среди внутренних углов есть прямой угол.Диагонали равны, перпендикулярны и, пересекаясь, делятся пополам.  

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке