Содержание
-
Математический язык. Математическая модель
Матюхина Ирина Александровна учитель математики МБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов г.Ставрополя 206-725-802
-
Цель: повторяя материал курса математики 5–6 классов, ввести термины: математический язык, математическая модель, не давая им строгого обоснования; дать учащимся возможность привыкнуть к этим терминам и включить их в свой рабочий словарь, то есть заложить фундамент математического языка.
-
- Числовые и алгебраические выражения
- Что такое математический язык
- Что такое математическая модель
- Линейное уравнение с одной переменной
- Координатная прямая
-
и т.д.
- У каждой дисциплины свои объекты изучения, свои методы познания реальной действительности
- Числовые и алгебраические выражения
-
Числовым выражением называют всякую запись, составленную из чисел и знаков арифметических действий
Пример 1:
Обозначим числитель данного дробного выражения буквой А, а знаменатель – буквой В и выясним порядок действий
- А =
- В =
-
В процессе решения примера вспомнили и применили следующие сведения:
- Порядок арифметических действий.
- Переместительный закон сложения: а+в=в+а.
- Переместительный закон умножения: ав=ва.
- Сочетательный закон сложения: а+в+с=(а+в)+с=а+(в+с).
- Понятия обыкновенной дроби, десятичной дроби, отрицательного числа.
- Сочетательный закон умножения: авс=(ав)с=а(вс).
- Арифметические операции с десятичными дробями.
- Арифметические операции с обыкновенными дробями.
Основное свойство дроби: .
- Правила действия с положительными и отрицательными числами.
-
- Число, которое получается в результате упрощений числового выражения, называют значением числового выражения.
- Если дано алгебраическое выражение, то можно говорить о значении алгебраического выражения только при конкретных значениях входящих в него букв.
- Поскольку буквам, входящим в состав алгебраического выражения, можно придавать различные числовые значения (т.е. можно менять значения букв), эти буквы называют переменными.
-
На нуль делить нельзя!
В тех случаях, когда возникает такая ситуация делаем вывод, что выражение не имеет смысла.
Если при конкретных значениях букв (переменных) алгебраическое выражение имеет значение, то указанные значения переменных называют допустимыми; если же при конкретных значениях букв (переменных) алгебраическое выражение не имеет смысла, то указанные значения переменных называют недопустимыми.
-
Что такое математический язык
Цель: сформировать понимание учащимися того, что математика – предмет, позволяющий правильно ориентироваться в окружающей действительности; предмет, который реальные процессы описывает на особом математическом языке. Познакомить учащихся с некоторыми символами, правилами математического языка.
-
- На математическом языке многие утверждения выглядят яснее и прозрачнее, чем на обычном. Во всяком языке есть письменная и устная речь.
- В математике устная речь – это употребление специальных терминов («слагаемое», «уравнение», «неравенство», «график», «координата» и т.п.), а так же различные математические утверждения, выраженные словами.
-
Вывод
главное назначение математического языка – способствовать организации деятельности.
-
Что такое математическая модель
Цель: сформировать понимание учащимися сути термина «математическое моделирование». Привести примеры, показывающие, как может математика описывать реальные процессы на особом математическом языке в виде математических моделей. Познакомить учащихся с тремя этапами математического моделирования и выработать умение применять полученные знания на практике.
-
Виды моделирования:
- словесная модель
- геометрическаямодель
- алгебраическая модель
- графическая модель
-
Алгебра занимается тем, что описывает различные реальные ситуации на математическом языке в виде математических моделей, а затем имеет дело уже не с реальными ситуациями, а с этими моделями, используя разные правила, свойства, законы, выработанные в алгебре.
При решении математических задач рассуждения проходят три этапа:
- Составление математической модели;
- Работа с математической моделью;
- Ответ на вопрос задачи.
-
Линейное уравнение с одной переменной
Цель: повторить известные из курса 5–6 класса линейные уравнения с одной переменной, отработать алгоритм решения линейного уравнения.
-
Одним из самых простых и в то же время очень важных видов математических моделей реальных ситуаций являются известные вам из курса математики 5-6 классов линейные уравнения с одной переменной (приведите примеры).
-
- Что значит решить линейное уравнение ?
- Решить линейное уравнение – это значит найти все те значения переменной, при каждом из которых уравнение обращается в верное числовое равенство или ... ?
-
Линейным уравнением с одной переменной x называют уравнение вида ax+b=0, где a и b – любые числа (коэффициенты)
- Если а=0 и b=0, т.е. уравнение имеет вид 0⋅x+0=0, то корнем уравнения является любое число (бесконечное множество корней).
- Если а=0 и b≠0, т.е. уравнение имеет вид 0⋅x+b=0, то уравнение не имеет корней.
-
Алгоритм решения линейного уравнения ax+b=0 в случае, когда a≠0
- Преобразовать уравнение к виду ax = - b.
- Записать корень уравнения в виде x = (- b): a, или, что то же самое, .
-
Алгоритм решения линейного уравнения
- Если уравнение содержит скобки, то их надо открыть по правилу раскрытия скобок (Если перед скобками стоит знак «-», то …; если перед скобками стоит знак «+», то …).
- Перенести все члены уравнения, содержащие переменную в одну часть, а не содержащие переменную в другую(При переносе из одной части уравнения в другую, знаки слагаемых меняются на противоположные).
- Привести подобные слагаемые и получить уравнение видаax = - b.
- Применить алгоритм решения простейших линейных уравнений с одной переменной.
-
Методы и приемы применяемые при решении уравнений
- Приведение подобных слагаемых
- Правила раскрытия скобок
- Прием переноса слагаемых
- Свойство пропорций (перекрестное правило)
- Приведение к целым коэффициентам
-
Координатная прямая
Цель: повторить понятие координатной прямой (координатной оси), правило нахождения точки по заданной координате и правило отыскания координаты заданной точки. Познакомить учащихся с видами числовых промежутков. Обучить умению непринужденно связывать геометрическую и аналитическую модели промежутка и выбирать адекватное обозначение и символическую запись.
-
Нужно уметь свободно переходить от одного вида математической модели к другому, выбирать то, что удобнее. В этой связи весьма полезна графическая модель – координатная прямая.
Прямая, начало отсчета, масштаб, положительное направление
-
О0х
1 3
1). х>1, х<3.
2). -2<х<2.
О0х -2 -1 1 2 3
-
Сводная таблица числовых промежутков
-
Привести примеры:
- числовых выражений;
- алгебраических выражений;
- порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- переместительного и сочетательного законов сложения и умножения;
- понятия обыкновенной дроби, десятичной дроби, отрицательного числа;
- арифметических операций с обыкновенными и десятичными дробями;
- основного свойства обыкновенной дроби;
- правил действий с положительными и отрицательными числами.
-
№1. Укажите числовые и буквенные выражения
А) 4,16+2,5+6,04+3,5; Б) х+5;
В) 8с - 12d; Г) ;
Д) ; Е) -9⋅1,5 +8,3(-7,8-(-3,3)).
Подумай! №34; 35; 36
№ 2. Выполни действия удобным способом:
а) б)
-
Математический диктант
1. Запишите числовое выражение и найдите его значение.
а) сумма чисел 18 и 3,5 4,5 и 17
б) разность чисел 25, 5 и 38,25 и
в) произведение чисел 14,7 и 3,15 22,05 и 2,1
г) частное от деления чисел и и
2. Составьте числовые выражения, используя в их записи только четыре семерки пятерки так, чтобы эти выражения принимали следующие значения: 0; 1; 2.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.