Содержание
-
Применение ТРИЗ для формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности по математике.
Автор: БекешеваЛипатМакаровна – учитель математики Тоузаковский филиал ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы Самарской области
-
ТРИЗ теория решения изобретательных задач –Генрих СауловичАльтшуллер
Регулярная тренировка творческого мышления на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и формирует функциональную грамотность , вырабатывает способность применять знания в реальной жизненной ситуации. Рассмотрим несколько методов и приемов ТРИЗ.
-
Названия методов и приемов.
Мозговой штурм. Прием фантазирования . Прием «Синквейн» Творческие задания. «Да- Нет». Морфологический анализ.
-
Мозговой штурм
Необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой на первый взгляд нет реального выхода. Благодаря «Мозговому штурму» дети понимают, что из любой ситуации есть выход, таким образом у них формируются основы рационального творческого мышления.
-
Чтобы посчитать бананы, растущие высоко на пальме их сначала нужно снять!
Предложения детейзаписываются на доске. Подставить стул. Залезть друг другу на плечи. Потрясти пальму. Раскрутить и накинуть на пальму веревку, как это делают индейцы.
-
Прием фантазирования
ОЖИВЛЕНИЕ-Позволяет ребенку стать на время изобретателем Приём предназначен для наделения объекта человеческими свойствами, качествами животных, что ведёт к созданию нестандартного художественного образа.
-
Творческие задания.
Составляют красочную схему и решают предложенные задачи В данный момент расстояние между двумя таксистами 600 км. На каком расстоянии будут находиться таксисты через два часа, если скорость одного 90 км/ч., а другого - 110 км/ч, и они выезжают навстречу друг другу одновременно? Из одного логова одновременно в противоположных направлениях выбежало два тигра. Скорость одного тигра 70 км/ч, а другого – 50 км/ч. Какое расстояние будет между тиграми через 2 часа?
-
ДА-НЕТ
Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не содержит четкого вопроса. Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегам реки).
-
Метод морфологического анализа
Данный метод позволяет осуществлять поиск новой идеи путем систематического перебора возможных вариантов, используется при решении логических задач. Три друга — Алеша, Боря и Витя — учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один — на трамвае, один — на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!». Кто на чем ездит домой? Для решения задачи можно составить таблицу (морфологический ящик), используя которую удается простым и наглядным способом найти решение.
-
Прием «Синквейн»
Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо. 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке. 1 строка – ключевое слово, определяющее синквейн. 2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5 строка – обычно одно слово-резюме, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием.
-
1.Дроби 2. Правильные, неправильные. 3. Делили, переворачивали, умножали. 4. делимое умножить на дробь обратную делителю 5.Правило 1.Проценты 2.Сложные, интересные, увлекательные 3.Превращаем, вычисляем, применяем 4.Они выражают снижение и повышение цен 5.Необходимые 1. Смежные углы.2. Красивы, но не всегда равны.3. Чертим, измеряем и знаем,4. Что сумма их равна 1800.5. Теорема. 1. Контрольная работа. 2. Интересная, понятная. 3. Пишем, строим, вычисляем. 4. Тетрадь для контрольных работ. 5. Математика.
-
Заключение
Использования приемов ТРИЗ во внеурочной деятельности по математике – дает обучающимся возможность увидеть в изучаемой теме инструменты творчества: доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на занятиях информация, что особенно актуально в условиях внедрения ФГОС, для формирования функциональной грамотности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.