Презентация на тему "Дизартрия"

Презентация: Дизартрия
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по медицине на тему: "Дизартрия", адресованная студентам, будущим врачам. Благодаря этой работе учащиеся познакомятся с этимологией этого заболевания, его формами, а также способами коррекции, позволяющими минимизировать проявления недуга.

Краткое содержание

  • Что такое дизартрия?
  • Основные проявления дизартрии
  • Причины возникновения дизартрии
  • Классификация клинических форм дизартрии
  • Формы дизартрии
  • Система коррекционной работы
  • Гимнастика А. Н.Стрельникова
  • Лечение дизартрии методом гирудотерапии

Содержание

  • Презентация: Дизартрия
    Слайд 1

    Дизартрия

    Семинар для студентов медицинского колледжа №3 г. Москвы

    Учитель-логопед ГОУ СОШ №1688 ВАО г.Москвы Дубровина Оксана Витальевна

  • Слайд 2

    Что такое дизартрия?

    Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

  • Слайд 3

    Термин "дизартрия"образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая

    расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

  • Слайд 4

    Основные проявления дизартрии

    • состоят в расстройстве артикуляции звуков,
    • нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.
  • Слайд 5

    Названные нарушения проявляются

    • в разной степени и в различных комбинациях
    • в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе,
    • от тяжести нарушения,
    • от времени возникновения дефекта.
  • Слайд 6

    Причины возникновения дизартрии

    • Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития.
    • Несовместимость по резус-фактору.
    • Воздействие инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.
    • Детский церебральный паралич - (ДЦП).
    • По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев.
  • Слайд 7

    Классификация клинических форм дизартрии

    Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга.

    Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга

    • специфическими дефектами звукопроизношения,
    • голоса,
    • артикуляционной моторики,
    • нуждаются в различных приемах логопедического воздействия
    • и в разной степени поддаются коррекции.
  • Слайд 8

    Формы дизартрии

  • Слайд 9

    Бульбарная дизартрия(от лат. bulbus - луковица, форму которой имеет продолговатый мозг)

    проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).

  • Слайд 10

    Характерным является

    • паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба(нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок).
    • атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония) - паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.
  • Слайд 11

    Подкорковая дизартрия

    возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга.

  • Слайд 12

    Характерным является

    нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза.

    Гиперкинез - насильственные непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком.

    • своеобразные нарушения фонации и артикуляции.
    • нарушение просодической стороны речи - темпа, ритма и интонации.
    • Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.
  • Слайд 13

    Мозжечковая дизартрия

    • характеризуется скандированной "рубленой" речью,
    • иногда сопровождается выкриками отдельных звуков.
    • В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.
  • Слайд 14
    • характеризуется скандированной "рубленой" речью,
    • иногда сопровождается выкриками отдельных звуков.

    В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.

  • Слайд 15

    Корковая дизартрияпредставляет большие трудности для выделения и распознавания.

    • При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата - затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой.
    • В отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому.
  • Слайд 16

    Стертая (лёгкая) форма

    Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития.

    Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

    - токсикоз беременности;

    - хроническую гипоксию плода;

    - острые и хронические заболевания матери в период беременности;

    - минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода;

    - легкую асфиксию;

    - родовые травмы;

    - острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.

  • Слайд 17

    Характерным является

    • В ранний период развития у детей отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач.
    • плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу (такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды).
    • В раннем психомоторном развитии становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.
    • Раннее речевое развитие у детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено.
    • Общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.
    • Нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации.
    • Нарушения речевой моторики обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.
  • Слайд 18

    Псевдобульбарная дизартриянаиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии

    • Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др.
    • У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.
  • Слайд 19

    три степени псевдобульбарной дизартрии

  • Слайд 20

    Система коррекционной работы

    • Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
    • Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, раз­витием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
    • Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
    • Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.
  • Слайд 21

    Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:

    • поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
    • системного подхода к анализу речевого дефекта;
    • регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.
  • Слайд 22

    Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

    1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого раз­вития и возраста ребенка.

    2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звуко­произношения должно быть направлено на развитие комму­никации, школьной и социальной адаптации ребенка.

    3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имею­щихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.

    4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.

    5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и дви­жений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

    6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция кото­рых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в пер­вую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.

    7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не по­нятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех кон­текстах и в различных речевых ситуациях. 8. У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.

  • Слайд 23

    В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется

    парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

  • Слайд 24

    При обучении гимнастике А. Н.Стрельниковасоветует выполнять четыре основных правила.

  • Слайд 25

    Правило 1.

    • "Гарью пахнет! Тревога!" и резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.
    • Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе.
    • Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.
  • Слайд 26

    Правило 2.

    • Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" и следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно.
    • Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
  • Слайд 27

    Правило 3.

    • Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок.
    • И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп: 60-72 вдоха в минуту.
    • Вдохи громче выдохов.
    • Норма урока: 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов.
    • Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.
  • Слайд 28

    Правило 4.

    Подряд делайте столько вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент.

    Весь комплекс состоит из 8 упражнений:

    • "Кошка".
    • "Насос".
    • "Обними плечи».
    • "Большой маятник".
    • "Полуприседы".
    • "Малый маятник".
    • "Ушки".
    • Повороты.
  • Слайд 29

    Лечение дизартрии методом гирудотерапии

    Полученные результаты по лечению алалии и дизартрии у детей методом герудотерапии, а также результаты суперпозиционного сканирования мозга позволили зафиксировать ускоренное созревание нейронов речедвигательной коры головного мозга у таких детей.

  • Слайд 30
    • Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.
    • Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневрологаи специалиста по лечебной физкультуре.
  • Слайд 31

    Желаю удачи!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке