Содержание
-
Казахская музыкальная культура
-
План:
- 1. Казахская музыкальная культура. Казахская народная музыкальная классика. Профессионализм устной традиции.
- 2. Жанры народной музыкальной классики.
- 3. Музыкально-поэтическое творчество народа. Его жанры и носители.
- 4. Эпос – монументальный жанр музыкально-поэтического народного творчества. Его разновидности.
- 5. Айтыс как форма самобытного казахского устного музыкально-поэтического творчества. Виды и типы айтыса.
- 6. Выдающиеся представители устной профессиональной музыкально-поэтической традиции.
-
1. КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. КАЗАХСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КЛАССИКА. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ.
Специфические условия традиционного быта казахского народа, основным видом деятельности которого было кочевое и полукочевое скотоводство, обусловили возникновение уникальной по своей самобытности национальной культуры, компонентом которой является музыкальное искусство устной традиции.
-
2. ЖАНРЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ.
В казахской народной музыкальной классике сформировалось два самостоятельных вида:
- МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ
- КУЛЬТУРА
- ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ
- КУЛЬТУРА
-
3. МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ЕГО ЖАНРЫ И НОСИТЕЛИ.
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ПЕСЕННОЕ
- ТВОРЧЕСТВО
- ЭПОС
- АЙТЫС
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ЕГО ЖАНРЫ И НОСИТЕЛИ.
Богатейшая музыкально-поэтическаякультураказахского народа – одно из ярких проявлений его высокой духовности. В условиях устного бытования, она глубоко и органично вошла в повседневную жизнь народа.
Отличительной чертой музыкально-художественной традиции казахского народа является тесное единство поэтического образа и музыкального напева.
В процессе исторического развития выработались самобытные черты национального стиля, проявляющиеся в содержании и выразительных средствах музыкально-поэтического языка. Традиционнымвидом музыкально-поэтического исполнительства было сольное исполнение, сопровождаемое игрой самого исполнителя на домбре или кобызе.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА.
В песенной культуре казахского народа, сохранившейся в современном быту как богатейшее духовное наследие прошлого, классифицируются следующие жанры:
- ОБРЯДОВО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ
- СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
- СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ
- ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ
- ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
- ПЕСНИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ОБРЯДОВО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ.
- Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалами), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.
- Обычай– традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Жанровая структура, тематика казахских песен во многом обусловлены социальными, культурно-историческими традициями, религиозными представлениями народа. Быт казаха-кочевника регламентировался обычаями и обрядами, связанными с хозяйственным народным календарем, отражающими уклад жизни казахского аула, рода, семьи.
- ОБРЯДОВО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ– в казахской музыкально- поэтической культуре песни, звучащие во время проведения какого-либо обряда, тесно связанные с ним и отдельно от него не исполняющиеся.
Казахская обрядовая песенная культура с многоплановым образно-поэтическим содержанием, связанным с бытом, трудом, обрядами, сложилась в давние времена и, трансформируясь в качественно новые фольклорные явления, представляет собой одно из чрезвычайно ярких художественных проявлений казахской национальной культуры.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ОБРЯДОВО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ.
В древней национальной культуре казахского народа сформировались следующие жанры обрядово-бытовых песен:
- календарные песни;
- песни-заговоры;
- песни, связанные с образами животных, обрядом жертвоприношения.
-
КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ– наиболее древний вид казахской обрядовой песенной культуры, имеющий «прикладной характер». Календарная обрядность, восходящая к язычеству, выражала отношение человека к природе, окружающему миру. Календарные обряды сопровождались песнями, играми, танцами. Связанные с ними поверья возникли в глубокой древности, в 5-2 тысячелетиях до н.э. Календарные песни отмечали переломные моменты трудового календаря.
Наурыз жыры, Наурыз әндері (Песня Наурыз) – в казахской музыкальной культуре обрядово-бытовая песня, посвященная новому году по восточному календарю Главный смысл песен Наурыз – выражение причастности к происходящему событию, обряду начала трудового процесса.
Жыл өлеңі (Песня года) – опосредованное отражение годового цикла.
Жарапазан, жарамазан – в казахской музыкальной песенно- обрядовой культуре своеобразные поздравительные песни типа колядок, песни-благопожелания. Обычно исполняются молодежью во время празднования Наурыз-мейрамы.
-
ПЕСНИ-ЗАГОВОРЫ– как жанр обрядово-бытовых песен является очень редким. Эти песни связаны с пастушескими обрядами врачевания животных.
К жанру песен-заговоров относятся :
- песни-заговоры – бәдік, отражающие скотоводческий быт казахского народа. Назначение песен-бәдік в изгнании болезни из тела животных;
- песни-күләпсан – песни, название которых связано с названием болезни, похожей на ветрянку, встречающейся обычно у детей;
- арбау-байлау өлеңдері – песни-просьбы о выздоровлении заболевшего;
- бақсы сарыны – заговоры шаманов-баксы.
-
ПЕСНИ О ЖИВОТНЫХ– самобытный жанр казахской обрядово-песенной культуры, в содержании которого отражены темы и образы животных, художественно-эстетические воззрения древних кочевников.
К жанру песен о животных относятся :
Аңшылық өлеңдері (охотничьи песни), в которых получили отражение жизнь, быт и труд прошлых поколений, мир животных. Некоторые из этих песен возникли в подражание повадкам голосам животных и птиц и были посвящены описанию их внешнего вида.
Төрт түлік туралы өлеңдер – старинные песни о четырех видах скота, сопровождающие нелегкий труд казаха-кочевника, тесно связанные с древним шаманистским культом животных. Эти песни приобретают в ряде случаев эпический размах, зооморфная тематика этих песен напоминает орнаментальные мотивы казахского народно- прикладного искусства, выраженного, например, в изделиях скифского звериного стиля.
В песнях о животных опоэтизирован и человек. Человек и окружающая его природа и животные в этих песнях – единое целое.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ.
СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ– в казахской музыкально-поэтической культуре песни, звучащие во время проведения какого-либо семейного обряда, тесно связанные с ним и отдельно от него не исполняющиеся.
К жанру семейно-обрядовых песен относятся :
- Песни свадебного обряда
- Песни похоронного обряда
-
ПЕСНИ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА– песни, звучащие во время свадебного обряда, занимающего важное место в казахской национальной обрядовой культуре:
- Той бастар – песни открытия торжества, в которой восхвалялись жених и невеста, их родители и родственники, высказывались пожелания большого потомства.
- Жастар әні – песни молодежных вечеринок, объединяемые общим названием по их повторяющимся словам «жар-жар»(друг-супруг), но имеющих разный характер. Пели их поочередно юноши и девушки.
- Қоштасу өлеңі – песни-прощания невесты, грустные размышления девушки о предстоящем расставании с родным домом, о будущей, полной неизвестности, жизни. Песни-прощания специально сочинялись невестой или ее подругами заранее, до свадьбы.
- Нақыл әні – назидательные песни молодухам. Беташар (открытие лица) – наставление невесте в музыкально- поэтической форме.
-
ПЕСНИ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА– песни, бытующие в казахской культуре с глубокой древности, песни, исполняемые в день похорон и поминок по умершим.
Жоқтау– в казахской музыкальной культуре песни-плачи, песни-причитания. Слова плача сочиняют родственницы покойного (вдова, дочери). В жоқтау перечисляют заслуги умершего, его достоинства, выражают скорбь по нему. Иногда для оплакивания приглашают специальную плакальщицу, которая исполняет плач от имени родственников покойного. Поют жоқтау в течение года.
- Қоштасу – песня-прощание, скорбная песня.
- Естірту – песня-извещение о печальном событии.
- Көңіл-айту – песня-утешение, соболезнование.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ.
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ– в казахской музыкально-поэтической культуре песни, звучащие в повседневном быту, исполняемые обычными людьми, не профессионалами. Они очень близки к обрядовым, но в отличие от них не связаны с конкретными обстоятельствами и обрядами, они исполняются в любое время. Бытовые песни люди поют наедине с собой, на молодежных вечеринках, тоях, дома, в семейном кругу.
К жанру семейно-бытовых песен относятся :
- Назидательные (поучительные) песни
- Песни для детей
-
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ (ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ) ПЕСНИ– один из самых своеобразных жанров казахского народного музыкально-поэтического творчества.
В содержании назидательных песен раскрываются вопросы морали, связанные с общественной и семейной жизнью казахов, воспевается трудолюбие, честность, уважение к старшим, любовь к родине, осуждаются бахвальство, жадность, нечестность.
Эти песни оказывали огромное воздействие на формирование психологии и духовного облика людей.
-
ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ– в казахской музыкальной культуре песни, в содержании которыхнашли отражение различные эстетические стереотипы поведения молодых родителей в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Песни, посвященныерождению ребенка. Этот праздник назывался шілдехана, шілде күзет. В доме собирались родственники, друзья. В честь новорожденного и его родителей исполнялись песни. они всегда носили дидактический характер (расти большим, с храбрым сердцем, ты наша будущая защита, расти всесторонне образованным человеком и т.п.).
Колыбельные песни –«Әлди-әлди» (непереводимое слово), «Бесік-жыры» (бесік – колыбель, жыр– песня- сказание), «Бала-уату», «Бала-жұбату» (бала – ребенок, уату, жұбату – утешение), «Бөпем-ай» («Моя малютка»), «Әлди, бөпем» («Будь счастлив, малютка»).
Тұсау кесу жыры – в казахской культуре песня, исполняемая во время праздника «перерезания пут», первого шага ребенка. Этот обычай связан с первыми самостоятельными шагами ребенка и исполнением ему года со дня рождения.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ.
ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ – жанр казахской песенной культуры, в содержании которого отражены мотивы труда, в самых разнообразных его проявлениях.
В содержании песен отражены особенности трудовой деятельности казахского народа – кочевого скотоводства, неустанность и изнурительность труда, мастерство профессиональных ремесленников, занимающихся литьем из ценных металлов и изготовлением женских украшений, поясов, сбруй, седел, уздечек, предметов домашнего обихода.
Воспевается трудолюбие, мастерство, смекалка мастера – важнейшие качества человека.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ– в казахском народном творчестве, как и в фольклоре других народов, песни, в которых выражается разнообразие человеческих настроений, чувств, переживаний. В содержании песен решающую роль играет глубина музыкально-поэтического мировоззрения и эмоциональная отзывчивость. Лирические песни не были строго прикреплены к кому-либо обряду или ритуалу, их пели всегда.
К жанру лирических песен относятся:
- Любовные песни –песни, в содержании которыхраскрываются взаимоотношения между девушками и юношами, утверждаются принципы благородства, этики, морали, понимание красоты.
- Песни о природе. В содержании воспевается разнообразная природа Казахстана, вдохновлявшая поэтов и композиторов на создание музыкально-поэтических произведений. Во многих песнях воспевание красочных картин природы сопоставляется с внутренним состоянием человека.
- Песни об утратах, песни-завещания –өсиет әндері – песни, посвященные горестным размышлениям и переживаниям о невозвратности былого.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ПЕСНИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА.
ПЕСНИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА–в казахской музыкальной культуре песни, основное содержание которых составляет социально-обличительная тема, тема протеста против социального неравенства.
Обличение байского произвола, протест против социальной несправедливости сильны в творчестве народных акынов, которые открыто высказывали свои взгляды, выступая на айтысах перед многолюдными собраниями.
Социально-обличительная тема широко отражена в творчестве народных и профессиональных композиторов-песенников.
-
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ– в казахском музыкальном фольклоре песни, в содержании которых отражены события древней, средневековой и современной истории.
В исторических песнях запечатлены переломные моменты в жизни общества, связанные с завоевательными походами Александра Македонского («Іскендір Зулқарнайн» – «Александр двурогий»), среднеазиатского полководца Тамерлана («Әмір ақсақ» – «Хромой Эмир»), тяжелыми событиями «джунгарского нашествия» (1723 г.), получившими название «Ақтабан шұбырынды, алқакөл сұлама» – «Годы Великого бедствия» и др.
-
Носители казахской музыкально-поэтической культуры
АНШИ, ОЛЕНШИ (ӘНШІ, ӨЛЕҢШІ) (от слова ән, өлең – песня) – казахскиенародные певцы, не профессионалы.
Они исполняют народные песни, участвуют в массовых айтысах. Әнші, өлеңші хорошо знают обряды и могут участвовать в них, исполняя обрядовые песни. Әнші, за редким исключением не является автором песен и выступает только как исполнитель-певец, аккомпанируя себе на домбре.
-
Носители казахской музыкально-поэтической культуры. САЛ. СЕРІ
- САЛ– в казахской музыкальной культуре тип носителей устной музыкально-поэтической традиции, разносторонне одаренная личность, певец-импровизатор, ведущий свободный образ жизни и отличающийся яркостью и необычностью наряда и поведения (Биржан-сал).
- СЕРЕ (СЕРІ) – в казахской культуре тип носителей устной музыкально-поэтической традиции. Подобно салам сере были акынами, певцами, заводилами веселья, носили одежду сшитую из дорогой материи, ездили на аргамаках, забавлялись охотой с ловчими птицами и в сопровождении спутников разъезжали по аулам в поисках веселья (Ахан сере).
-
Носители казахской музыкально-поэтической культуры.САЛ. СЕРІ
Основная область творчества салов и сере – богемная лирика, основные мотивы – это мотивы степной богемы, то есть земных радостей, любви и дружбы.
К салам и сере предъявлялось требование физической красоты, прекрасного голоса и мастерства поэтической импровизации.
Салы и сере и различаются между собой лишь в двух основных моментах:
- в поведении и внешнем виде сере не было той броской экстравагантности и вызывающей яркости, которые были свойственны салам;
- репертуар сере был не столь обширным, как у салов.
-
4. ЭПОС - МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР МУЗЫКАЛЬНО- ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
ЭПОС(греч. – песнь, сказание) – самый большой, монументальный жанр народного творчества.
В Казахстане от народных сказителей записано свыше 100 сказаний, в каждом из которых тысячи строк.
ЭПОС – поэтическая история народа, в нем отражены реальные исторические события древних эпох, но воспроизведены они в идеализированном, поэтическом изложении (виде).
Казахский эпос складывался в течение долгих веков, в него вошли сказания Тюркского каганата (VI–VIII вв.), огузов и кипчаков (VIII–X вв.), Ногайской (XIII–XV вв.) и Белой Орды, сказания, воспевающие собственно казахскую историю (XV–XVIII вв.).
ЭПОС имеет синкретический – нерасчлененный – характер. В нем объединяются в разных сочетаниях дар рассказчика и вокальное, инструментальное, театральное искусство. Особенностью художественной специфики казахского эпоса является его музыкальное воплощение.
Создатели и исполнители эпоса – жырау, жыршы, акыны – сопровождают его игрой на домбре.
-
ЭПОС - МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР МУЗЫКАЛЬНО- ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Эпические сказания делятся на два вида:
- ЭПОС ГЕРОИЧЕСКИЙ (БАТЫРЛАР ЖЫРЫ)
- ЭПОС ЛИРИЧЕСКИЙ, ИЛИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ
-
ЭПОС ГЕРОИЧЕСКИЙ (БАТЫРЛАР ЖЫРЫ)
В центре героического эпоса – богатырские деяния героя, его борьба за освобождение родной земли.
Гносеологические и общественно-исторические корни героического эпоса связаны с подлинными историческими событиями, с защитой родины от внешних врагов, с действиями конкретных личностей, фактами реальной действительности.
Сюжеты героического эпоса построены на развитии образа батыра, наделенного высоким чувством патриотизма, любви к земле, отваги, верности, дружбы, справедливости, преданности народу.
Героический эпос:
- «АЛПАМЫС»
- «ЕР-ТАРҒЫН»
- «ҚАМБАР»
- «ҚОБЫЛАНДЫ БАТЫР».
-
ЭПОС ЛИРИЧЕСКИЙ или СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ
Произведения казахского лирического эпоса создавались в более позднее время, чем героический эпос.
Главная тема лирического эпоса глубокая и верная любовь, во имя которой герои могут пожертвовать даже собственной жизнью. Влирическом эпосе также присутствуют темы героической борьбы с завоевателями, но здесь они подчиняются главной теме.
Эпос лирический или социально-бытовой – часто называется по имени героини или по именам влюбленных:
- «ҚЫЗ ЖІБЕК»,
- «СҰЛУШАШ»,
- «АЙМАН-ШОЛПАН»,
- «ҚОЗЫ-КӨРПЕШ – БАЯН-СҰЛУ».
-
Носители казахской музыкально-поэтической культуры.ЖЫРАУ. ЖЫРШЫ. АКЫН.
- ЖЫРАУ (от слова «жыр» – эпическая песня, стихотворение) – наиболее древний тип носителя казахской музыкально-поэтической культуры.
- Основу репертуара жырау составляют назидательные речитативы-тирады, терме, толгау (философские раздумья дидактического характера), также героический эпос.
- ЖЫРШЫ – в казахской музыкально-поэтической культуре сказитель, исполнитель эпоса, преданий, исторических песен. Жыршы обладает емкой памятью, даром певца и рассказчика, актера и музыканта, поэтическим талантом.
- АКЫН (АҚЫН)(от древнетюрк. «акун» – набег, захват; от перс. «ахунд» – «ученый», «образованный», «уважаемый», «умный человек») – в казахской культуре мастер поэтического слова, поэт-импровизатор.
-
-
- ЖАР-ЖАР - АЙТЫС – свадебная песня, исполняемая поочередно группами молодых людей и девушек.
- БӘДІК-АЙТЫС– состязание юношей и девушек, с использованием формы заклинания «бәдік».
- ҚАЙЫМ-АЙТЫС – айтыс девушки и джигита с использованием бытующих в народе стихов.
- АЙТЫС ЗАГАДКАМИ, импровизируемыми в стихах.
- СОСТЯЗАНИЕ В ИСПОЛНЕНИИ ЭПОСА.
- АЙТЫС ОРАТОРОВ-ШЕШЕНОВ И БИЕВ при решении различных межродовых и межплеменных тяжб.
- ТАҚПАҚТАСУ– айтыс, при котором каждый из участников продолжает стихотворную строку, произнесенную другими участниками.
- АЙТЫС АКЫНОВ – самый сложный, требующий высокого мастерства поэтической импровизации и чрезвычайно высокого уровня развития поэтической традиции.
- ВИДЫ АЙТЫСА:
-
- ТҮРЕ АЙТЫС– айтыс массовый, состоит из обмена импровизационными куплетами.
- СҮРЕ АЙТЫС– айтыс, в котором участвуют опытные, талантливые мастера. Поэтический турнир акынов – айтыс акынов, вершина искусства импровизации.
ТИПЫ АЙТЫСА:
-
АЙТЫС КАК ФОРМА САМОБЫТНОГО КАЗАХСКОГО УСТНОГО МУЗЫКАЛЬНО- ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
РАСЦВЕТ ЖАНРА – рубеж ХІХ-ХХ вв., связан он с развитием устной народно-профессиональной традиции (индивидуализации творчества), носителями которой были:
- ЖЫРАУ, ЖЫРШЫ, АҚЫН;
- САЛ, СЕРІ
- ӘНШІ, ӨЛЕҢШІ
- КҮЙШІ.
-
6. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ УСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНО- ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ.
- ЖЫРАУ, ЖЫРШЫ, АКЫНЫ:
- МАХАМБЕТ (ХІХ век)
- БАЗАР ЖЫРАУ (ХІХ-ХХ век)
- ТУРМАГАМБЕТ (ХІХ-ХХ век)
- НАРТАЙ (ХХ век) и др.
-
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ УСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ.
КОМПОЗИТОРЫ-ПЕВЦЫ:
- БИРЖАН САЛ КОЖАГУЛОВ (ХІХ век)
- ЖАЯУ МУСА БАЙЖАНОВ (ХІХ век)
- МУХИТ МЕРАЛИЕВ (ХІХ век)
- АХАН СЕРЕ КОРАМСИН (ХІХ век)
- АБАЙ КУНАНБАЕВ (ХІХ век)
- КЕНЕН АЗЕРБАЕВ (ХІХ-ХХ век)
- и др.
-
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ КЛАССИКИ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ В ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ.
Казахские народные песни «Алатау», «Қамажай», «Бесік жыры», «Тұсау кесу», «Әлди-әлди», «Той бастар», «Жар- жар», «Жарапазан», «Бәдік әні», «Елім-ай», «Гүлдер-ай», «Екі жирен», «Япырай» и др.
- Бухар жырауТолғау «Тілек», «Терме»
- Базар жырау Толғау «Жақсы мен жаман»
- Махамбет «Терме»
- Турмагамбет Терме «Жастарға өсиет»
- ЖиенбайТерме «Бастау»
-
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ КЛАССИКИ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ В ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ.
- Биржан-сал «Айтиай», «Көкек»
- Ахан-сере «Маңмаңгер»
- Жаяу Муса «Ақ сиса»
- Абай «Айттым сәлем, қаламқас», «Көзімнің қарасы», «Татьянаның әні», «Қараңғы түнде тау қалғып», «Сегіз аяқ», «Қарлығаш азат құспын»
- Кенен Азербаев «Базар-Назар», «Көкшолақ», «Бозторғай»
- Жамбыл«Балаларға»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.