Содержание
-
Место духовной музыки в мировой художественной культуре
Творческая презентацияБалыбердиной Ирины ВикторовныУчителя музыки МОАУ «Вятская православная гимназияво имя преподобного Трифона Вятского» г.Кирова
-
Давайте познакомимся
- Балыбердина Ирина Викторовна
- Учитель музыки
- МОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г.Кирова (Вятки)
- Педагогический стаж – 21 год,
- в том числе в Вятской православной гимназии – 10 лет.
- Образование – высшее.
- Кировский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина, 1990 г.
- Высшая квалификационная категория, .
- Победитель Всероссийского конкурса
- «За нравственный подвиг учителя» в Приволжском Федеральном округе 2007 г. в номинации «Лучшее педагогическое исследование за работу «Воспитание музыкой»
-
Живу и работаю в г.Кирове
- Наша Кировская область находится на самом севере Приволжского федерального округа.
- В ней проживает
- 1 млн. 300 тысяч жителей
-
Центр области – г.Киров, который до 1934 г. назывался Вяткой
-
В архитектуре города сочетаются старина и современность
-
Неповторимый облик городу придают храмы и монастыри
-
Наша Вятская православная гимназия является муниципальным учреждением носит имя имя преподобного Трифона Вятского
-
Вместе с учениками мы изучаем музыку, поем, танцуем, ставим спектакли и концерты
-
И, конечно, на уроках мы знакомимся с духовной музыкой, которая занимает важное место в мировой музыкальной и художественной культуре
-
Почему это важно?
Во-первых, важно, чтобы духовная музыка не осталась для учеников только интересным дополнительным, а значит - необязательным материалом по МХК, но помогла понять более общие и важные закономерности развития всей мировой художественной культуры
-
А также потому, что
Любая музыка – и классическая, и народная, и эстрадная – оказывает сильное влияние на воспитание детей, а воспитательное влияние духовной музыки особенно велико
-
Вывод 1: В школе нет несерьезных предметов, потому что
последующее развитие знаний и навыков, которые ученик получает в школе, неразрывно связано с тем, научили ли семья и школа его выстраивать отношения с другими людьми, чему учат, как правило, музыка и другие предметы, которые почему-то называют «несерьезными».
-
Музыка учит слушать и слышать людей и окружающий мир во всем их интонационном многообразии
-
Вывод 2: Абсолютно светской культуры не существует, так как
нет «абсолютно верующих» или «абсолютно неверующих» людей, с начала существования человеческого общества религия присутствует в мире и оказывает влияние на людей, их жизнь и культуру
-
«Религия» означает «связь»
Само слово «религия» означает «связь», то есть то, что связывает между собой на идейном уровне различные стороны жизни общества.
Нельзя «быть верующим только в храме». Протопресвитер Александр Шмеман писал, что сказать человеку «крестись, но живи, как прежде» - это все равно, что закрыть художника в комнате полной холстов, кистей и красок и выключить свет. Вера, должна прорасти в делах и творчестве.
-
Как определить место культуры Церкви в мировой культуре?
Справедливо ли считать:
- церковные песнопения только дополнением к коллекции обычной музыки,
- Евангелие – только дополнением к коллекции романов и детективов,
- а посещение Церкви в воскресный день – только дополнением к обычной рабочей неделе, своего рода «клубом выходного дня»?
-
Куда Вы поставите церковные книги, диски или иконы?
-
На самом деле все не так сложно
Если бы на стенах Вашей комнаты уже были картины и фотографии родных и близких, то куда Вы повесили бы икону Христа Спасителя?
-
Конечно, в «красный угол», то есть самое красивое и видное место в доме
-
«Красный угол» – символ правильного понимания места духовной культуры в мировой культуре
-
Вывод 3: Духовная культура – сердцевина всей мировой культуры
Входя в новый дом, хозяева сначала определяли в избе «красный угол», помещали в него иконы и другие святыни и уже затем, относительно «красного угла» начинали обустраивать весь дом.
Как это глубоко символично и верно передает простую мысль – культура Церкви является сердцевиной все остальной культуры. Она одновременно и обособлена от нее и неразрывно связана с ней миллионами связей.
-
Вывод 4: Духовную музыку можно назвать «камертоном» всей музыкальной культуры
Причем для каждого народа таким камертоном служит музыка, сложившаяся в лоне присущей ему религиозной традиции.
Музыка Русского Православия «задает тон» музыкальной культуре России
-
А также «закваской» всей культуры
В Священном Писании есть понятие «закваски», с которой Христос в притче сравнил Царство Небесное, сказав:
«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Евангелие от Матфея, глава 13, стих 33).
При этом «три меры муки» символизируют три душевные силы: ум, волю и чувства, которые преображает благодать Божия.
А с ними – и всю культуру.
-
Православная духовная музыка учит слышать и понимать других людей по-христиански
Этому способствуют как высокие, светлые и чистые понятия об истине, добре, настоящей любви и красоте, отцовстве и материнстве, сыновстве, которые воспевает православная духовная музыка, так и весь ее строй – спокойный, гармоничный, внимательный к слову.
-
Вывод 5: Духовная музыка воспитывает
В древние времена пение в церковном хоре считалось не просто «средством к развитию музыкального слуха», но действенным средством воспитания детей.
Преображает, воспитывает не только пение, но и слушание детьми церковных песнопений на уроках музыки. Об этом свидетельствует весь мой опыт. Вот почему в преподавании Музыки или Мировой художественной культуры нельзя пройти мимо музыкального наследия Русского Православия.
-
Благодарю за внимание!
Ирина Викторовна Балыбердина
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.