Содержание
-
Музыка в культуре древних цивилизаций
Культуры Древнего мира:
- Шумеро-вавилонско-ассирийская
- Египетская
- Индийская
- Китайская
III –I тысячелетия до н.э.
-
ХРОНОГРАФ Шумер
- Около 3000 до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата, на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров.
- ок. 3000 до н. э. - в Шумере возникла письменность - клинопись.
- 24 в. до н. э. - основатель великой Аккадской державы (пала в 22 в. до н.э.) Саргон Древний объединил Шумер, простиравшейся от Сирии до Персидского залива.
- 19 в. до н.э. – среди шумерских городов возвышается Вавилон.
- 1792-1750 до н. э. – годы правления Хаммурапи, строительствозиккурата Этеменанки, известного как Вавилонская башня.
- 2-я пол. 8—1-я пол. 7 вв. до н. э. – период наивысшего могущества Ассирии.
- 7 в. до н.э. - ассирийский царь Ашшурбанапал основал в своем дворце Ниневия крупнейшую из известных библиотек,
- 605-562 до н. э. – годы расцвета Вавилонии при царе Навуходоносоре II.
- 70-е годы 19 века - открытие Джорджом Смитом Эпоса о Гильгамеше.
-
Вавилон
-
Зиккурат
Культовое здание в Шумере (башня), состоявшее из 3-х ступеней – платформ в соответствии с тремя главными божествами – Анну (бог неба), Энлиль (владыка воздуха и земли, сын Анну), Энки (владыка мировых вод, мудрости и хранитель человеческих судеб). Наверху находился небольшой храм – жилище бога, к которому подняться можно было по специальным лестницам. Длительный подъем ассоциировался с идеей бесконечного пути в небо. Окраска платформ символична: нижняя – черный цвет – подземное царство, средняя – обожженный кирпич – земная жизнь, верхняя – белого и красного цвета – небо. Храмик бога – синего цвета.
-
Висячие сады
-
Клинописные знаки
-
Клинопись ассиро-вавилонская
-
Иероглифы
-
Среди записей, датируемых 26 в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания.
-
Эпос о Гильгамеше
Самым древним и значительным памятникомшумерской литературы является Эпос о Гильгамеше(«Сказание о Гильгамеше» - «О все видавшем»). История открытия эпоса в 70-х годах 19 века связана с именем Джорджа Смита, сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию.
-
Гильгамеш
-
Египет
- Раннее Царство(ок. 3000-2800 до н. э) – появление письменности - иероглифы; в начале третьего тысячелетия до нашей эры из папируса (травянистое растение) стали делать писчий материал.
- Древнее Царство(2800-2250 до н. э.) – строительство пирамид.
- Среднее Царство (2050-1700 до н. э.)
- Новое Царство(ок. 1580 — ок. 1070)- строительство огромных храмовых комплексов.
- Поздний период(ок. 1070 — 332 до н. э.)
-
Аллея сфинксов в Луксоре – 15 в. до н.э.
-
Пирамиды в Гизе
-
Пирамида Хефрена в Гизе
-
Плакальщицы. Рельеф из Мемфиса
-
-
Особенности изобразительного канона в рельефе
- Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости на горизонтальные пояса);
- Композиционная организация сцен на основе упорядоченности, например, при изображении шествия фигуры располагаются одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами;
- Разномасштабность фигур (например, фараон – самая крупная фигура);
- Изображение человека: голова и ноги в профиль, а торс и глаз – в фас; вся фигура обрисовывалась единой линией;
- То, что находится дальше, изображается выше;
- Единство изображений и иероглифических надписей.
-
Гробница Сен-Неджема
-
Гробница Нефер-ренпета
-
Литература
Расцвет литературы приходится на период Среднего царства. Существовали различные жанры: сказки, поучения, мифы, повести (например, «История Синухета» - автобиографическая повесть), гимны в честь богов, поэзия.«Книга мертвых»
«Книгой мертвых» назывались древнеегипетские религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни. «Книга мертвых» составлялась, начиная с периода Нового царства (16 в. до н. э.) и до конца истории Древнего Египта. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий.
-
Книга мертвых
-
-
Гор ведет умершего к Осирису
-
Индия
- сер. 3-го — 1-я пол. 2-го тыс. до н. э - Хараппская цивилизация - археологическая культура бронзового века в Индии и Пакистане.
- ок. 1500 г. до н.э. – упадок Хараппской культуры; заселение долины Инда ариями.
- 10в. до н.э. – оформление «Ригведы» - древнейшего сборника вед.
- 20-е гг. 20 века - открытие Хараппской цивилизации.
-
Руины города Индской цивилизации
-
ВЕДЫ
Веды(санскр. веда, букв. — знание) - памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады).
Веды — источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.
-
Ведическая литература
«Ригведа» (веда гимнов) - собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы. Оформился к 10 в. до н. э. Это наиболее древняя и значительная из вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии. Состоит из 10 книг, объединивших 1028 гимнов.
«Атхарваведа» — сборник заговоров, заклинаний, магических формул, которые должны были защитить человека от всевозможных бед и несчастий, в том числе болезней, неудач, всякого рода порчи или козней злых духов и демонов.
«Махабхарата»— старшая из двух великих эпопей древней Индии. Время, к которому восходят основные ее сказания, время ее «героического века» — рубеж II и I тыс. до н. э., эпоха межплеменных войн и образования первых государств в долине Ганга. Процесс циклизации этих сказаний и сложения целого эпопеи завершается, по-видимому, к середине I тыс. до н. э. (не позднее IV в. до н. э., во всяком случае), письменная же фиксация «Махабхараты» может быть отнесена к III — IV вв. н. э.
-
Письменность Индии
-
МУЗЫКА
Основной звукоряд, принятый в музыкальной теории, – семиступенный: са – ри – га – ма – па – дха – ни.
В одном из трактатов (около 5 века н.э.) изложена «система шрути» (санскр., букв. — то, что может быть услышано), согласно которой октава делилась на 22 неравных тона, соответственно многообразным оттенкам выразительности. Величина шрути равна приблизительно четверти тона. Каждый тон мог стать началом нового звукоряда.
-
Китай
Около 2500 г. до н.э. – культура Луншан, одна из первых династий.
ок.1766-1027 гг. до н.э - первые известные образцы китайской письменности на гадательных костях, относящиеся ко времени династии Шан.
XI по VI в. до н. э. - «Книга песен» («Ши цзнн») - собрание произведений песенно-поэтического творчества китайцев.
-
ПЕНТАТОНИКА
Около 7 в. до н.э. из системы люй-люй было выделено пять важнейших тонов, образовавших пятиступенный звукоряд – пентатонику. Они имели не только музыкальный смысл, но олицетворяли явления природы: гром, шум ветра в ветвях, потрескивание дров в огне, журчание ручья.
-
- I ступень называлась гун – дворец;
- II – шан – беседа, совет;
- III – цзюэ – рог;
- IV – чжи – манифестация;
- V – юй – крылья.
Эти же ступени отождествлялись с пятью первоэлементами древней натурфилософии – землей, водой, воздухом, огнем, ветром. Помимо этого, с 5 основными цветами. Имели они и социальную интерпретацию: правитель – чиновники – народ – деяния – объекты.
-
Инструменты
- ударные (кожаный барабан, металлические колокола чжун, до, нао, колокольчики лин и др.);
- духовые - юэ (бамбуковая дудка), сяо (продольная флейта), пайсяо (многоствольная флейта пана), сюань (глиняная окарина/свистковая флейта);
- цинь – семиструнный щипковый инструмент (типа цитры), сэ (настольные гусли).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.