Содержание
-
Презентация«Формирование творческой фантазии старших дошкольников средствами музыкально-ритмических занятий»
Автор разработчик – педагог дополнительного образования высшей категории МБСОУ № 37 Коломыцева Лариса Владимировна pptcloud.ru
-
Цель:
Теоретическое и методологическое обоснование системы формирования творческой фантазии у старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях.
-
Объект:
Образовательный музыкально-творческий процесс, в ходе которого формируется творческая фантазия у детей старшего дошкольного возраста.
-
Актуальность темы:
Формирование творческой фантазии старших дошкольников средствами музыкально-ритмических занятий определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном детстве – периоде, наиболее сензитивном для усвоения способов творческой фантазии. Музыке в этом процессе принадлежит особая роль из-за ее огромного эмоционального воздействия на ребенка, его организм, когда эмоции являются главным регулятором поведения и формирования личности. Поэтому занятия музыкально-ритмической деятельности становятся особенно значимыми, так как служат всестороннему развитию личности ребенка, в частности, развитию творческих фантазий.
-
Музыкально-ритмическая деятельность:
МУЗЫКА Д РАМАТИЗАЦИЯ П АНТОМИМА П ЛАСТИКА Т АНЕЦ
-
Формирование художественно-творческих способностей разрабатывались в трудах известных ученых:
Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Б.Т. Лихачева, Т.С. Комаровой, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, К.В. Тарасовой, Р.М. Чумичёвой, С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой и других.
-
Психологическое обоснование роли использования искусства в творческом воспитании дошкольников содержится в работах
Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, А.А. Люблинской, Б.М. Теплова, П.Я. Якобсона, Е.А. Флериной.
-
Сущность основных понятий творческой фантазии
Творческая деятельность, форма деятельности человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего (Российская педагогическая энциклопедия). Фантазия (воображение) психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мыслительных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
-
Виды фантазии:
-
Различные аспекты обозначенной проблемы о происхождении и развитии фантазии отражены в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов:
Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Е.В. Заики, Б.Т. Лейтеса и др.
-
Психолого-педагогические условия для эффективности развития творческой фантазии дошкольников
-
Уровни работы с музыкально-ритмическим материалом для развития творческой фантазии
1 уровень - тренинговый 2 уровень - специальный Предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные занятия и паузы между ними. Подведение детей к выразительному, самостоятельному исполнению творческих фантазий (с последующим выступлением детей не только на занятиях, но и на утренниках).
-
Цели уровней:
Тренинговый Специальный Дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений. Раскрыть способности каждого ребенка творчески фантазировать, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки, используется специальный индивидуально-ориентировочный материал, который разучивается как с подгруппами, так и индивидуально.
-
Музыкально-ритмические движения
-
Музыкально-ритмические движения особенно любимы детьми старшего дошкольного возраста, так как они способны уже посредством движений развить и передать художественный образ, для которого характерно сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения.
-
Чтобы научить ребенка передавать свои эмоциональные переживания через движения, необходимо развивать у них способность владеть своим телом, для чего существуют упражнения, развивающие танцевальность, гибкость, слитность движения.
-
Осознанное движение позволит глубже воспринять музыку и более выразительно передать то эмоциональное состояние, которое вызывает музыкальное произведение
-
Творческая фантазия
-
В программу формирования творческой фантазии включены разные типы конструктивных задач, решение которых опирается на применение средств способов организации познавательной деятельности, дающих большой эффект в развитии этих способностей.
-
Тематика заданий разнообразна. Она включает знакомство с особенностями пластики тела, рук, головы. Это выражение разного состояния или образа.
-
Танцы
-
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие у детей танцевальной выразительности.
-
Процесс обучения детей танцам начинается с того, что педагог называет движение, кратко указывает на основы его техники, знакомит с используемыми на занятиях командами для начала выполнения движения танца.
-
Музыкально-ритмические упражнения, танцевальные элементы
-
Упражнения могут усложняться за счет требований по их техническому выполнению. Поэтому вводится дополнительное время, где разводятся постановки танцев и этюдов, также в приурочивании ритмических упражнений вводятся элементы гимнастических упражнений.
-
Дети старшего дошкольного возраста должны учиться выполнять движения с точной передачей характера музыки, в соответствии с темпом и ритмом. Развивать умение использовать готовые элементы в этюдах на воображение, образное мышление.
-
Ознакомление с пространственными отношениями
-
Развитие способностей у детей двигаться по рисункам танца. Занятия строятся на примере любого хороводного танца с использованием всевозможных интересных, но несложных рисунков и несложной лексики. В работу можно включать дополнительные предметы: платки, цветки, корзины и т.д.
-
Дети должны четко выполнять рисунки в пространстве. Усвоить условные обозначения, уметь самим создавать всевозможные рисунки на бумаге.
-
Развивая детское творчество, целесообразно использовать различные приемы:
прослушать музыку, определить ее характер, настроение и форму; наметить возможные варианты построения танца или игры; выполнять упражнения с воображаемым предметом; угадать, что показывает мальчик, девочка или все дети; исполнить перепляс, выразительное движение персонажа; отобразить в той или иной игре взаимоотношения персонажей, находящихся в эмоциональном состоянии, самостоятельно придумать игру, танец.
-
Вывод:
специально созданные условия для развития творческой фантазии средствами музыкально-ритмических занятий помогают ее активному формированию, развивают образное мышление ребенка, его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности, а также креативность в целом на новый виток развития.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.