Содержание
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе
Учитель музыки Рудич Ольга НиколаевнаАОУ гимназия 9г. Королев2012г.
-
Актуальность
Каждый исторический период нашей страны ассоциируется славными творческими людьми. Потребность общества в творческих, деятельных, одаренных и духовно развитых гражданах является актуальной и значимой. Одну из ролей играет ШКОЛА. Уроки музыки в школе направлены на развитие творческих способностей учащихся, творческое начало рождает живую фантазию, воображение. Творческие дети более трудолюбивы, усидчивы, коммуникабельны, целеустремленны, обладают многомерным мышлением, имеют много качеств, необходимых в нашей интенсивно меняющейся жизни.Актуальность работы определяется потребностью в развитии творческих способностей современного ученика, становление творческой индивидуальности, что является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.
-
Цель
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки через разные виды деятельности, с целью воспитания художественно развитой творческой личности
-
Задачи
Рассмотреть теоретическое обоснование понятия «творчество».Проанализировать реализацию принципов, методов, приемов на уроке музыки, целью которых является развитие творческой личности.Провести мониторинг креативности и творческого мышления (5-6кл.); участие в различных видах творческой деятельности.Разработать комплекс новых заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
-
Принципы педагогического творчества
Принцип креативности Принцип взаимозависимости Принцип оптимальности Принцип фасилитации Принцип вариативности Принцип самоорганизации Принцип творчества и успеха
-
Гуманитарно-деятельностный подход
-
Мониторинг креативности в 5-х классах(тест Дж. Гилфорда)
-
Мониторинг креативности в6-х классах(тест Дж. Гилфорда)
-
Общий мониторинг креативности и творческого мышления (5, 6 классы)
-
Дополнительное музыкальное образование (кружки, центры)5 классы
2010-2011 2009-2010 2008-2009
-
Дополнительное музыкальное образование (кружки, центры)6 классы
2010-2011 2009-2010 2008-2009
-
Формы организации деятельности на уроках музыки
Урок – путешествие Урок – прогулка Урок – концерт Урок – экскурсия Урок - сказка
-
Мероприятия
Первый звонок (9-11 класс) Посвящение в пешеходы (1 класс) Посвящение в гимназисты (1 класс) Новогодние представления для 1-4 класса (9-10 класс) и 5-8 классы День подарков просто так (1-11 классы) Триумф средней и старшей школы Прощай азбука (1 класс) Триумф (младшая школа) 1-4 класс Конкурс « Я- талант» (1-11 классы) Конкурс «Лучший хоровой коллектив» (2-4классы) Выпускной в начальной школе (4 класс) Последний звонок (11 класс) Выпускной вечер в 9 классах (9 класс) Выпускной вечер в 11 классах (11 класс)
-
Методы музыкального воспитания
Методы стимулирования и мотивации учения Ролевая игра Мозговой штурм Музицирование Импровизации Методы организации и осуществления учебных действий и операций Пластическое интонирование Содержательный анализ музыкальных произведений «Музыкальный театр» Проекты Методы контроля и самоконтроля «Синквейн» Сюжетно-ролевая игра Викторина
-
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения и воспитания Аудиозаписи программной музыки Синтезатор Наглядность Плакаты Настенные иллюстрации Портреты композиторов Печатные средства дидактический и раздаточный материал
-
Конечный результат
Мониторинг креативности (5-6 кл.) показал высокий уровень – более 60%; Снижается уровень тревожности (с 20% до 15%) по данным психологического мониторинга; Количество учащихся, принимающих участие в классных, школьных, внеклассных и внешкольных мероприятиях стабильно высокое; Количество учащихся, занятых в системе дополнительного музыкального образования растет.
-
Значимость методической системы
Детское творчество- познавательно-поисковая практика, связанная с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, умениями и применять их в новых видах практики. Детям необходимо творить- переживать, чтобы понимать. Задача музыкального воспитания- комплексное развитие нравственно-эстетических чувств ребенка , его воображения, творческих способностей.
-
Литература
1. Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. Одаренность: способности, мотивация, творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / / - Мн.: Дедукция и воспитание, 2006 .- с. 88. 2. Амосов Н. М. Алгоритмы разума. - К.: Научная мысль, 1979. -с. 221. 3. Барко В.И. Развитие способностей и творческого потенциала / / Одаренный ребенок, 2005. - № 1.с. 27 - 31. 4. Грузенберг С. О. Психология творчества. - Минск, 1923. -с.6-19. 5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. -с. 368. 6. Затямина Т. А. Современный урок: учебно- методическое пособие. - Издательство "Глобус", Москва, 2008г. -с. 37 - 62. 7. 3ербино Д. Д. Научная школа: лидер и ученики. - М.: Евро мир 2001. -с. 208 . 8. Зомина Л. В. Уроки музыки 1-8 классы. - Издательство "Глобус", Москва, 2008г. 9. Креч Д. Н., Крачфилд Р. М., Ливсон Н. А. Факторы, определяющие решение задач. - В кн.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - с. 289. 10. Лейтес Н. С. Способность и одаренность в детские годы. - М.: Знание, 1984. -с. 80. 11. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981 .-с. 186. 12. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - с. 128.13. Лук А. Н. Творчество / / Наука и жизнь. - 1973. - № 1. - С. 76-80; № 2. -с. 79-83. 14. Методическое пособие «Музыка»(1-4классы, 5, 6классы), под редакцией Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.- издательство «Просвещение» , 2007г. 15. Моляко В. А. Психологические проблемы творческой одаренности.- К., 1995 .- с. 52. 16. Пазиненко С. М. Развитие творческих способностей. /-Харьков. Вид. «Основа», 2007.-с. 180. 17. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. -с. 280. 18. Программа «Музыка» под редакцией Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.- издательство «Просвещение», 2008г. 19. Пащенко Н.В. Воспитание личности насущная проблема современности. / / Образование.- 2009. - № 1.-с. 164-168. 20. Роджерс Н. Творчество как усиление себя / / Вопросы психологии. -1990 .- № 1.-с. 164-168. 21. Словарь иностранных слов / Под ред. А. С. Мельничука. -Главная редакция УСЭ, 1974. - с.776. 22. Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. - М.: Мысль. - 1979.-с. 389. 23. Творческая одаренность и воспитание творческой личности / Подг. В.А.Моляко .-К.: Знание, 1991. -с. 19. 24. Теоретико-методические основы воспитания личности в условиях учебных заведений: Сб. материалов научно-практической. конф. - Грамота, 2006.-с. 231 25. Теплов Б. М. Способность и одаренность. – В кн. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю. Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романова.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - с. 129-139. 26. Третьяк Т.М. Одаренность. С чего начинать? / / Одаренный ребенок. - 2005 .- № 3. - с.60-65. 27. Тихенко Л.В. Развитие творческих способностей личности - основа социально-педагогической модели работы с воспитанниками дошкольного и младшего школьного возраста. / / Имидж современного педагога, 2007. - № 9-10. - с. 100-103. 28. Тихенко Л.В., Бондарь Л.Н., Перепелица Н.В., Сидоренко Н.Ю. Развитие творческих способностей детей и учащейся молодежи в креативном внешкольном учебно-воспитательном микросоциуме. Из опыта работы Сумского областного центра внешкольного образования и работы с талантливой молодежью - Сумы: ВТД «Нота-бене» - 2008. - с. 68. 29. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - с. 523. 30. Учебник «Музыка», под редакцией Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.- издательство «Просвещение», 2011г. 31. Философский словарь / Под ред. М. М. Розентшш. - Изд. 3-е. - N4.: Политиздат, 1972. -с.496. 32. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. - М.: Просвещение, 1990. - с. 448. 33. Чудковский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание .- М.: Знание, 1990 .- с. 80. 34. Шадриков В.Д. Деятельность и способности .- М.: Логос, 1994.-с. 320. 35. Юркевич В.И. Об отдельных типах одаренности. / / Завуч, - 2003. - № 17-18. -с. 9-10.
-
Уровень распространения и обобщения опыта
Школьные методические объединения распространение на уровне АОУ гимназии № 9
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.