Содержание
-
Античное искусство и литература
- Предшествующие культуры – Финикия и Крито-микенская культура
- Древняя Греция
- Эллинизм
- Этруски
- Древний Рим
-
Финикия
- алфавит
- ремесла
- боги
- ритуалы
- праздники
- календарь
-
-
-
Древняя Иудея, Ветхий Завет
- Библейские герои – сочетание силы и слабости
- Моисей,
- Левша Аод,
- Дебора,
- Самсон,
- разбойник Йоффай.
-
Античная культура, Древняя Греция
- Античность как тип культуры. – М., 1989.
- Античная цивилизация. – М., 1978.
- Античная культура и современная наука. – М., 1985.
- Античное наследие и культура Возрождения. – М., 1984.
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1992.
- Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М., 1992.
- Суздальский И.П. На семи холмах: Очерки культуры Древнего Рима. – М., 1965.
- Штаерман Е.М. Кризис античной цивилизации. – М., 1975.
-
Античная культураДревняя Греция
Особенности древнегреческой культуры:
- в период «осевого времени» интеллектуальная и духовная энергия уходит не на создание религиозной идеологии нового образца, а светские формы культуры, впервые зародившиеся тут;
- высокая динамика культурных изменений (за 300 лет);
- большая степень разнообразия проявлений культуры вследствие отсутствия политического единства Эллады – отличия в эстетических, религиозных принципах.
-
Античная культура, Древняя Греция
- Гомеровский период (IX-VIII вв.). Гомер придал богам облик людей, они и ведут себя как люди; жанр – гимны и эпосы, персонажи – герои и боги.
- Архаический период (VII-VI вв.). Лирика – обращение к человеку. Складывается классическая архитектура, храм – жилище бога, жертвоприношения – на площадке перед ним. Тип строения – периптер («окрыленный»), т.е. окруженный колоннадой. Это – период формирования общих типических черт греческой культуры: чувство меры, пластичность форм, динамизм, преклонение перед физической красотой, культ спорта, воинской доблести, бесстрашия, общение с богами как равными себе.
- Классический период (V-IV вв.). Полисная демократия, понятие «гражданства». При Перикле – афинский Акрополь. Представление об идеале человека – физической и духовной красоте. Формируется канон скульптуры (голова – 1/8 туловища).
- Эллинизм (с IV в. до н.э.) – выход греческой культуры за границы эллинского мира и смешение с восточными культурами.
-
«Илиада» и «Одиссея»
Гомер - «Омер» - «он сказал», т.е. сказитель.
-
Античная культура, Древняя Греция
- Архитектура
- Ценилась меньше, чем чистая наука и искусство – за близость к практике, но была воплощением эстетических идеалов.
Ордер – система опорно-балочных перекрытий. Стили:
- дорический,
- ионический,
- коринфский.
-
- Дорийский ордер
- Коринфский ордер
-
Афины. Акрополь. Парфенон
-
Древнегреческий театр
- Берет начало от ритуалов и религиозных представлений – мистерий (от сем. «мисторин» – таинство). Праздник Великие Дионисии – постановки, изображающие смерть и воскресение Диониса. Персонажи – сатиры, козлоподобные существа. Отсюда: «песни козлов» – трагедия (известна с VII в. до н.э.).
- Драма – постановка, когда один актер ведет диалог с хором. Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н.э.), Софокл – третьего.
- Комедия – «песня комоса», т.е. праздничного деревенского шествия – с 425 г. до н.э. (Аристофан).
-
Эсхил и Софокл
Тема судьбы («фатум»): надо героически встретить свою неотвратимую судьбу. Тиберий – слепой предсказатель.
- Софокл «Царь Эдип»
- Лай, царь Афин
- Иоакаста, его жена, дочь старого царя Афин
- Эдип, из сын и муж Иокасты
-
Софокл «Антигона»
- Дети царя Эдипа:
- Этеокл, царь Фив
- Полиник, его брат
- Исмена, их сестра
- Антигона, их сестра
- Креонт, «министр», друг и советник Эдипа и Этеокла
- Эвридика, его жена
- Гелон, их сын
- Дети царя Эдипа:
-
Эллинизм
Эллинизм (с IV в. до н.э.) – выход греческой культуры за границы эллинского мира и смешение с восточными культурами.
- В Греции прекратилась эпоха меры, наступила эпоха роскоши.
- Полис уходит, возникают монархии.
- Для самой Греции – это период упадка, для восточных стран – время заимствований и расцвета.
- Торжествуют индивидуализм и космополитизм. Соответственно, самый популярный жанр – лирика, в т.ч. и женская (Сафо, Коринна). В эпоху эллинизма добродетельными считаются другие качества – прожить спокойно и незаметно в условиях нестабильности.
-
Эллинистические государства
-
Эллинизм в Северной АфрикеФаюмские портреты
Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен слияния римской и древнеегипетской культур.
-
Фаюмские портреты
-
Эллинизм в Северном Причерноморье, Херсонес, Фанагориа, Горгиппиа
-
Эллинизм на Востоке
-
Этруски, «туски»
- Изобразительное искусство: плоскостность и условность изображения, но выразительное движение и отличная композиция.
- Этрусские портреты – связаны с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего.
- С 8 по 4 в. до н.э. – римляне находились под властью царей-этрусков.
-
Этруски
Саркофаг
-
Этруски. Архитектура
- Свод из клиновидных балок.
- Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком.
-
Этруски
- Гражданское строительство
- Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н. э.
- Древнейшим типом жилых построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. Более позднее сельское италийское здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода.
- Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок.
-
Пантео́н – «храм всех богов» в Риме, построен во II веке н. э.
-
Пантеон
-
Римская литература
- Примитивная лирика: рабочая песенка, культовый гимн, магическое заклинание, свадебная песня, плач по умершим. Ритмизованная речь – в такт движениям.
- Сатурнов стих. Эпические песни – из застольных песен.
- Эллинизированная поэзия – Ливий Андроник [Livius Andronicus, ок. 284—204]. Стих поэм Гомера — гекзаметр.
-
- Пьесы Плавта (Т. Maccius Plautus, ок. 254-184 до н.э.). Типажи заимствованы из греческих пьес, но с оттенками– сварливая жена, жадная гетера, влюбленный юноша, раб-пройдоха, парасит (сотрапезник, помощник при исполнении религиозных культов). Расчет на зрителя – городской римский плебс. Живой и богатый словесными фигурами диалог, не стесняющийся грубой шутки и опирающийся на римские формы словесного искусства. В отличие от греческих пьес не преследовал дидактических целей, ставил задачу развлечения не слишком взыскательной публики.
- Италийский дух сюжетов – путаница вследствие преднамеренного обмана или случайной ошибки.
-
Век Августа – золотой век Римской литературы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.