Содержание
-
Философия культуры
Определение понятия «культура» Универсальные формы культуры Виды культурной деятельности
-
1. Определение понятия «культура»
В первом латинском переводе Библии св. Иеронима, получившим название «Вульгата», слово cultura употребляется как синоним культа (например, «fugite idolorum cultura» - «избегайте идолослужения»[1 Кор.,10,14]
-
В латинском языке эпохи древнего Рима слово culturaозначало «возделывание, обработка (земли)». Цицерон: «Cultura animi philosophia est» – «Философия – это возделывание души».
-
В Эпоху Возрождения гуманисты начинают употреблять термин culturaв значении умственного и духовного совершенствования.
-
ГЕРДЕР Иоган Готфрид (Johann Gottfried Herder, 1744—1803) Немецкий просветитель XVIII века Гердер устанавливает и закрепляет в науке современное толкование слова «культура» как мира подлинно человеческой жизни.
-
Становление культуры как специфического мира бытия человека завершается тогда, когда возникает представление о «священном». «Священное» у всех народов – особое пространство, где перестают действовать обычные правила жизни и привычные порядки. (См.: Элиаде М. Священное и мирское. Изд. Московского университета, 1994)
-
Мир «священного» понимается человеком как подлинная реальность, которая придает значимость и смысл обычной реальности. «Священное» в древних культурах понимали как то, чему должен следовать человек, создавая свою жизнь.
-
Античный мир осмысляет особенность культурного мира как мира пайдейи ( - воспитание, учение, образование; образованность). Античная культура ориентировала человека на свободное принятие им установлений подлинного бытия, которые могут быть осмыслены по-разному.
-
В средние века действительность мира культуры открывается как слово и предписание. Для религиозного сознания средневекового человека мир сотворен по Слову, а само Слово тождественно Богу, поэтому постижение правильного Слова рассматривается как приобщение к подлинности.
-
Возрождение подготавливает почву для понимания мира культуры как собственно человеческого мира, отличного от природного мира. Гуманисты, культивируя studia humanitatis, превращают Слово Бога в человеческое слово, а отношение к священному тексту в словесность.
-
В XVIII веке культура становится предметом специального научного исследования. С этого времени начинается история развития самого понятия культура в рамках различных наук о культуре. Во всем многообразии научных и философских трактовок культуры, можно выделить четыре основных тенденции.
-
1) Традиционное определение культуры строится на противопоставлении «культура – натура», «искусственное – естественное», «человеческое – природное». Культура понимается как «вторая» природа, как человеческий мир и отождествляется с обществом и его историей.
-
2) Вторая тенденция в определении культуры рассматривает культуру как совокупность способов организации жизнедеятельности человека, как набор образцов и норм деятельности, которые задают своеобразную социальную технологию.
-
3) Третья тенденция видит в культуре не результаты или способы деятельности, а саму продуктивную силу деятельности, саму творческую способность, присущую человеческой активности. Культура – это творчество, это продуктивная сила, получающая свое выражение в прафеноменах культуры (О. Шпенглер). Faust and Homunculus
-
4) Четвертая тенденция трактует культуру как специфический язык или как знаковую систему, как совокупность текстов, кодов и т.п. В этой традиции работает структурализм (К. Леви-Строс и др.), семиотические интерпретации культуры (например, тартуская школа Ю.М. Лотмана в советской науке о культуре), постмодернистские штудии над культурой (Ж. Деррида и его последователи). Это не трубка.René Magritte. Вероломство образов / La trahison des images
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.