Содержание
- 
              
            КультурологияЛитература: - Учебно-методический комплекс «Культурология». - Минск, МИУ, 2004.
- Учебно-методический комплекс «Культурология. Эстетика». - Минск, МИУ, 2006.
- Радугин А.А., Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах. - М., 2001.
- Культурология. Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 1999.
 
- 
              
            Понятие культуры. дисциплинарный статус культурологии.- Основные подходы к определению культуры.
- Культурология как наука.
- Эволюция представлений о культуре в истории европейской философии.
 
- 
              
            Подходы к определению культуры- Ценностный. Согласно данному подходу культура рассматривается как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.
- Нормативный,согласно которому содержание культуры составляют нормы, правила, стандарты поведения и стереотипы мышления.
 
- 
              
            
 - Дидактический подход. Рассматривает культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).
- Семиотический подход. Данный подход определяет культуру как совокупность знаков, текстов.
- Психологический подход. Указывает на связь культуры с психологией поведения людей и видит в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
 
- 
              
            Социологический подходСогласно данному подходу культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. 
- 
              
            Культурология наука междисциплинарная, интегративнаяКак отрасль гуманитарного знания культурология связана с такими общественными науками как: - Философия (философия культуры);
- История (история культуры);
- Социология (социология культуры);
- Антропология (антропология культуры).
 Предметом культурологии выступает культура как особый, присущий только человеку способ жизнедеятельности, который раскрывает себя исторически 
- 
              
            Культурология изучает- Культурные аспекты различных сфер общественной жизни (политической, экономической и т. д.);
- Особенности и достижения тех культур, которые составили основу развития мировой культуры (культуры Древнего мира, культуры Востока, античная культура, средневековая культура и т. д.), а также культуры различных этносов и наций;
- Тенденции и перспективы развития современной культуры.
 
- 
              
            Этапы становления культурологии как области научного знания- Этнографический (1800 - 1860)
- Эволюционистский (1860 - 1895)
- Исторический (1895 - 1925)
 
- 
              
            В культурологии применяются следующие методы анализа культуры- Эволюционный;
- Сравнительно-исторический;
- Цивилизационно-типологический;
- Системный.
 
- 
              
            Основные задачи культурологии- анализ культуры как системы культурных феноменов;
- исследование ментального содержания культуры;
- выявление связей между элементами культуры;
- исследование типологий культур;
- разрешение проблем социокультурной динамики.
 
- 
              
            Факторы, определившие возникновение культурологии- Осознание человечеством большого разнообразия культур, а также того, что каждая культура уникальна и неповторима.
- Осознание человечеством многочисленных кризисных явлений в культуре ХХ века.
- Стремление человечества выработать единые духовные ориентиры, создать условия для прогрессивного развития общества и его культуры.
 
- 
              
            Культурология как наука- Культурология как наука, окончательно оформившаяся в 20 веке, опирается на определенную философскую традицию.
- Для европейской культурологии основные исторические этапы данной традиции составляют Античность, Средние века и Новое время.
 
- 
              
            Античная философия- Древнегреческая традиция. Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается в философии софистов (Протагор, Горгий), а также в философии Сократа.
- В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание, образование).
- Культура как процесс воспитания и образования предполагала культивирование в человеке религиозности, патриотизма, гражданственности, свободы.
 
- 
              
            Римская традицияВ переводе с латинского, культура обозначает процесс обработки,возделывания земли, преобразования природы, с целью ее изменения. Впервые термин «культура» («culture») употребили римский писатель Катон, а также оратор Цицерон. 
- 
              
            Эпоха Средневековья (5-15 века)- В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение.
- Осмысление культуры приобретает богословское звучание.
- Богословы эпохи Средневековья (Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский) полагали, что:
- культура возникает через осознание человеком духовного родства с Богом, через духовное самосовершенствование.
- В основе средневекового представления о культуре лежит аскетический идеал личности (в его основе – образ человека духовного, страдающего, жаждущего искупления своих грехов).
 
- 
              
            Философия эпохи Нового времениФилософия эпохи Нового времени (17- первая пол. 19 века) складывается под влиянием новаций и идей эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм).Идеи и ценности, определившие понимание культуры в философии эпохи Нового времени: - приоритет научного знания;
- идеалы гуманизма (признание человека высшей ценностью общественного развития);
- идея прогрессивного развития общества
- автономность морали и личности по отношению к религии.
 В философии эпоху Нового времени формируется «классическая модель культуры» (И. Кант, Г. Гердер). 
- 
              
            Классическая модель культуры«Классическая модель культуры» – культура это результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных отношений. 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.