Презентация на тему "Искусство Жостово"

Презентация: Искусство Жостово
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Искусство Жостово" рассказывает о истории создания Жостовской росписи.

Краткое содержание

  • Жостовская роспись
  • Организация артелей
  • Формирование особой манеры росписи
  • Особенности производства



Содержание

  • Презентация: Искусство Жостово
    Слайд 1

    Искусство Жостова

  • Слайд 2

    ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.

  • Слайд 3

    Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине.

  • Слайд 4
    • Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых.
    • В 1825 художник - миниатюрист О. Ф. Вишняков основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье -маше.
  • Слайд 5

    Организация артелей

  • Слайд 6

    С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

  • Слайд 7

    В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла.

  • Слайд 8

    В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая подносы.

  • Слайд 9

    Артели появились в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд».

  • Слайд 10

    В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.

  • Слайд 11

    С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов.

  • Слайд 12

    В 1960-е годы спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др.

  • Слайд 13

    Формирование особой манеры росписи

  • Слайд 14

    К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера и приемы росписи. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет на черном или красном фоне. Реже фоном служат другие цвета, золото или перламутр.

  • Слайд 15

    По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

  • Слайд 16

    Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры, а ориентируясь на свое воображение.

  • Слайд 17

    В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях.

  • Слайд 18
    • Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций.
    • Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
  • Слайд 19

    Особенности производства

  • Слайд 20

    Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. На поднос наносится несколько слоев цветного лака с просушкой и полировкой каждого слоя.

  • Слайд 21

    Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

  • Слайд 22
    • При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.
    • Первая — «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит.
  • Слайд 23

    Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.

  • Слайд 24

    Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).

  • Слайд 25

    После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска и возвращают живописцу.

  • Слайд 26

    Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы.

  • Слайд 27

    Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок.

  • Слайд 28

    И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом.

  • Слайд 29

    И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом.

  • Слайд 30
    • После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой.
    • Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.
  • Слайд 31
    • Будущие художники - жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.
    • Жостовская лаковая роспись по металлу - на сегодняшний день в мире уже не декоративный народный промысел, а высокое искусство, ставшее неотъемлемой частью самобытной культуры.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке