Содержание
-
Особенности древнеегипетского канона
Автор: Куприна Евгения Владимировна
учитель МХК и истории изобразительного искусстваМОУ школы № 124 г.о. СамараИзобразительное искусство Древнего Египта.
-
Книгой о жизни фараонов и вельмож, о знаменитых событиях в стране были рисунки, стенные росписи и рельефы, в которых использовались и иероглифы.
-
- Творцы произведений искусства пользовались в Египте большим почетом.
- Скульптору в Древнем Египте давалось имя «санх», что означает «дарующий бессмертие».
-
Для всего изобразительного искусства Древнего Египта характерны:
- торжественная монументальность
- строгое спокойствие
- статичность
- симметрия
- каноничность
-
До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художники строго придерживались определенных правил.
Строгие законы для создателей произведений искусства были выработаны в эпоху Древнего царства и назывались они канон.
-
Основные принципы египетского канона:
- Единство изображений и иероглифов.
- Размещение сюжетов горизонтальными поясами.
- Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.
- Изображение фигуры человека как бы с различных точек зрения, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас.
-
- При создании канона египетские художники использовали систему разделения фигуры на части.
- Единицей измерения служит длина среднего пальца руки.
- 19 равных частей приходится на фигуру и 2 1/4 – на традиционный головной убор.
-
Кисти рук изображены таким образом, что нельзя определить, какая рука изображена – правая или левая
-
- Если требовалось изобразить многоплановую сцену, фигуры помещались одна под другой.
- Причем фигуры переднего плана помещались внизу, а дальние располагались наверху.
- Иногда эти ряды отделялись горизонтальными линиями.
-
Стоящие друг за другом фигуры распределялись так: тщательно прорисовывалась передняя фигура, а около нее дорисовывался контур следующих.
-
Фигура взрослого и ребенка отличались не пропорциями, а размером.
-
- Более всех подчинялись канону, как в жизни, так и в искусстве, фараоны.
- Стоящий фараон изображается так: левая нога всегда выдвинута вперед, руки плотно прижаты к телу, голова прямо, взгляд устремлен вперед.
- Фараон может изображаться только в двух положениях: стоящим или сидящим.
- Второй вариант изображения фараона – в сидящем положении: тело напряжено, колени сомкнуты, руки на коленях, голова прямо, взгляд устремлен вперед.
-
Египетские писцы изображаются иначе:
- Обычно в позе «лотоса», со скрещенными ногами, табличкой на коленях для папируса, в руках – письменные принадлежности.
- Взгляд обращен вперед, глаза широко раскрыты, как будто писец прислушивается к словам, доносящимся из потустороннего мира.
-
Египетский мастер изображал мир, стремясь передать его истинный облик, а не то, каким он видится человеческому глазу в момент восприятия.
-
Как можно охарактеризовать изображения?
Все рисунки египетских мастеров были:
- линейными,
- плоскими,
- без объема,
- без перспективы,
- без светотени
-
Символическое применение цвета:
- Зеленый – цвет папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения; символ надежды, молодости, возрождения природы
- Черный – цвет благородной земли; символ сохранения и возвращения к жизни после смерти.
- Красный – цвет зла, необитаемой и бесплодной земли.
-
Символическое применение цвета:
- Белый – цвет утренней зари; символ победы и радости.
- Ярко-желтый – цвет вечности; символ богов.
- Синий – цвет лазури; символ волос божеств.
- Голубой – цвет воды, моря; символ обещания новой жизни.
-
Источники материалов:
Электронное издание: Том 28. Искусство Древнего Египта (использованы иллюстрации с диска)Год выпуска: 2004 Формат: CD-ROM 1500 стр.ISBN: 5-94865-032-4 Издательство: Директ-Медиа
Печатные издания:
- Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М. : Дет. лит., 1986.
- Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира / Л.Д. Любимов – 4-е изд. перераб. и доп. –
- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
- Вёрман К.«История искусства» в 2-х частях, М.: «Издательство АСТ», 2000 г.
-
Канон– это свод общепринятых правил для изображения.
Он сохранялся и использовался в Египте на протяжении тысячелетий.
Канон был установлен для изображения стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных.
-
Храм богини Хатхор в Дендере
-
Книга Мертвых
-
Гробница Мериба. около 2450г. до н.э.
-
Фрагмент росписи гробницы Нефертари
-
Фрагмент росписей гробницы Нефертари
-
Боги, плывущие по Небесному Нилу
-
Гробница Аменхотепа II. около 1428 г. до н.э.
-
Гробница Аменхотепа II. около 1428 г. до н.э.
-
Гробница Нахта. Нахт и Тауи. около 1390 г. до н.э.
-
Гробница Нахта. Нахт и Тауи. около 1390 г. до н.э.
- ноги в профиль
- голова в профиль
- тело анфас
- глаз анфас
-
Сцены из крестьянской жизни. 18 династия
-
Гробница Нахта. Просеивание зерна. около 1390 г. до н.э.
-
Гробница Хаемхета. Земледелие. Ок. 1370 г. до н.э.
-
Гробница Менена. Обмолот зерна. около 1395 г. до н.э.
-
Статуя писца. Ок. 2450 г. до н.э. 68 см
-
Статуя писца Хети. Ок. 2300 г. до н.э. 252 см
-
Статуя писца. Ок. 2500 г. до н.э. 51 см
-
Палетка фараона Нармера конец 4 тыс. до н.э. шифер, 64 см
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.