Презентация на тему "Европейское право и сохранение культурного наследия народов Европы"

Презентация: Европейское право и сохранение культурного наследия народов Европы
1 из 55
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Европейское право и сохранение культурного наследия народов Европы" по мировой художественной культуре (МХК), включающую в себя 55 слайдов. Скачать файл презентации 0.18 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по мировой художественной культуре (МХК)

Содержание

  • Презентация: Европейское право и сохранение культурного наследия народов Европы
    Слайд 1

    Европейское право и сохранение культурного наследия народов Европы

    Молчанов С. Н. 2-7 декабря 2002 г. Международная конференция “EVA 2002. Москва.”

  • Слайд 2

    Основные разделы:

    Вместо пролога или краткая статистика Концептуальные научно-теоретические основы и подходы Определения культуры, культурных ценностей и культурного наследия (достояния) Количественные характеристики европейского культурного наследия Качественные характеристики культурного наследия народов Европы Современные региональные институты международного культурного сотрудничества в Европе Совет Европы и сохранение культурных ценностей Сохранение культурных ценностей в рамках Европейского Сообщества и Европейского Союза Тенденции развития европейского права в сфере культуры Системно-правовые тенденции развития Заключение

  • Слайд 3

    Вместо пролога или краткая статистика

    Европа 1/3 часть Старого Света, 1/6 часть Света в целом, Пространственная территория = ~ 10 млн. кв. км. или7 % земной суши. "Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры". Н.К Рерих

  • Слайд 4

    По данным ООН и Всемирного банка по состоянию на 1995 г. в Европе проживало более 807 млн. жителей (это число составляет 14 % населения планеты или в 3 раза больше, чем в США (263 млн.), и в 7 раз больше, чем в Японии (124 млн.) Доля производства Европы в мировой экономике в целом в 1995 г. составила 35, 2 %, что на 16,9 % больше, чем аналогичный показатель Японии и - на 10, 1 % больше, чем США. В настоящий период в Европе частично или полностью расположены 47 государств мирового сообщества.

  • Слайд 5

    Концептуальные научно-теоретические основы и подходы

    На современном этапе эволюции-инволюции земного человечества в начале 21 века в системе международного права, а также в национальных правовых системах государств происходитконцептуальный переход от доктрины памятниковедения к универсальной парадигме культурных ценностей, суть которой составляют следующие базисные основы (начала), частично закрепленные в международном культурном праве, а также в национальных нормативно-правовых системах:

  • Слайд 6

    Каждая культурная ценность уникальна и неповторима Все культурные ценности подлежат национальной и международной защите, прежде всего - уважению и сохранению Культурные ценности, составляющие культурное наследие народов человечества (национальное культурное достояние), неотчуждаемы и подлежат специальной международной защите I

  • Слайд 7

    Человек является основным индивидуальным носителем культуры, главным субъектом культурной деятельности и центральной культурной ценностью (последнее относится к современным правовым системам Запада) Культурные меньшинства (национальные, этнические, религиозные и др. сообщества, организации и группы), как коллективные носители культуры и равноправные субъекты культурной деятельности также являются культурными ценностями и подлежат международной и национальной правовой защите Культурное большинство (нация, народ, этнос, суперэтнос) и человечество в целом как коллективный носитель культуры является центральной и приоритетной культурной ценностью и, как таковое, подлежит приоритетной защите (характерно для правовых систем Востока и развивающихся стран) II

  • Слайд 8

    Культурное единство и разнообразие на планете представляют собой высшую двуединую целостность и цельность, составляющую культурное достояние человечества и подлежащую международной правовой защите I+II=III

  • Слайд 9

    С содержательной точки зрения суть этого перехода можно определить как понятийно-смысловую интегральную дифференциацию, дефиниционно и этимологически легко воспринимаемую в русском языке: от слова"памятник"(переводимого как “память прошлого”) к универсальному и нейтральному понятию"культурная ценность”, которое не содержит временных характеристик, и таким образом далее – через“культурное наследие”как знание и память прошлого к“культурному достоянию”как знанию и памяти настоящего и будущего. Все вышесказанное с учетом европейских региональных особенностей составляет парадигматическую основу системы европейского культурного права, которая рассматривается нами как региональная подсистема международного культурного права.

  • Слайд 10

    Определения культуры, культурных ценностей и культурного наследия (достояния)

    Говоря о сохранении культурного наследия Европы нельзя не сказать о культуре как таковой. В современной культурологии насчитывается более 500 различных определений понятия "культура".

  • Слайд 11

    Обращаясь к первоистокам, припомним, что изначально, словоКультура (культ Ура),со времен Рерихов, понимается, какпочитание Света, почитание Высшего начала. Она естьсинтез и триединство Искусства, Науки и Религии. По другому яркому символическому определению, Культура это"Прошлые, Настоящие и Будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности". Пожалуй, одним из самых универсальных определений термина"культура", носящим международный характер, является определение культуры как “совокупности ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу, - закрепленное в Декларации Мехико о политике в области культуры, - Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и веры”.

  • Слайд 12

    Автору также близкó понимание культуры как "сотворенной человеком материальной и духовной среды обитания, а также процессов создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества", с одной оговоркой, что любая культурная ценность как и культура в целом не может быть "воспроизведена" в силу ее единственности, уникальности и неповторимости в принципе. Любой повтор есть подделка или просто копия. И слово "производство-воспроизводство" сюда не подходит. Оно не от культуры, оно - от цивилизации, носящей конечный и преходящий характер.

  • Слайд 13

    Необходимо также отметить, что во внутреннем законодательстве России универсальная концепция культурных ценностей нормативно-практически впервые закреплена в ст.3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г.: Культурные ценности- нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко - культурном отношении территории и объекты.

  • Слайд 14

    Количественные характеристики европейского культурного наследия

    Несмотря на то, что Европа вполне общепризнанно считается крупнейшим мировым пространственным центром сосредоточения культурных памятников и институтов в мире, насколько мы знаем, комплексные статистические исследования о совокупных количественных параметрах объектов культурного наследия, расположенных в Европе и подлежащих охране, в первую очередь, государствами, в границах территориальной юрисдикции которых они находятся, еще не проводились.

  • Слайд 15

    Результаты отдельных попыток, предпринятых в отношении некоторых видов культурных ценностей, в частности, Советом Европы – в отношении архитектурного наследия 27 государств-членов, и опубликованных в соответствующих докладах, не позволяют на сегодняшний день хоть как-нибудь целостно оценить общую картину. А посему обратимся к общедоступным и надежным источникам, которые дадут нам хотя-бы косвенное представление о европейском культурном наследии, к таким, например, какСписок всемирного наследия ЮНЕСКО, учрежденный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

  • Слайд 16

    Из 721 недвижимого объекта, внесенного по состоянию на декабрь 2001 г., в Списке всемирного наследия, 342 находятся в условных территориальных границах европейских государств. Эта цифра составляет 47 % от общего числа охраняемых памятников всемирного наследия. Согласно статистическим исследованиям, проводившимся Европейским Союзом, в Западной Европе расположено около 40 процентов всех музеев мира. В культурном секторе государств ЕС в настоящее время занято около 7,2 млн. человек, а на общеевропейском рынке производства и предоставления услуг, связанных с технико-технологическим обеспечением культурной сферы работают около 1000 компаний.

  • Слайд 17

    Согласно данным, приведенным в докладе Статистического института ЮНЕСКО "Международный оборот отдельных товаров культурного назначения в 1980-98 гг.", на общем фоне новых международных экономических группировок Европейский Союз особо выделяется, обеспечив в 1998 г. совместно с Организацией экономического сотрудничества стран Азии и Тихого океана (APEC) 91 % мирового импорта и 94 % экспорта товаров культурного назначения. Из 4 главных мировых экспортеров (53,8 % экспортных поставок) таких товаров, наряду с Японией и США, два - Германия и Великобритания - расположены в Европе. К 4 государствам, концентрирующим мировой импорт (47 %), наряду с США, относятся 3 европейские государства - снова Германия, Великобритания и Франция.

  • Слайд 18

    Качественные характеристики

    Народная мудрость гласит: “О вкусах не спорят”. Дабы не быть глупыми, не будем спорить и мы. Хотя несколько слов о поддающихся определению квалитативных юридических аспектах памятников европейского культурного наследия все-таки сказать просто жизненно необходимо.

  • Слайд 19

    Справедливости ради нужно заметить, что в настоящее время на европейском уровне нет ни одного списка объектов культурного наследия общеевропейской значимости, нет ни одной институциональной структуры, которая бы такой список составляла, мало того, ни в одном известном нам источнике европейского права не установлены качественные формально-юридические и материальные критерии отнесения той или иной культурной ценности к объектам культурного наследия Европы.

  • Слайд 20

    Несмотря на вышеизложенное, опираясь на утвердившуюся в современном универсальном международном праве концепцию культурного наследия народов, а также исходя из практики деятельности Комитета всемирного культурного наследия ЮНЕСКО по включению в свои списки соответствующих объектов исключительно общенационального значения, все-таки считаем целесообразным презюмировать, что, по аналогии с вышеприведенным правилом Комитета всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, принимая во внимание логику развития международного права в данной сфере и эффективность фактической охраны памятников,к общеевропейскому культурному наследиюна данном этапе развитиямогут быть отнесены памятники культуры исключительно национальной значимости(не ниже).

  • Слайд 21

    Современные региональные институты международного сотрудничества и охрана памятников культурного наследия в Европе

  • Слайд 22

    Понимая, что невозможно в рамках одной статьи объять необъятное, остановимся на анализе законодательства трех основных международных интеграционных объединений, функционально делающих упор в своей деятельности на сохранении культурных ценностей, защите культурных прав человека и международной регламентации культурной деятельности. Этоправо Совета Европы, а такжезаконодательство Европейского Сообщества и Европейского Союза.

  • Слайд 23

    По иронии судьбы, право Совета Европы в настоящий период в России еще не вошло в учебный курс "Европейское право". Полностью концептуально разделяя подход многих исследователей и относя к"европейскому праву"в широком смысле право всех европейских интеграционных организаций, а не только право Европейского Союза, заметим, что именно право Совета Европы является методологической основой правовой охраны памятников культурного наследия в Европе. И посему остановимся на его обзоре подробнее.

  • Слайд 24

    Совет Европы и сохранение культурных ценностей

    По самым скромным подсчетам, в настоящее время в рамках Совета Европы или под его эгидой принято более 250 правовых и рекомендательных актов, регулирующих юридический статус культурных ценностей и регламентирующих культурные права коренных народов, национальных меньшинств, а также культурные права человека.

  • Слайд 25

    Этоконвенции; декларации, рекомендации, резолюции Комитета Министров (CM); рекомендации, резолюции, и приказыКонсультативной – Парламентской Ассамблеи (PACE); декларации, резолюции, рекомендации и мнения Конгресса местных и региональных властей (CLRAE); резолюции и рекомендациипяти состоявшихся до сего времениконференций министров, ответственных за культурное наследие. Все эти акты имеют разную правовую природу, отличаются механизмом принятия, степенью юридической обязательности, порядком вступления в силу и образуют определенную иерархическую структуру.

  • Слайд 26

    будучи международным договором, в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., обладает обязательной силой для государств, являющихся ее участниками. Государства-члены Совета Европы вправе свободно решать становиться им или нет ее участниками, даже если они принимали участие в ее разработке. Конвенция,

  • Слайд 27

    В рассматриваемой сфере необходимо выделить 14 следующих международных договоров (конвенций): Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г., Лондон (Серия Европейских договоров, №1) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Рим (Серия Европейских договоров, №5) Европейская конвенция по культуре от 19.12.1954 г. (Серия Европейских договоров, №18) Европейская конвенция об охране археологического наследия от 6.05.1969 г. (Серия Европейских договоров, №66) Европейская конвенция по правонарушениям, связанным с культурными ценностями 1985 г. (Серия Европейских договоров, №119)

  • Слайд 28

    Конвенция об охране архитектурного наследия Европы от 3.10.1985 г. (Серия Европейских договоров, №121) Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5.V.1989) (Серия Европейских договоров №132) с поправками Протокола 1988 г. (ETS №171) Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная, Валлетта, 16 января 1992 года) (Серия Европейских договоров №143) Европейская конвенция о совместном кинематографическом производстве от 2.10.1992 г. (Серия Европейских договоров №147) Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств (Страсбург, 5.11.1992 г.) (Серия Европейских договоров №148)

  • Слайд 29

    Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1.02.1995 г.) (Серия Европейских договоров №157) Европейская конвенция по ландшафтам (Флоренция, 20. X.2000) (Серия Европейских договоров №176) Европейской конвенции об охране аудиовизуального наследия от 8.11.01 (Серия Европейских договоров №183) Протокол об охране телевизионных программ к Европейской конвенции об охране аудиовизуального наследия от 8.11.01 (Серия Европейских договоров № 184)

  • Слайд 30

    Последние два договора, будучи разработаны по инициативе Совета по культурному сотрудничеству (CDCC) и его Комитета по культуре (CC-Cult) в 2000 г. на момент написания настоящего обзора еще не вступили в силу. В интересующей нас сфереКомитетом Министров Совета Европына данный периодпринято 3 декларации, 26 рекомендаций и 9 резолюций.

  • Слайд 31

    В особую группу необходимо выделитьакты Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В рассматриваемой сфере нас интересуют48 рекомендаций, 22 резолюции и 7 приказов, принятые Парламентской Ассамблеей, а также её предшественницей – Консультативной Ассамблеей. По самым скромным подсчетам, к настоящему времени в рамкахКонгресса принято34 резолюции, 6 рекомендаций, 4 декларации и 2 мнения,посвященных проблематике сохранения культурных ценностей и защите культурных прав человека.

  • Слайд 32

    Сохранение культурных ценностей в рамках Европейского Сообщества и Европейского Союза

  • Слайд 33

    Не вдаваясь в анализ институциональных особенностей статуса организаций, составляющих весьма сложную, разветвленную и многообразную систему правового регулирования, в которой исследователи выделяют приемы, методы и черты, присущие и межгосударственному международно-правовому регулированию, и внутреннему праву международных организаций, и носящим надгосударственный конфедеративный характер, а также все больше особенностей, присущих внутригосударственному федеративному правопорядку, скажем только, что и с точки зрения интересов сохранения культурного наследия народов, защиты культурных прав человека и регулирования культурной деятельности, эта сложившаяся status quo правовая система также представляет значительный интерес.

  • Слайд 34

    По предварительным оценкам, в настоящий периодв рамках Европейского Сообщества(ранее - Европейских Сообществ) иЕвропейского Союзанасчитывается до100 нормативно-правовых актов,регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом. Не мудрствуя лукаво, примем за методологическую основу - устоявшуюся в доктрине и на практике трехуровневую классификацию правовых актов на первичное, вторичное и дополнительное законодательство - и опишем интересующую нас сферу. Итак, из источников первичного права - учредительных договоров - прежде всего следует назватьДоговор об учреждении Европейского Сообщества, установивший каркас регулирования правоотношений в культурной сфере.

  • Слайд 35

    В статье 151 (раздел XII Договора полностью посвящен вопросам культуры), в частности, говорится: Сообщество содействует расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие. Действия Сообщества направлены на поощрение сотрудничества между государствами-членами и, при необходимости, на поддержку и дополнение их действий в следующих областях: – расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов; – сохранение и защита культурного наследия европейской значимости; – некоммерческий культурный обмен; – художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор;

  • Слайд 36

    Сообщество и государства-члены содействуют сотрудничеству с третьими странами и международными организациями в сфере культуры, особенно с Советом Европы. Предпринимая действия, основанные на других положениях настоящего Договора, Сообщество принимает во внимание их культурные аспекты, прежде всего руководствуясь уважением и стремясь поддержать разнообразие культур.

  • Слайд 37

    Необходимо также упомянуть положенияст. 30 Договора об учреждении Европейского Сообщества, устанавливающей, что положения статей 28 и 29 (запрет количественных ограничений на импорт и экспорт - прим.автора) не исключают запрещений или ограничений импорта, экспорта или транзита, обоснованных, в частности, "соображениями защиты национального достояния, имеющего художественное, историческое или археологическое значение" (перевод мой - авт.). Таким образом, положениями этой статьи создана конституционная основа правового регулирования перемещения движимых культурных ценностей через внутренние государственные и за внешние территориальные границы Сообщества при полном уважении суверенного права государств-членов относить или не относить ту или иную движимую культурную ценность к национальному культурному достоянию. ***: ***:

  • Слайд 38

    Следующим основополагающим источником европейского права в рассматриваемой сфере являетсяХартия Европейского Союза об основных правах,принятую в Ницце 7 декабря 2000 г. Не подлежит сомнению и глубокое понимание авторами этого акта основополагающего значения культурного наследия для будущего развития народов Европы, о котором, пожалуй, впервые так весомо говорится в этом документе, начиная с Преамбулы: Народы Европы, учреждая между собой как можно более тесный союз, решили совместно обеспечить себе мирное будущее, основанное на общих ценностях.

  • Слайд 39

    Осознающий свое духовное и нравственное историческое наследие, Союз базируется на всеобщих и нераздельных ценностях - человеческом достоинстве, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принцип демократии и принцип правового государства. Он помещает человеческую личность в центр своей деятельности… Союз вносит вклад в сохранение и развитие данных общих ценностей, уважая при этом разнообразие культур и традиций народов Европы, а также национальную индивидуальность (более точным был бы перевод - самобытность - прим.автора) государств-членов…

  • Слайд 40

    Согласност.22 Хартии Европейского Союза об основных правах "Союз уважает культурное, религиозное и языковое разнообразие". Таким образом признается юридическое равноправие различных религиозных течений, языковых общностей и культур. Рассматривая это положение в связи спунктом 3 ст.6 Договора о Европейском Союзе(Маастрихтского договора 1992 г.) об уважении национальной самобытности государств-членов, которое, по нашему мнению, следует трактовать в широком смысле - как уважение национальной культурной самобытности народов, этнических общностей и индивидов - комментаторы совершенно справедливо подчеркивают, что принцип уважения культурного, религиозного и языкового разнообразия является предпосылкой к осуществлению культурных прав в целом. Это тот фундамент, на котором строится вся система защиты культурных прав человека, этнических меньшинств и народов в европейском праве.

  • Слайд 41

    Вторичное законодательство в интересующей нас сфере на данный период насчитывает около 25 нормативно-правовых актов. К нему относятсярегламенты и рекомендации Европейской Комиссии, регламенты, директивы, решения, резолюции и заключения Совета и Европарламента, а также прочие акты, в частности, организационные правила. К актам дополнительного законодательства в рассматриваемой сфере относятсярезолюции и заключения Совета (Министров по делам культуры).К настоящему времени им принято также около 25 актов.

  • Слайд 42

    С научно-практической, прикладной точки зрения особый интерес представляет опыт культурной политики ЕС в научно-образовательном секторе по реализации конкретных специальных проектов, инициатив и программ в специфических областях знаний, науки и техники - в частности, по научно-исследовательским разработкам, развитию и использованию современных информационных технологий виртуализации (оцифровки) культурного наследия, обеспечения электронного мультимедийного доступа к нему, создания электронных сетей баз данных культурного наследия, а также интерактивной культурной деятельности в виртуальном трехмерном и техногенном мирах. В качестве примера можно назватьпрограмму Еврокомиссии "Технологии информационного общества (ТИО)",которая в свою очередь является одной из составляющих Пятой рамочной программы Еврокомиссии по научным исследованиям и разработке технологий (1999-2003 гг)

  • Слайд 43

    Некоторые выводы и тенденции развития европейского права в сфере культуры

  • Слайд 44

    Несмотря на формально юридически дискретный характер большинства рассмотренных выше источников европейского права, отдельные самостоятельные правовые нормы как элементы, определяющие правовой режим культурных ценностей, складываютсяв достаточно целостную систему. Общественные отношения по поводу европейского культурного наследия, будучи по своей сути наиболее объемным, приближенным к человеку и интегральным предметом международно-правового регулирования, исходя из принципа научности исследования, должны синтетически анализироваться в системной связи с другими элементами единого культурного пространства и времени, как минимум, в качестве одного из разделов"культурного права Европы".

  • Слайд 45

    Прикладные курсы –"сохранение культурных ценностей" и "менеджмент в сфере культуры", “основы культурной политики", "памятниковедение"- всего лишь институционально-академические подмостки и предвестники для содержательного расширения и развития этих направлений в более широком контексте. Проведенный выше анализ уже позволяет говорить о наличии сформировавшегосякультурного права Европы(European Cultural Law)как отрасли европейского права и, возможно, как отрасли европейской правовой науки.

  • Слайд 46

    Исходя из проведенного выше обзора, можно прийти к выводу, что научно-правовую парадигму регулирования общественных отношений в сфере сохранения культурных ценностей, защиты культурных прав человека, культурного наследия национальных меньшинств и народов Европы, а также регулирования культурной деятельности в рамках европейского права на настоящем этапе его развития составляют следующие фундаментальные составляющие: принцип европоцентризма базовые ценностные принципы: персонализм, демократия, правовое государство, рыночная экономика и устойчивое развитие доктрина культурного единства и разнообразия Европы концепция общего культурного наследия народов Европы комплексный подход к сохранению культурного наследия

  • Слайд 47

    Рассматриваемой правовой сфере в целом также свойственны: экзотеричность методологии (девиз “культурное наследие – для всех”) и ее цивилизационный характер: точки опоры перенесены на внешние технико-технологические формы, методы и методики сохранения, которые носят строго правовой характер специальное законодательство носит сравнительно кодифицированный характер и обладает достаточно разнообразной, разработанной, разветвленной структурой, базирующейся на международно-правовых договорах

  • Слайд 48

    Определенный синкретизм фундаментальных понятий в сфере культурных ценностей в рамках международного права в целом, на который мы не раз указывали ранее, также свойственен и европейскому праву. Это явление носит, по нашему убеждению, временный характер. Общемировые тенденции к глобализации и универсализму в международных отношениях неизбежно будут иметь своим результатом усиление взаимодействия различных традиционных систем правового регулирования и их сближение.

  • Слайд 49

    Это, в свою очередь, потребует четкости и точности в дефиниционном разграничении таких универсальных понятий в рассматриваемой сфере как:"культурное наследие - культурная ценность - объект культуры - культурное достояние",нюансы использования которых в современном международном праве Европы носят практически не поддающийся идентификации характер. Можно также отметить, что принятый среди специалистов термин"артефакт", а также определение собственно"культурное достояние" (cultural patrimony) еще не вошли в официальный международно-правовой лексикон ни на универсальном, ни на региональном - европейском уровне, хотя отдельные попытки их использования в рамках незначительных документов предпринимались.

  • Слайд 50

    Расширение границ Европы в плоскости институционально-государственной протяженности – через вступление России в Совет Европы и ожидаемого грядущего вступления ряда восточно-европейских государств в Европейский Союз – на Восток вплоть до Тихого океана, также можно рассматривать как вектор в определении пространственного направления будущего развития европейского международного права в III-ем тысячелетии, в том числе и в культурной сфере.

  • Слайд 51

    Системно-правовые тенденции развития

    Рассматриваяевропейское культурное право,представленное в настоящем обзоре тремя вышеописанными международными межправительственными организациями, как некую составную целостную систему двух сначала независимых и непересекающихся самостоятельных правопорядков и сравнивая их друг с другом, можно прийти к выводу о взаимно-противоположных векторах юридической развертки в сфере правового регулирования отношений по сохранению культурных ценностей, защите культурных прав народов и человека, и культурной деятельности в этих системах.

  • Слайд 52

    Право Совета Европы в целом развивалось в направлении - от культурных прав человека к технико-финансовым и экономическим вопросам культуры. При этом следует отметить детальную терминологическую проработку практически в каждом принимаемом акте. Законодательство ЕС - от Европейских Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратом) к Европейскому Сообществу и Европейскому Союзу - от экономики, техники и финансов культурного сектора к культурным правам человека. При этом в плане доктринально-терминологического развития оно, как правило, строилось на использовании общепринятых дефиницийde facto.

  • Слайд 53

    Справедливости ради нужно отметить, что фактическое праворегулирование общественных отношений в сфере сохранения культурных ценностей, защиты культурных прав человека, национальных, этнических меньшинств и народов, а также регулирования культурной деятельности в Европе выходит за официальные рамки международного регионального европейского права в его классическом понимании как межгосударственного права и осуществляется как в рамках системы международного публичного и частного права в целом, так и одновременно в рамках национальных нормативных систем. Учитывая общемировые и общеевропейские тенденции, роль международных неправительственных организаций в сохранении культурного наследия Европы и их влияние на процесс международного европейского правотворчества будут неизменно возрастать.

  • Слайд 54

    Заключение и точка выхода

    Работая над обзором источников культурного права Европы просто невозможно не прийти к идее о концептуальной условности территориального разграничения на Европу-Азию. Достаточно вспомнить, что само имя "Европа" согласно греческой мифологии принадлежит дочери финикийского царя, похищенной Зевсом из родительских пенатов в малой Азии (ныне территория Ливана и Сирии) и переправленной им в образе быка на остров Крит.

  • Слайд 55

    Это еще раз доказывает, что культурное единство Европы и Азии - не вымысел и не оторванные от реальной жизни рассудочные спекуляции. Несмотря на небезмятежную многовековую, видавшую виды, историю старушки Европы, ее народы в своей глубинной памяти сохраняют сознание своего кровного и духовного родства с не менее загадочной и не менее древней Азией. © С.Н. Молчанов. 2002 г. © Sergey N. Molchanov. 2002. All rights reserved.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке