Содержание
-
Духовная сфера
- наука, нравственность, религия,
- философия, искусство,
- научные учреждения,
- учреждения культуры,
- религиозные организации и
- соответствующая деятельность людей
-
Культура
Лат. cultura – возделывание, обрабатывание.
-
Материальная и духовная культура
- Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками, результат – вещи (артефакты).
- Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т.д., результат – символы.
-
Функции духовной культуры
- Познавательная
- Образовательно-воспитательная
- Интегрирующая
- Регулирующая
- Социализирующая
-
Тест
Первоначальное понятие культуры означало:
- все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты
- совокупность знаний, верований, искусства, морали и права
- возделывание земли
- все, что создано человеком
К функциям духовной культуры не относится:
- образовательно-воспитательная
- интегрирующая
- регулирующая
- материально-производственная
-
К элементам духовной культуры не относится:
- религия
- наука
- средства производства
- мораль
-
Формы культуры
- Народная
- Элитарная
- Массовая
-
Народная культура (фольклор)
- Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
- В ней отражается менталитет народа.
- Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.
- По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
-
Элитарная (высокая) культура
- Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
- Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
- Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя
- фр. elite – лучшее, избранное
-
Массовая культура = поп-культура, китч, развлекательное искусство
- Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.
- Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.
- Главной целью является получение коммерческой выгоды.
- Возникла в середине ХХ века
-
Разновидности массовой культуры
- Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.
- Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.
-
Современная отечественная культура
- внутренние
- изменения
- исторические
- факторы
- западная массовая
- культура
-
Тест
Какое суждение верно?
А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другуБ. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ
- верно только А
- верно только Б
- верно и А, и Б
- оба положения неверны
-
Специфика искусства
- Искусство отражает мир с помощью художественных образов
- высший уровень мастерства
- форма практико-духовного освоения действительности
-
Общественные функции искусства
- Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
- Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)
- Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)
- Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
-
Специфика познания посредством искусства
- Отражение мира с помощью художественных образов
- Наглядный характер
- Субъективное восприятие действительности
-
Виды искусства
- Архитектура
- Живопись
- Скульптура
- Литература
- Декоративно-прикладное искусство
- Театр
- Цирк
- Балет
- Кино
- Эстрада
-
Современное искусство: постмодернизм
- Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
- Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
- Одна из главных форм – колллаж
-
Специфика науки
Наука – система знаний о мире и его законах
Основные элементы:
- особая система знаний о природе, обществе, человеке
- особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
- система специальных организаций и учреждений
-
Социальные функции науки
- Познавательная
- Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)
- Прогностическая
- Непосредственная производительная сила
-
Моральные (этические) нормы современного ученого
- общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…)
- касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни)
- касающиеся социальной ответственности за свои открытия
-
Особенности современной науки
- постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет)
- охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)
- растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)
- наука превратилась в особую профессию
-
Тест
Распределите перечисленное следующим образом: 3 позиции должны характеризовать деятельность художника, 3 – процесс работы ученого
- выбор сюжета
- выдвижение гипотезы
- выстраивание композиции
- теоретическое осмысление фактов
- создание художественных образов
- экспериментальная проверка
-
Специфика образования
Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков.
-
Функции образования
- приобщение человека к достижениям человечества
- передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта
- подготовка человека к самостоятельной деятельности
- развитие творческих способностей личности
- воспитание и социализация личности
-
Основные направления развития современного образования
- Демократизация
- Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин)
- Гуманизация (усиление внимания к личности)
- Фундаментальность (выявление и изучение главного)
- Компьютеризация
- Интеграция (интернационализация)
-
Тест
Социальная функция образования заключается в том, что оно:
А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном миреБ. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности
- верно только А
- верно только Б
- верно и А, и Б
- оба положения неверны
-
Специфика религии
- Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность.
- Главный признак религии – вера в сверхъестественное.
-
Элементы религии
- Религиозные представления
- Религиозные настроения
- Религиозные действия
- Религиозные организации и институты
- мифы , легенды, сказания, Библия, Коран…
- любовь к Богу, страх перед злыми духами…
- молитва, проповедь, таинство…
- церковь, секта, монастырь…
-
Функции религии
- Мировоззренческая
- Утешительно-компенсаторная
- Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…)
- Интегрирующая
- Дезинтегрирующая
- Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)
-
Этапы эволюции религии
- Родоплеменные древние верования
- Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями)
- Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов)
- Анимизм (вера в существование духов и душ)
- Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)
- Родоплеменные древние верования
-
- Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)
- возникли в период разложения родового строя и возникновения классового
- поклонение богам – покровителям своего народа
- сложная обрядность с элементами национальной культуры
- оформился особый слой служителей культа (жрецы)
- Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)
-
- Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
- огромное число последователей
- космпополитизм (выход за пределы народов, государств)
- эгалитаризм (проповедь равенства всех людей)
- прозелитизм (стремление обратить в свою веру других)
- Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
-
- Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)
- основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение)
- возглавляются харизматическими лидерами
- обещают достижения счастья в земной жизни
- тяготеют к синкретизму (смешению)
- Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)
-
Атеизм и свободомыслие
- Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека.
- Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем.
-
Тест
Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это:
- культ
- клир
- религиозные представления
- религиозные организации
-
К функциям религии не относится:
- мировоззренческая
- утешительно-компенсаторная
- регулирующая
- гедоническая
-
Национальной религией является:
- христианство
- конфуцианство
- ислам
- буддизм
-
Специфика морали
- Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения
- Этика – учение о морали
3 уровня:
- нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации)
- моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо»)
- нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)
-
Функции морали
- Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами)
- Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно)
- Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения)
- Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения)
- Коммуникативная (взаимопонимание, общение)
-
Единство морали и права
- Регулирующая функция
- Нормативный характер
- Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)
- Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека
-
Различия
-
Тест
Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется:
- регулирующей
- аксиологической
- воспитательной
- коммуникативной
-
Общественная психология и идеология
- Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп.
- Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами
-
Общественное мнение
Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам
формирование:
- целенаправленно
- стихийно
по структуре:
- монистическое
- плюралистическое
-
Средства массовой коммуникации
Предача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов.
-
Функции СМК
- Информационная (предоставление информации)
- Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением)
- Культурологическая (распространение достижений культуры)
-
Тест
Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации:
- газета «Аргументы и факты»
- журнал «Вопросы философии»
- радиостанция «Европа+»
- детектив Д. Донцовой
- театр «Сатирикон»
- киностудия «Мосфильм»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.