Содержание
-
-
В средние века театральные представления четко делились на
- Церковные (Церковь стремилась разнообразить службу)
- Светские (Крестьяне и рыцари устраивали театрализованные игры для развлечения)
-
Литургическая драма
Чаще всего она представлялась в церкви, где разыгрывались эпизоды Евангелия.
-
Постепенно в литургическую драму вводились:
- костюмы, бутафория, активная жестикуляция.
Постепенно сформировались циклы театрализованных церковных служб.
Например, в «Рождественский цикл» входили эпизоды:
- Шествие пастухов;
- Избиение младенцев;
- Шествие пророков;
Шествие волхвов и поклонение их младенцу-Христу.
-
Вскоре представления перенесли на ступени перед храмом (паперть).Теперь актеры говорили не на латыни, а на местных наречиях, понятных зрителям.Появляются указания для актеров и устроителей спектаклей.
- «Рай должен быть устроен на возвышении.
- Вокруг него надо располагать шелковые драпировки на такой высоте, чтобы персонажи, находящиеся в раю, могли быть видны с плеч.
- В раю должны находиться пахучие цветы и зелень, в нем размещаются различные деревья с висящими плодами, дабы это место казалось очень привлекательным».
-
- Зрителям очень нравились эпизоды с чудесами, которые скоро выделились в отдельные спектакли.
- Их называли мираклями (от лат. Miraculum – чудо).
-
На время ярмарки церковь объявляла «божий мир», прекращались междоусобицы.
Город к этим дням приводили в образцовый порядок, усиливали стражу, зажигали дополнительные фонари, улицы выметали, с балконов вывешивалияркие полотнища.
В ярмарочные дни на городской площади устраивали представление мистерий – больших массовых представлений на сюжеты Ветхого и Нового заветов.
-
Начиналась ярмарка большим утренним молебном и торжественным шествием городских старейшин и цеховых старшин, монахов и священников, масок и чудовищ.
Над толпой несли огромное огнедышащее чучело дьявола, на повозках показывали библейские и евангельские сценки,огромный медведь играл на клавесине, св. Августин вышагивал на огромных ходулях.
И все это шествовало на площадь, где начиналось представление мистерии.
-
Все эпизоды мистерии были заранее поделены между цехами.
Эпизод с построением Ноева ковчега получали корабельщики, всемирный потоп доставался рыбакам и матросам, тайная вечеря – пекарям, омовение ног – водовозам, вознесение – портным, поклонение волхвов – ювелирам.
Рыцарь в присутствии дамы надевает адский костюм
-
Мистерии, как и средневековые карнавалы, продолжались от пяти до сорока суток.
-
Огромное количество эпизодов мистерии организовывали тремя способами.
1. Декорации и актеры устаивались на повозках, которые возили среди зрителей.
-
2. Зрителей сажали в центре, а вокруг них на повозках или в беседках актеры играли разные эпизоды.
-
3. На городской площади свободно располагали беседки с актерами, а зрители ходили между ними, просматривая разные эпизоды действия.
-
Светский театр берет свое начало в календарных играх племен, населявших Европу.
Чаще других разыгрывали «Борьбу Зимы и Весны» и «Майские игры». Пляска в честь торжества Весны.
-
Часто такие игры превращались в большие сельские представления.
- Битва Св. Георгия со змеем.
-
С X века по селам и между замками бродили гистрионы – странствующие актеры, прекрасно владевшие цирковым искусством.
-
Их называли жонглерами, шпильманами, мимами.
-
А вскоре и из церковных действ выделился особый вид светского спектакля – моралитэ.
Это представление, где действуют не люди, а моральные понятия:
- Скупость, Храбрость,
- Смирение, Любовь…
-
Весь смысл морали сводился к борьбе хороших черт характера с плохими.
Персонажи имели поясняющие таблички и были соответственно одеты.
-
- «Туманная масса хаоса изображалась человеком, закутанным в широкий серый плащ.
- Природа в ненастье покрывалась черной шалью, а при просветлении надевала накидку с золотыми кистями.
- Скупость, одетая в отрепья, прижимала к себе мешок с золотом.
- Себялюбие носило перед собой зеркало и поминутно гляделось в него.
- Лесть гладила лисьим хвостом
- Глупость с ослиными ушами.
- Наслаждение ходило с апельсином,
- Вера с крестом, Надежда с якорем, Любовь с сердцем...».
-
Под влиянием карнавалов возникают «дурацкие общества», на заседаниях которых пародируются церковные обряды.
Первое такое общество возникло в 1381 году в городе Клеве и называлось «Narrenorden» - «Орден Дураков».
-
Вступая в такое общество, новичок давал клятву, перечисляя виды дураков:
«Дурак ошалелый, дурак лунатический,Дурак царедворец, дурак фанатический,Дурак развеселый, дурак химерическийДурак грациозный, дурак лирический...».
-
Создавалась особая «дурацкая философия» – весь мир управляется дураками и потому, вступая в их общество, ты приобщаешься к управлению миром.
-
Из обрядов «дурацких обществ» возникло самое комическое представление средневековья.
Его назвали фарсом (от лат. Farta – начинка) и часто играли между большими эпизодами мистерий.
-
Самым значительным произведением фарсового театра стал «Адвокат Патлен», созданный Гильомом де Руа в 1485-86 годах.