Содержание
-
-
Школы русской иконописи
-
Иконописные изображения известны на Руси с X века.
За 11 веков существованиярусская икона прошлабольшой путь развития.
Появились выдающиеся иконописцы,сложились иконописные школы.
-
В X – XII векахиконописные образывыполнялисьпреимущественнов технике мозаики,которая пришлав Киевскую Русьиз Византии.
Дмитрий Солунский.Мозаика из Михайловскогособора в Киеве.
-
Выполняли мозаичные работы в Киевской Руси также византийские мастера.
Иоанн Златоуст.Мозаика из Софийскогособора в Киеве.
-
Поэтому так похожи византийские и киевские мозаики.
Апостолы.Мозаика из собора св. Фомы в Дафни.
Апостолы.Мозаика из Михайловского собора в Киеве.
-
Первые иконы на досках появились на Руси также из Византии.
Ангел «Златые власы».Конец XII века.
-
В это бурное времяидея защитычасто воплощалась в образеГеоргияПобедоносца.
Георгий Победоносец.Начало XII века.
-
Суровость веры воплощена в образе Спаса Нерукотворного.
Спас Нерукотворный.Середина XII века.
-
Самой известнойвизантийской иконойна Руси является«БогоматерьВладимирская»,выполненнаяв Константинополе.
Богоматерь Владимирская.Начало XII века.
-
Икона настолькосозвучна русскомуидеалу материнскойлюбви и защиты,что из Киева еетайно вывезливо Владимир,а затем торжественноперенесли в Москвудля защиты землирусской.
-
В это же время,в новгородскихи псковских землях,менее подверженныхвлиянию Византии,возникают свои,национальныешколы иконописи.Здесь дажепоявляютсяавторские иконы.
Алекса Петров.Святитель Николай.XIII век. Новгород.
-
Новгородскиеи псковские иконысуровыпо духу,как суровы людив северных землях.
Божья Матерь.XIII век. Псков.
-
Общий колоритикон темный.Частоиспользуютсятемно-красныеи коричневыекраски.
Успение ПресвятойБогородицы.XIII век. Новгород.
-
В изображенииясно выделенлинейныйрисунок.
Спас на престоле.XIV век. Новгород.
-
Гораздо мягче письмо иконописцев владимиро-суздальской школы.
Апостолы Петр и Павел.XIII век. Владимир.
-
Линии здесьболее изысканы,цвета мягче.
Богоматерь Одигитрия.XIII век. Суздаль.
-
В конце XIV века наступает расцветдревнерусского искусства.Не случайно многие исследователиназывают конец XIV века – начало XV века«русским возрождением».
Именно тогда в историю иконописивходят имена Феофана Грека,Дионисия, Андрея Рублева.
-
Византийский мастер Феофан, прозванный Греком, создал в новгородских церквях целую галерею монументальных образов.
Феофан Грек.Илья Пророк. 1378.
-
У Феофана Грекаобразы словноочеловечиваются,становясь близкимимолящемуся.
Феофан Грек.Христос. 1405.
-
Даже пластика тела,жесты святыхпередают простыебытовые движения.
Феофан Грек.Иоанн Предтеча. 1405.
-
С особой силойпроявляетсямастерствоиконописцав тонкой проработкеликов святых.
Феофан Грек.Богородица. 1405.
-
В XV веке первенствосреди русских городовперешло к Москве.В соборах МосковскогоКремля работали тогдалучшие иконописцы.Одним из них былмастер Дионисий.
Дионисий.БогоматерьОдигитрия. 1482.
-
По точностирисунка и изяществулиний Дионисийбыл тогдаодним из первыхиконописцев Руси.
Дионисий.Распятие. Ок. 1500.
-
В XV векепервое местосреди русскихиконописцевзанимаетАндрей Рублев.
Андрей Рублев.Преображение. 1405.
-
В 1408 году онвместе с Даниилом Черным расписывает Успенский собор Владимирскогокремля.
Даниил Черный и Андрей Рублев. Голова ангела. 1408.
-
Образы егообладаютнеобычайнойсилой,проявляющейсякак в точностилиний, так ив насыщенностикрасок.
Андрей Рублев.Спас в силах. 1400-10.
-
Андрей Рублев.Спас. 1410-20.
-
Техническаяточность работАндрея Рублевавсегда передаетглубокийсимволическийсмысл.
Андрей Рублев.Троица. 1422-27.
-
В 1988 годурусскаяправославнаяцерковьпричислилаАндрея Рублевак лику святых.
Андрей Рублев.1988.
-
В XVII векев русскую икону проникают живописные приемы из Западной Европы.
Симон Ушаков .Христос. 1697.
-
Как и вся церковная жизньиконопись все болееподчиняетсягосударственнымнуждам, становясьподчас средствомполитической борьбы.
Симон Ушаков.Насаждение древагосударства Московского. 1668.
-
Наиболее преуспелив этом иконописцы«строгановской школы»,среди которыхсамым ярким былСимон Ушаков.
Симон Ушаков.Троица. 1668.
-
Тогда же,в XVII веке,икона вплотнуюподошла кпортретнойживописи.
Неизвестный художник.Князь Скопин-Шуйский.1630.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.