Содержание
-
Блок тем:«Общество»
-
Тема: Человек. Индивид. Личность.
-
Человек. Индивид. Личность.
- Человек - биопсихосоциальное существо.
- Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.
- Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
- Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
-
Индивидуальность
В понятие индивидуальность включается : интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.
Интеллект:
- Задатки - природные предпосылки способностей ( свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
- Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
- Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
- Гениальность - высшая степень развития таланта.
- Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
-
Характер
Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.На него оказывают влияние:
- наследственность
- социальная среда
- самовоспитание
-
Темперамент
Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.Темперамент не меняется в течение жизни.Виды темперамента: (Гиппократ)
- холерик
- флегматик
- сангвиник
- меланхолик
-
Личность
3 подхода к трактовке личности:
- Антропологический (Фейербах) - личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду.
- Социологический (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже) - личность как объект и продукт социальных отношений.
- Персоналистический (Хайдеггер, Сартр, Ясперс) - личность абсолютно самостоятельна и уникальна.
-
Факторы, влияющие на формирование личности
- генетический
- индивидуальный опыт человека
- социальное окружение
- культурная среда
-
Личность
- имеет активную жизненную позицию
- имеет систему ценностей
- воздействует на развитие других людей.
-
Концепции смысла жизни
- Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.
- Гедонизм – жизнь – наслаждение
- Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.
- Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.
- Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
- Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.
-
Тема: Мышление. Сознание
-
Мышление. Сознание
- Психика - совокупность душевных процессов и явлений (память, воля и пр.).
- Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование.
- Воля - сознательное стремление к осуществлению чего-либо.
- Мышление - обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.
-
Роль мышления
- позволяет познать окружающий мир
- развивает способность к творчеству
- целеполагание
- накопление опыта
- развитие способностей человека
- преобразование окружающего мира (изобретения)
-
Первым исследовал структуру сознания Фрейд. Он выделил
- Ид- Подсознательное или Оно- биологические потребности+ вытесненные желания, является строительным материалом для личности.
- Эго- Сознание или Я — внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром.
- Суперэго- Сверхсознание или Сверх Я — нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека.
- Либидо - сексуальный или половой инстинкт.
- Сублимация - переключение либидо на другую деятельность.
-
Бессознательное
Бессознательное - совокупность психических процессов, функций, операций, представленных в структуре сознания.Виды бессознательного:
- инстинкты,
- влечения,
- реакции.
-
- Инстинкт - целесообразное поведение без осознания цели, ситуация при которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого.
- Рефлекс- реакция, не поддающаяся сознательному контролю, бессознательный ответ организма на раздражение ранее осознанная деятельность, которая в процессе воспитания превратилась в стереотипы поведения.
- Стереотип - принятый в обществе образец.
- Сверхиндивидуальное бессознательное( типичные образцы поведения, которые не оспариваются)
-
Тема: «Общество»
-
Общественно-экономическая формация
- Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства.
- Как люди производят материальные блага.
-
Недостатки формационного подхода
- Абсолютизация экономического фактора в жизни общества
- Однолинейное понимание исторического процесса
- Претензия на абсолютную правильность и универсальность
- + цивилизационный подход!
-
Цивилизация
- Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн-гельс)
- Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер)
- Синоним культуры (А. Тойнби)
- Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах
-
Недостатки цивилизационного подхода
- История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества
- Народы и общества изучаются изолированно
- Трудно выявить закономерности в историческом процессе
-
Надо совместить оба подхода!
- Трехэтапная периодизация (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бзежинский и др.)
- Традиционное (доиндустриальное) общество
- Индустриальное общество
- Информационное (постиндустриальное) общество
-
Основные черты восточной и западной цивилизации
-
Общественный процесс
- Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей
- Субъект: участники исторического процесса
- Объект: вся историческая действительность
Главный субъект:
- все человечество? (Л.П. Карсавин)
- трудящиеся? (К. Маркс)
- народ? (В. Ключевский)
- выдающиеся личности?
-
Формы общественных изменений
- Эволюция - постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю.
- Революции - коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни.
- Реформа - преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы.
- Модернизация - процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям.
-
Закон общественного развития
- Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях
- Закон ускорения истории: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущее
- Закон неравномерности развития разных народов и наций
-
Тема: «Потребности и способности человека»
-
Потребность
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.
Ученые выделяют три группы потребностей:
- биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
- социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
- духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.
-
Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)
-
Тема: «Особенности межличностных отношений».
-
Межличностные отношения - взаимосвязи отдельных личностей
Виды:
- деловые,
- личные,
- приятельские,
- товарищеские,
- семейные.
-
Система взаимосвязей
- взаимодействие – согласованность действий;
- взаимопонимание – понимание друг друга на основе взаимности;
- взаимовосприятие – восприятие одним человеком другого человека, других людей.
-
Функции общения
Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.Коммуникации бывают следующих видов:
- Материальная – обмен материальными ресурсами;
- Духовная – обмен культурными ценностями;
- Информационная – обмен деловой информацией.
-
В структуре общения и коммуникации выделяют
- субъект – тот, кто является инициатором общения;
- предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)
- средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).
-
Функции общения
- обмен информацией и материальными ресурсами;
- передача опыта;
- координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;
- удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;
- социализация – становление человека как личности.
-
Тема: «Малая группа»
-
Малая группа
Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
-
Группа
Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам:
- совместная деятельность;
- единство цели;
- межличностное взаимодействие;
- характер отношений между членами группы.
-
Положение человека в малой группе называется статусом
- Оно определяет права, обязанности и привилегии человека.
- В разных группах один и тот же человек имеет разный статус – оно зависит от содержания деятельности группы и характеризуется авторитетом и престижем.
-
Формы малой группы
- Диада,
- Триада.
-
Структура малой группы
- Лидер
- Аутсайдер
-
Тема: «Нации и межнациональные отношения»
-
Нация
Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.
Признаки нации:
- общность языка;
- общность экономической жизни;
- общие черты психического склада;
- национальное самосознание.
-
Этносы
Этносы - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку:
- племена,
- народности,
- нации.
-
Национализм
Национализм - идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.
Формы национализма:
- Шовинизм
- Антисемитизм
-
Причины межнациональных конфликтов
- территориальные споры;
- исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;
- политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;
- попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
- стремление народов к созданию собственной государственности.
-
Решение межнациональных конфликтов
При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:
- отказ от насилия и принуждения;
- поиск согласия на основе консенсуса всех участников;
- признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
- готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
-
Глобализация
Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами
- способствует развитию экономики
- обеспечивает большую толерантность
- предостерегают государства от крайних действий
- не всегда ориентирована на развитие отечественного производства
- нивелируются запросы людей
- диктуются правила, выгодные развитым странам
- навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур
- появление глобальных проблем
-
Глобальные проблемы
- носят планетарный характер
- угрожают всему человечеству
- могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств
Проблема войны и мира, экология, неравномерность развития стран, энергия и сырье, международный терроризм, СПИД, кризис духовности…
-
Влияние природы на развитие общества
- общественное разделение труда, размещение отраслей производства
- производительность труда
- способности человека
- темпы развития общества
- характер производственных отношений
- особенности духовной культуры
- менталитет
- социально-психологический облик народа
-
Экологические кризисы
- загрязнение окружающей среды
- быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов
- чрезмерно быстрый рост населения
- природные
- антропогенные
-
Пути преодоления экологического кризиса
- Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы)
- Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды)
- Развитие техники и улучшение экологического воспитания
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.