Содержание
-
ГИА по обществознанию, 9 класс
Тема 1. Человек и общество вопросы кодификатора
-
Вопросы кодификатора
- Общество как форма жизнедеятельности людей;
- Взаимодействие общества и природы;
- Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь;
- Биологическое и социальное в человеке;
- Личность. Особенности подросткового возраста;
- Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение);
- Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение;
- Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
-
Общество как форма жизнедеятельности людей
Общество:
- В широком смысле;
- В узком смысле.
Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.
-
Под обществом в узком смысле понимается:
- Определенный этап человеческой истории (средневековое общество);
- Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы);
- Население страны, государства (российское общество);
- Все человечество в целом.
-
Типы обществ:
- Традиционное;
- Индустриальное;
- Постиндустриальное.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
- Типы обществ (справка)
- Глобальные проблемы (справка)
-
Задание А1 (д.в. 2010г). Учёные-обществоведы определяют общество как:
- Весь мир в многообразии его форм.
- Совокупность природных и социальных сил.
- Обособившуюся от природы часть мира.
- Естественные условия существования человека.
-
Взаимодействие общества и природы
- Природа в широком смысле - весь мир,в многообразии его форм и проявлений;
- Природа в узком смысле - биосфера, естественные условия жизни общества, человека;
- Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
-
Типы отношений общества и природы:
- Гармоничные - получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов;
- Конфликтные - загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов;
- Взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
-
Задание А2 (д.в. 2009г). Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует:
- Создание природного заповедника.
- Ликвидация горожанами последствий землетрясения.
- Законодательное ограничение охоты на волков.
- Загрязнение реки промышленными отходами.
-
Задание А3 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
- А. Климатические условия влияют на развитие общества;
- Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения неверны.
-
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Экономическая:
- Составляющие элементы - предприятия, фирмы, банки, биржи и др;
- Деятельность людей и отношения между ними - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
Политическая:
- Составляющие элементы - парламент, правительство, партии, общественные организации и др;
- Деятельность людей и отношения между ними - отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями.
-
Социальная:
- Составляющие элементы - системы соц.обеспечения, здравоохранения и др;
- Деятельность людей и отношения между ними - отношения между различными общественными группами.
Духовная (культура, образование, наука, религия):
- Составляющие элементы - школы, вузы, театры,музеи, библиотеки, архивы и т.д;
- Деятельность людей и отношения между ними - отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.
-
- Духовная;
- Политическая;
- Социальная;
- Экономическая.
Все сферы общества тесно взаимосвязаны.
-
Задание А4 (д.в. 2011г). Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества:
- Социальной.
- Трудовой.
- Экономической.
- Технической.
-
Задание А5 (д.в. 2009г). Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
- Политической и экономической.
- Экономической и социальной.
- Социальной и духовной.
- Духовной и политической.
-
Задание А6 (д.в. 2012г). Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества:
- Экономическую.
- Социальную.
- Политическую.
- Духовную.
-
Задание А7 (д.в. 2012г.). Верны ли следующие суждения об обществе?
- А. Общество является частью природы;
- Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения неверны.
-
Биологическое и социальное в человеке
- Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
- Биологическое начало:
- Анатомия.
- Физиология.
- Протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.).
-
Основные отличия человека от животных:
- Человек способен производить орудия труда, использовать их.
- Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.
- Человек способен к целенаправленной творческой деятельности; самореализация личности.
-
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
- Духовные (вера, творчество);
- Социальные (общение, самореализация и др.)
- Биологические (питание, воды, самосохранение, продолжение рода и др.)
-
- Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности;
- Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности;
- Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью;
- Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
-
Задание А8 (д.в. 2011г.). Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:
- Дыхании.
- Питании.
- Самосохранении.
- Самореализации.
-
Задание В1 (д.в. 2009г). В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
- Потребность в пище и воде
- Способность к творчеству
- Способность к чувственному познанию
- Наличие сознания
Черты сходства:
- 1
- 3
Черты отличия:
- 2
- 4
-
Личность. Особенности подросткового возраста
- Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек;
- Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей;
- Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
-
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь;
-
Особенности подросткового возраста:
- Психологические изменения.
- Физиологические изменения.
- Развитие мышления.
- Формирование самосознания.
- Формирование мировоззрения.
- Полярность мнений и поведения.
- Чувство взрослости.
-
Задание А9 (д.в. 2010г). Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестрёнку и брата. Всё это характеризует Сашу как:
- Гражданина.
- Индивида.
- Личность.
- Сына.
-
Задание А10 (д.в. 2011г). Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как:
- Индивида.
- Личность.
- Ученика.
- Товарища.
-
Задание А11 (д.в. 2012г). Сергей работает врачом. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как:
- Товарища.
- Индивида.
- Личность.
- Работника.
-
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.
- Активность животного;
- Деятельность человека;
-
Структура деятельности:
- Объект;
- Субъект;
- Мотив;
- Цель;
- Средства достижения;
- Результат.
-
- Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата;
- Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение;
- Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
-
Задание В2 (д.в. 2011г). Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.
- Даёт возможность овладеть новым опытом
- Построена на замещении реальных объектов условными
- Имеет определённые мотивы и цели
- Ведёт к усвоению предметных областей
Черты сходства:
- 1
- 3
Черты отличия:
- 2
- 4
-
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
- Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
- Признаки малой группы:
- Наличие общей цели.
- Совместная деятельность.
- Личное взаимодействие членов группы.
- Длительность существования.
- Добровольный характер.
- Определённый эмоциональный фон.
-
Малые группы:
- Условные (нет постоянных контактов);
- Реальные (постоянные контакты);
- Естественные (складываются сами по себе):
- Формальные (официальные).
- Неформальные (неофициальные).
-
Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Формальные:
- Переговоры о приеме на работу;
- Беседа директора с родителями ученика;
- Отношения между должностными лицами в служебное время;
- Назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные:
- Вечеринка друзей;
- Поездка с приятелями на пикник;
- Туристический поход;
- Знакомство с соседом;
- Беседа с приятелем по телефону.
-
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- Получает знания об окружающем мире;
- Происходит передача опыта;
- Усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество;
- Усваивает правила и нормы поведения;
- Учится оценивать поступки других людей;
- Формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.
-
Задание А12 (д.в. 2012г). Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
- Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
- Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
- Друзья встретились после ссоры, выяснили причины и помирились.
- Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.
-
Задание А13 (д.в. 2010г). Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием:
- Обучение.
- Свобода.
- Творчество.
- Общение.
-
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
- Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
- Причины конфликтов:
- Неумение контролировать эмоции.
- Негативные чувства (зависть, корысть).
- Невоспитанность.
- Различные ценностные ориентации.
- Возрастные.
-
Стратегии поведения в условиях конфликта:
- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её.
- Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам.
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы.
- Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок.
- Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
-
Источники
http://pptcloud.ru/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.