Содержание
-
Духовная жизнь человека
- Духовный мир (внутренний) человека– это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.
- Основой духовного мира человека является мировоззрение.
- Мировоззрение, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей деятельности и характеризующая видения мира в целом и место человека в этом мире.
- Именно мировоззрение, а не объём знаний человека определяет его поведение и поступки.
- Обыденные
- Религиозные
- Научные
- Гуманистические
- Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества.
- Ценность
- Духовный мир человека
- Цель и Смысл жизни мировоззрение
- Жизненная стратегия
- Вера Знания Ценности Чувства и эмоции цели
-
Духовная культура
- Духовная культура – это система знаний и мировоззренческих идей, часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и её продукты.
- Духовная культура формирует личность – её мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида у индивиду, от поколения к поколению.
- Образование
- Этика
- Религия
- Эстетика
- Духовная культура
- Право
- Наука
-
Культура
Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура.
В повседневной бытовой практике под культурой понимается:
-возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» и т. д.;
-воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.;
-искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.
- Культура — искусственная среда, под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком.
- Материальная культура (орудия труда, здания, оборудование и т.д.)
- Духовная культура (научные теории, произведения искусства и т. д.)
- Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре.
-
В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы:
Сущность диалога культур:
-Личностный
-Этнический
-Межнациональный
-Цивилизационный
- Культура-донора
- Культура-реципиент
Уровень развития духовной культуры определяется объёмом создаваемых в обществе духовных ценностей (театры, музеи, библиотеки, консерватории)
Но более важно качество духовной продукции (книги, картины, научные открытия)
- Массовая культура (телевиденье, радио)
- Элитарная культура (классическая музыка, картины Пикассо)
- Народная культура (частушки, пословицы, басни)
-
Мораль
- Мораль (от лат. нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.
- Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:
-право вырабатывается государством, мораль — обществом;
-право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
-за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение и критика.
Этика – это теория морали, особый раздел философии, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, о том, как должен поступать человек. Этика размышляет о том, что такое добро, а что – зло, в чём цель и смысл жизни человека.
-
Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.
Моральные нормы:
- «не лги», «уважай старших», «будь вежлив»
Высшие духовные ценности:
- Гуманизм, коллективизм, трудолюбие, патриотизм
Нравственный идеал:
- Морально безупречный человек
Таким образом, моральные нормы формируются в зависимости от категорий морали, которые, являясь высшими духовными ценностями, определяют моральный идеал, господствующий в обществе.
Совесть – это самооценка совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности.
Справедливость – это требование соответствия между должным и реальным, между ценностью чего-либо и его оценкой, между правами и обязанностями человека, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием.
- Добро
- Зло
-
Наука
- Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире.
- Функции современной науки:
- Культурно-мировоззренческая (познавательная);
- Производительная;
- Совершенствования производств;
- Социальная сила;
- Производительная сила общества: «Наука-техника-производство»
- Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриального.
- Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества.
- Освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению;
- Потребность в синтезе знания находит своё выражение в интеграции науки;
-
- Неклассическая
- Эпоха Возрождения
- Классическая
- Постнеклассическая
- XVII в
- XIX – XX в
- 70 г. XX в
- Эволюции
- Философия VI в до н. э.
Научная картина мира (НКМ) — это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческих синтез различных научных теорий.
Научная картина мира
В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель (картину мира).
-
Религия
- Религия – это связь с Богом, Священным, сверхъестественным:
- Связь посредством сознания, познания, чувства, бессознательного;
- Религиозные культы (ритуалы): культовая деятельность (церкви, мечети, живопись, музыка, одежда, благовонья);
- Через посредника (шамана, колдуна, знахаря, жреца, пророка, мага, священника, пастора, мулла), религиозные организации;
- Ценностно-ориентационная (добро и зло);
- Ядром религии является – вера.
- Формы религии:
- Атеизм – неверие в бога;
- Магия - способность управлять посредством собственной развитой воли
- Анимизм – вера в духов (дух гор, рек, озера, леса);
- Тотемизм – связь через родство, животных или растений;
- Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам;
-
Тип религий:
-монотеистические (основанные на вере в единого Бога);
-политеистические (многобожие);
-ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий);
-религии спасения (признающие главным вероучение о мире и человеке и их посмертной судьбе);
-национальные связанные с определенным народом);
-мировые (не признающие национальных различий):
- Христианство возникло в Палестине в I в. н. э., сначала у евреев, а потом у других народов. Выводятся из священных писаний – Библия. Основатель Иисус Христос. Три направления (Православие, католицизм, протестантизм);
- Ислам – возник в VII в. в Аравии, родоначальником является Мухаммед. Основы вероучения изложены в Коране. Бог – Аллах. Основные направления суннизм и шиизм.
- Буддизм возник в V – VI вв. до н. э. на севере-западе полуострова Индостан. Основатель – принц Сиддхартха, прозванный Буддой (просветлённый). Священные тексты Типитака. Идея буддизма изложена в 4 истинах;
- Иудаизм – религия, которую исповедуют евреи, народ Израиля. Священная Тора (Пятикнижие) Моисея это вся жизнь еврея;
-
Искусство
Искусство — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.
Функции искусства:
- Средство коммуникации.
- Искусство как развлечение.
- Авангард, искусство ради политических перемен.
- Искусство для психотерапии.
- Искусство для пропаганды или коммерциализации.
- Воображение.
- Фундаментальный человеческий инстинкт гармонии, уравновешенности и ритма.
- Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним явления — искусствоведение. Отрасль философия, занимающаяся изучением искусства — эстетика.
- В широком смысле понятие “искусство" – есть выражение мастерства в любой области деятельности.
-
Виды искусств:
- Архитектура – создание зданий и сооружений по законам красоты;
- Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство;
- Живопись – вид изобразительного искусства;
- Музыка – звуковые художественные образцы;
- Хореография – танцевальное искусство;
- Литература – словесный текст;
- Театр – мысли и эмоции автора передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров;
- Кино – движущие изображение;
- Цирк - акробатический спектакль юмора;
- Другое;
-
Образование
Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
Функции образования:
- Профессионально-экономическая (повышение квалификации);
- Социальная (социализация и воспитание личности);
- Культурно-гуманистическая (обучение новых поколений знаниями, навыками, традициями, социально-культурному опыту);
- Политико-идеологическая (государственное регулирование деятельности института образования);
Уровни образования:
- Общее образование (ясли, школа, лицей, гимназия);
- Профессиональное (ПТУ, училище, колледж, техникум, вуз);
- Послевузовское (аспирантура, докторантура);
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.