Содержание
-
ДУХОВНАЯ СФЕРА
наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей
-
Культура
лат. cultura – возделывание, обрабатывание
-
Материальная и духовная культура
Материальная культура– совокупность физических объектов, созданных человеческими руками Духовная культура– процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. результат – вещи (артефакты) результат – символы
-
Функции духовной культуры
Познавательная Образовательно-воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая
-
? Первоначальное понятие культуры означало: все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты совокупность знаний, верований, искусства, морали и права возделывание земли все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится: образовательно-воспитательная интегрирующая регулирующая материально-производственная
-
? К элементам духовной культуры не относится: религия наука средства производства мораль Культура в наиболее широком смысле – это 1) Воспитанность, цивилизованность отдельного человека 2) Сфера художественного творчества человека и общества 3) Все способы и результаты преобразования природы обществом 4) Совокупность достижений общества в сфере науки и искусства 3 3
-
Культура в узком смысле – это
1) Все достижения человечества 2) Способы преобразования деятельности общества 3) Степень воспитанности каждого конкретного человека 4) Деятельность в сфере науки и искусства 3
-
Формы культуры
Народная Элитарная Массовая
-
Народная культура (фольклор)
Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
-
Элитарная (высокая) культура
Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»). Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя фр. elite – лучшее, избранное
-
Массовая культура
Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения. Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей. Главной целью является получение коммерческой выгоды. Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением.
-
Разновидности массовой культуры
Молодежная субкультура– эзотерическая (комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками), эскапистская (стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий; формирует социальную пассивность и конформизм по отношению к существующему обществу), урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями. часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе
-
Современная отечественная культура
внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура
-
? Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны
-
Что является примером новаторства в развитии культуры?
1) Чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова 2) Посещение семьей в выходной день картинной галереи 3) Примерка дамой платья известного модельера 4) Изобретение паровоза Джорджем Стефенсоном Что является примером преемственности в развитии культуры? 1) Школьное изучение курса физики 2) Обнаружение астрономами новой галактики 3) Изобретение парохода 4) Открытие закона всемирного тяготения 4 1
-
Найдите в приведенном списке примеры продуктов массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Детектив бестселлер 2) Народные сказки 3) Детские игры 4) Анекдоты 5) Телесериал 6) Глянцевый журнал 156
-
Установите соответствие между признаками и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
23412
-
Верны ли следующие суждения о формах культуры?
А) Произведения массовой культуры создаются как объекты потребления. Б) Произведения элитарной культуры отличаются содержательной сложностью. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3
-
Найдите в списке профессии, связанные с созданием и распространением духовных ценностей.
Сталевар Актёр Шахтёр Художник Агроном экскурсовод 2 4 6
-
Найдите черты, свойственные народной культуре.
Авторство часто не определено Носит коммерческий характер Не требует специальной подготовки для своего восприятия Появилась раньше других форм культуры Расчитана на узкий круг ценителей Наиболее востребована в современном обществе 1 3 4
-
Найдите черты массовой культуры
Занимательность Серийность Тиражируемость Анонимность Сложность восприятия Образность 1 2 3
-
Найдите произведения народной культуры
Анекдоты Исторические романы Былины Симфоническая музыка Телесериалы Песни-колядки. 1 3 6
-
Найдите в списке отличительные черты современного искусства
Образное отражение действительности Отсутствие строгих правил и канонов Субъективный характер отношения к передаваемому Влияние техники и технологий на способы выражения Влияние произведений на эстетические предпочтения потребителей художественных ценностей Слияние различных художественных форм и приёмов. 2 4 6
-
Специфика искусства
Искусство отражает мир с помощью художественных образов высший уровень мастерства Практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА
-
Общественные функции искусства
Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты) Общественно-преобразующая (идейно-эстетическое воздействие) Художественно-концептуальная (анализирует состояние мира) Гедоническая(доставление людям удовольствия, наслаждения) Воспитательная(духовно-нравственное становление личности) Утешительно-компенсаторная (восстанавливает гармонию, психическое равновесие личности) Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение) Внушающая (воздействует на подсознание, психику) Предвосхищающая (предвосхищает будущее) Познавательно-эвристическая (отражает и освещает труднодоступные для науки стороны жизни)
-
Специфика познания посредством искусства
Отражение мира с помощью художественных образов Наглядный характер Субъективное восприятие действительности
-
Виды искусства
Архитектура Живопись Скульптура Литература Декоративно-прикладное искусство Театр Цирк Балет Кино Эстрада
-
Современное искусство: постмодернизм
Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства. Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией. Одна из главных форм – коллаж
-
Всё то, что создано человеком, в совокупности называется
Искусством Прогрессом Культурой Техникой 3
-
Картины Пикассо многие искусствоведы считают малопонятными широкой публике, рассчитанными на узкий круг знатоков, и поэтому относят их к произведениям
Экранной культуры Народной культуры Массовой культуры Элитарной культуры 4
-
Прочтите приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано
(1) Искусство представляет собой деятельность по освоению и воплощению духовных ценностей. (2) Думается, эстетика присутствует не только в деятельности художника, но и в быту, в спорте и др. (3) Искусство же – это специализированная эстетическая деятельность. (4) Художник отображает действительность в форме художественных образов. Определите, какие предложения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений АБАА
-
Верны ли следующие суждения об искусстве?
А) Произведения искусства не могут быть практически полезны. Б) Произведения искусства отражают эстетические нормы своего времени. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2
-
Ниже приведены виды искусства. Все они, за исключением одного, относятся к изобразительному искусству.
Живопись, графика, литература, скульптура, художественная фотография. Найдите и укажите вид искусства, «выпадающий» из этого ряда. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. 1) живопись; 2) искусство; 3) архитектура; 4) театр; 5) кино; 6) музыка.
-
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Познавательная
-
Специфика науки
Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы: особая система знаний о природе, обществе, человеке особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний система специальных организаций и учреждений
-
Социальные функции науки
Познавательная Мировоззренческая(формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека) Прогностическая Непосредственная производительная сила
-
Установите соответствие между признаками и областями духовной культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
21332
-
Какую функцию науки иллюстрируетвыведение неприхотливых, устойчивых к болезням пород домашних животных?
Мировоззренческую Производственную Прогностическую Познавательно-объяснительную 2
-
Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?
Предложение законченной мировоззренческой системы Выражение объективного отношения к миру Теоретическое обоснование законов развития природы и общества Образно-символическое отражение природной и социальной действительности 3
-
Верны ли следующие суждения о науке?
А) Достижения и открытия науки всегда находят практическое применение . Б) Некоторые открытия и достижения науки оцениваются и используются только много десятилетий спустя. 1) Верно только А 3) Верны оба суждения 2) Верно только Б 4) оба суждения неверны 2
-
Верны ли следующие суждения о проблеме социальной ответственности ученых?
А) Обострение проблемы социальной ответственности ученых связано с потенциальной опасностью для общества некоторых достижений и открытий. Б) Обострение проблемы социальной ответственности ученых связано с отсутствием каких-либо норм, регулирующих деятельность ученых . 1) Верно только А 3) Верны оба суждения 2) Верно только Б 4) оба суждения неверны 1
-
Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Наука – специфическая сфера ____ (А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию ____(Б) о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и её результаты – систему знаний, которая лежит в основе определённой картины мира. Науку можно рассматривать и как ____(В), который выполняет общественно значимые функции ____(Г). Функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Производительная функция определяется включением науки в процесс ____(Д). ____(Е) функция связана с участием науки в общественном управлении. Социальный институт 2) информационный ресурс 3) общество 4) Духовная деятельность 5) объективные знания 6) культурно-мировоззренческая 7) материальное производство 8) социальная 9) компьютер 4 5 1 6 7 8
-
Моральные (этические) нормы современного ученого
общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…) касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни) касающиеся социальной ответственности за свои открытия
-
Особенности современной науки
постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет) охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин) растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов) наука превратилась в особую профессию
-
? Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого выбор сюжета выдвижение гипотезы выстраивание композиции теоретическое осмысление фактов создание художественных образов экспериментальная проверка
-
Специфика образования
Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков
-
Функции образования
приобщение человека к достижениям человечества передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта подготовка человека к самостоятельной деятельности развитие творческих способностей личности воспитание и социализация личности
-
Основные направления развития современного образования
Демократизация Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин) Гуманизация (усиление внимания к личности) Фундаментальность (выявление и изучение главного) Компьютеризация Интеграция (интернационализация)
-
? Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны
-
Специфика религии
Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность Главный признак религии – вера в сверхъестественное
-
Элементы религии
Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты мифы , легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…
-
Функции религии
Мировоззренческая Утешительно-компенсаторная Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…) Интегрирующая Дезинтегрирующая Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)
-
Этапы эволюции религии
Родоплеменные древние верования Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями) Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) Анимизм (вера в существование духов и душ) Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)
-
Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового поклонение богам – покровителям своего народа сложная обрядность с элементами национальной культуры оформился особый слой служителей культа (жрецы)
-
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) огромное число последователей космпополитизм (выход за пределы народов, государств) эгалитаризм (проповедь равенства всех людей) прозелитизм (стремление обратить в свою веру других) домашнее задание
-
Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…) основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение) возглавляются харизматическими лидерами обещают достижения счастья в земной жизни тяготеют к синкретизму (смешению)
-
Атеизм и свободомыслие
Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем свобода совести?
-
? Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: культ клир религиозные представления религиозные организации КЛИР (греч. χλἥροζ — жребий, доля, доставшаяся по жребию) — в широком значении — совокупность священнослужителей (духовенства) и церковнослужителей (иподьяконы, чтецы, певцы, пономари, алтарники).
-
? К функциям религии не относится: мировоззренческая утешительно-компенсаторная регулирующая гедоническая
-
? Национальной религией является: христианство конфуцианство ислам буддизм
-
Какое слово пропущено в схеме?
Национально- государственные
-
буддизм
-
Установите соответствие между формами и видами религии:
буддизм шаманизм христианство знахарство индуизм ислам анимизм фетишизм синтоизм А) родоплеменные Б) национально-государственные В) мировые Запишите последовательность букв без пробелов и других символов.
-
Специфика морали
Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения Этика – учение о морали Три уровня: нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации) моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо») нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)
-
Функции морали
Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами) Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно) Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения) Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения) Коммуникативная (взаимопонимание, общение)
-
Единство морали и права
Регулирующая функция Нормативный характер Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо) Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека
-
Различия
-
? Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: регулирующей аксиологической воспитательной коммуникативной
-
Общественная психология и идеология
Общественная психология– стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп. Общественная идеология– теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами
-
Общественное мнение
Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам формирование целенаправленно стихийно по структуре монистическое плюралистическое
-
Средства массовой коммуникации
передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов
-
Функции СМК
Информационная (предоставление информации) Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением) Культурологическая (распространение достижений культуры)
-
? Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: газета «Аргументы и факты» журнал «Вопросы философии» радиостанция «Европа+» детектив Д. Донцовой театр «Сатирикон» киностудия «Мосфильм»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.