Содержание
-
Этика сферы бизнеса и предпринимательства
Профессиональная этика и этикет.
-
Материал для восстановления знаний
Структура этики.
-
Виды прикладной этики:
- Экологическая этика - направление междисциплинарных исследований, предметом которых являются нравственные и духовные стороны отношений человека и общества к природе
- Биоэтика - проблемы, ближе всего связанные со смертью и умиранием (эвтаназия, аборт, трансплантация органов), проблемы, связанные с отношением к неизлечимо больным, инвалидам, дефективным новорожденным, проблемы, связанные с воспроизводством жизни (искусственное зачатие, суррогатное материнство, клонирование), а также проблемы генетики и генной инженерии
- Профессиональные этики - совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу и регулируют нравственные отношения людей в трудовой сфере (медицинская, юристов, учителей и т.д.)
- Предпринимательская (деловая) этика – этика бизнеса специфическая подсистема прикладной этики, связанная с хозяйственной деятельностью в условиях рыночной экономики
-
План лекции
- Понятие этики бизнеса (деловой этики)
- Структура этики бизнеса
- Проблемы этики на макроуровне
- Проблемы этики на микроуровне
-
Из истории этики бизнеса
- Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е годы XX в. в США (однако особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться в 60-е годы, во время различных социальных потрясений).
- Причины повышения интереса к этике бизнеса
- участившиеся случаи коррупции среди как правительственной бюрократии, так и ответственных лиц различных корпораций (Уотергейтский скандал)
- упадок значения религиозных ценностей и традиционной морали в Соединенных Штатах
- падение производительности труда в американской промышленности из-за устойчивого падения результативности, энергии и гордости за свою работу у работающих как следствия развенчания традиционных трудовых ценностей "протестантской этики труда»
-
Особенности современного российского предпринимательства
- Невнимание к этическим аспектам становления российского предпринимательства со стороны государства в части создания целостной и стройной системы законов и нормативных актов, регулирующих деятельность предпринимателей и государственных чиновников
- Невнимание к проблемам этики российского бизнеса со стороны отечественных исследователей и специалистов (очень мало научных исследований в сфере этики бизнеса)
- Предпринимательство зачастую проникнуто криминальным духом
-
Актуальность этики бизнеса
-
Понятие этики бизнеса
-
Этика бизнеса:
- представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации
- не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом
- научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях
-
Взаимоотношение между этикой бизнеса и другими областями знаний
-
Основные концепции в этике бизнеса
- Теологический подход - основан на религиозной этике, ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции (десять ветхозаветных заповедей Моисея)
- Утилитаризм. Основатель Иеремия Бентам (1748-1832). Любое действие является правомерным с этической точки зрения только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия
- Деонтическая этика (этика долга). Основоположник - И.Кант.
- Если бы каждый следовал своему долгу и выполнял свои обязанности, в мире не было бы зла
- Этика справедливости
-
Структура этики бизнеса
-
Вопросы, рассматриваемые в этике бизнеса
- взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой
- проблема социальной ответственности бизнеса
- вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений
- способы повышения этического уровня организации
- влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение
-
Структура этики бизнеса
- Микроэтика - исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций
- Макроэтика - рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями
- Вертикальный - моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами:
- между корпорациями и государством
- между корпорациями и обществом в целом (или его частью)
- между корпорациями и окружающей средой
- Горизонтальный - моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками (между различными корпорациями)
-
Проблемы этики на макроуровне
-
Взаимоотношения между корпорациями
- Проблемы контроля "материнскими" корпорациями "дочерних»
- Должен ли контроль осуществляться в виде тотального руководства со стороны вышестоящей компании или "дочерняя" корпорация должна иметь определенную свободу?
- Насколько далеко может простираться эта свобода?
- проблема выбора средств, для того чтобы одержать победу над конкурентом
- проблема конкуренции: до какой степени она может продолжаться и насколько далеко может зайти, чтобы не были нарушены моральные нормы и принципы, принятые в обществе?
-
Отношения между корпорациями и государством
- регулирование деятельности корпораций в целях обеспечения эффективности экономики
- регулирование отношений бизнеса и потребителей
- регулирование действий бизнеса в отношении окружающей среды
- моральные аспекты отношений между корпорациями и государствами "третьего мира"
-
Отношения между корпорациями и потребителем
- Безопасность продукции
- Соответствие характеристик и функций продукции цели и назначению ее создания
- Проблемы, связанные с рекламой
- проблема "реальности", точности, правдивости информации о выпускаемой продукции, проблема преувеличенной, "дутой" рекламы (puffery)
- проблема манипулирования потребителем, навязывание ему того, что ему в действительности не нужно, создание у него потребностей и желаний, которые в процессе нормальной реальной жизни не могли возникнуть
-
Отношения между корпорациями и окружающей средой
- платеж значительных сумм в виде штрафов за загрязнение окружающей среды и за нанесенный природе экологический ущерб, если такой будет установлен соответствующими государственными органами или общественными организациями;
- изменение технологии производства с вложением значительных средств в его модернизацию с учетом существующих экологических стандартов;
- учет в своей стратегической и тактической деятельности природоохранного законодательства страны, которое имеет тенденцию к ужесточению своих норм в сфере защиты и охраны природы;
- создание привлекательного "экологического имиджа" своей компании и своей продукции в глазах общественности и государственных природоохранных организаций;
- сотрудничество с государственными службами, представителями местного самоуправления, профсоюзными и общественными организациями в деле охраны окружающей среды;
- выработка рациональной стратегии в сфере природопользования, учитывая экологическую ситуацию в регионе или стране, где осуществляется деятельность фирмы или корпорации, чтобы сделать ее эффективной и социально приемлемой.
-
Проблемы этики на микроуровне
-
Корпоративная культура
Система ценностей и убеждений, разделяемая всеми работниками организации, предопределяющая их поведение и характер функционирования компании
- представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации
- не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом
- научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях
-
Типология корпоративных культур (Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К.)
-
Этические проблемы компаний
- Этическое превосходство невовлеченных
- Проблема неправильных управленческих решений
- Проблема служебных разоблачений
- Проблема работающих женщин
- Проблема выгодных связей
-
Приобретенные знания
- Знание специфики этики бизнеса
- Знание структуры этики бизнеса
- Знание основных этических проблем бизнеса на макроуровне
- Знание основных этических проблем бизнеса на микроуровне
-
Вопросы для самопроверки
- Охарактеризуйте шесть заповедей этики в деловой карьере.
- Дайте понятие этики бизнеса. В чем ее отличие от профессиональной этики?
- Какова структура этики бизнеса?
- Каковы основные этические проблемы этики бизнеса на макроуровне и микроуровне?
- Какова роль переговоров в деятельности бизнесмена?
-
Рекомендуемая литература
- Кузнецов И.Н. Бизнес-этика / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К*, 2009. – 480 с.
- Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений / Г.Н. Смирнов. – М.: Изд-во УРАО, 2001.- 135 с.
- Коллинза Д. – Этика и этикет в бизнесе: пер. с англ. / Д. Коллинз. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 160 с.
-
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.