Содержание
-
Тема 1. Этика как наука и явление духовной культуры
Лекция 1. Предмет и задачи этики Профессиональная этика и этикет
100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100110.65 «Домоведение»
Институт Сервиса, моды и дизайна; кафедра Сервиса и моды
Слесарчук Ирина Анатольевна
-
Профессиональные качества менеджера, необходимые для успешной работы
2
-
Этикет – установленный порядок поведения где-либо
3
- Формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия
- Культура речи и умение вести беседу
- Правила поведения за столом
- Поздравления
- Подарки
- Правила поведения при устройстве на работу и перемене места работы
- Правила обращения начальника с подчиненными
- Правила разговора по служебному телефону
- Деловая переписка
- Оформление интерьера офиса
- Отношения мужчин и женщин в процессе делового общения
- Требования, предъявляемые к одежде делового человека в различных ситуациях
-
План лекции
4
- Происхождение и сущность терминов «этика», «мораль» и «нравственность».
- Проблемы и задачи этики
- Специфика этики
- Структура этики
-
Ключевые понятия
5
- Этика
- Этикет
- Мораль
- Нравственность
- Теоретическая этика
- Нормативная этика
-
Возникновение этических понятий (терминов)
6
- Описание
- Труд
- Привычки, традиции, обычаи, образ мыслей
- Устойчивые нормы нравственного поведения
- Моральные качества человека
- Характер
- Индивид
- Индивид
- Индивид
- Индивид
- Нормы поведения
- Правила поведения
- Обязанности
- 1 год
- Нормы поведения
- Правила поведения
- Обязанности
- Нормы поведения
- Правила поведения
- Обязанности
- 2 год
- n-й год
- 2 поколение
- 3 поколение
- n-е поколение
- 1 поколение
- этос(ēthos)
- Этические добродетели
- «этикос» (греч. ήΰικος) — относящийся к нравам
- Объяснение
- Отдых
- Быт
- Этика – греч.
- Мораль – лат.
-
Отличие этических добродетелей
7
-
«Золотое» правило нравственности
8
- Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен также делать своим товарищам (памятник древневавилонской письменности)
- Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам (Питтак, VII-VI в.в. до н.э.)
- Не делай человеку того, чего не желаешь себе (Конфуций, VI-V в.в. до н. э., Луньюй, 12, 2)
- Не причиняй другому боли способом, который для тебя будет болезненным (Будда)
- Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям (древнеиндийский "Махабхарат" (V в. до н. э.)
- Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Евангелие от Луки (6:31), от Матфея 7:12)
-
Возникновение этики как науки
9
В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем (IV в. до н.э.).
Первая его систематическая работа – «Никомахова этика», в которой Аристотель впервые употребил термин «этика» для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.
По Аристотелю все науки делятся на:
- Теоретические (умозрительные) - философия, математика и физика
- Практические - этика и политика
- Творческие (созидательные) - искусства, ремесла и прикладные науки
-
Современный смысл терминов «этика», «мораль» и «нравственность»
10
- Мораль
- Толкования понятий
- Этика
- Предмет, изучаемый этикой
- Наука, область знания
- Субъективные оценки индивидами своей деятельности: то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках
- Объективные оценки поступков людей: то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни
- Нравственность
- Наука о морали
- приземленные, исторически изменчивые нормы поведения (наставления школьного учителя)
- высокие основополагающие принципы (библейские заповеди)
-
- Этика – это наука о морали, исследующая происхождение и развитие нравственности, принципы и нормы поведения людей.
- Этика занимается сферой должного, объективно-необходимого
Определения терминов «этика» и «мораль»
11
- Мораль – это совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках
- Мораль рассматривает должное в связи с сущим, т. е. с тем, что реально имеется в наличии, в действительности.
-
Проблемы этики
12
вопрос о происхождении морали;
- проблема понимания моральной свободы и свободы морали;
- определение критериев, на основе которых выносится суждение о нравственности или безнравственности поступков;
- проблема истины в морали – существует ли она, и если существует, что собой представляет;
- вопрос о возможности прогресса в нравственности – есть ли он, и если да, то каковы его критерии
-
Задачи этики
13
- описывать мораль — ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что называется нравственной культурой общества;
- объяснять мораль — анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;
- учить морали – давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».
-
Специфика этики
14
Предмет
Предметом этики выступает мораль, ее генезис, сущность, специфика;
Методы исследования изучение философских первоисточников с целью вычленения в них этического аспекта;
- социологические исследования общественного мнения;
- историческая реконструкция нравов — не только по документам, но и на основании памятников и произведений культуры. Для этики характерен особый язык и терминология.
Этика – с одной стороны, учение о морали и, с другой стороны, она и часть морали.
Связь с другими гуманитарными науками: философией, психологией, этнографией, культурологией и т.д.
-
Структура этики
15
- Этика
- Теория морали (теоретическая этика)
- Функции
- Нормативная этика
- Структура
- История (описательная этика)
- Этических учений
- Морали
- Прикладная этика
- Высшие моральные ценности
- Конкретные ситуации и определенные сферы жизнедеятельности
-
История этики и морали
16
описывает развитие этических учений с древности до наших дней
Дескриптивная (описательная) этика – особая отрасль этической науки, которая занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного общества.
Она изучает:
- практикуемые обычаи, нравы, традиции и другие формы общественной дисциплины;
- конкретное содержание осуществляемых в обществе норм;
- структуру морального сознания;
- социальное содержание общераспространенных представлений о морали.
Описательная этика дает базисный материал, который нормативная этика призвана объяснять, и дает критерий осмысленной морали народа или общества, с которым нормативная этика должна более или менее считаться
-
Теоретическая этика
17
Теория морали или теоретическая этика представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, пытается объяснить происхождение и эволюцию морали. Она доказывает, почему человек должен быть нравственен, какие основания он может использовать для аргументации правильности своих поступков.
-
Нормативная этика
18
Обосновывает моральные принципы и нормы, которые базируются на высших моральных ценностях и обязывают человека к определенным правилам поведения при общении и взаимодействии с другими людьми.
Концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека, уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации
Разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества. Нормативная этика занимается вопросом о том, как должен поступать человек.
-
Виды прикладной этики
19
- Экологическая этика - направление междисциплинарных исследований, предметом которых являются нравственные и духовные стороны отношений человека и общества к природе
- Биоэтика - проблемы, ближе всего связанные со смертью и умиранием (эвтаназия, аборт, трансплантация органов)
проблемы, связанные с отношением к неизлечимо больным, инвалидам, дефективным новорожденным
проблемы, связанные с воспроизводством жизни (искусственное зачатие, суррогатное материнство, клонирование), а также проблемы генетики и генной инженерии
- Профессиональные этики - совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу и регулируют нравственные отношения людей в трудовой сфере
- Медицинская
- Юристов
- Учителей
И т.д.
- Предпринимательская (деловая) этика – этика бизнеса специфическая подсистема прикладной этики, связанная с хозяйственной деятельностью в условиях рыночной экономики
-
Профессиональная этика
20
Профессиональная этика
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
− отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
− нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
− взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии;
− особенности профессионального воспитания.
-
Отличие понятий профессиональной и прикладной этики
21
-
Выводы
22
Этика имеет собственный предмет исследования, структуру, понятийный аппарат
Достаточно точно и «единогласно» определен только предмет исследования этики, чего нельзя сказать обо всех остальных составляющих этического знания
Этика не имеет устоявшихся, однозначно толкуемых и понимаемых определений
-
Приобретенные знания
23
- Умение отличать понятия "этика", "мораль", "нравственность»
- Знание задач, решаемых этикой
- Знание специфики этики
- Знание основных проблем этики
- Ориентация в структуре этики
- Знание отличия теоретической этики от нормативной
-
Рекомендуемая литература
24
Профессиональная этика: учебник для высших учебных заведений / отв. ред. М.Н. Росенко. – Санкт-Петербург: ООО ИД «Петрополис», 2006. – 200 с.
2. Гуревич П.С. Этика: учебник для студ. вузов / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2006. – 416 с.
Золотухина – Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие для вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2005. – 416 с.
-
25
Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.