Презентация на тему "Христианская философия" 11 класс

Презентация: Христианская философия
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Христианская философия" описывает историю христианской религии и церкви, отличительные черты христианского мировоззрения, основные источники христианства. Отдельно описываются особенности схоластической философии, нехристианского аристотелизма.

Краткое содержание

  • Источники христианского богословия и философии;
  • Отличительные черты христианского мышления;
  • Разделение Римской империи на Западную и Восточную;
  • Нехристианский аристотелизм;
  • Схоластическая философия;
  • Ренессанс и новое время.

Содержание

  • Презентация: Христианская философия
    Слайд 1

    Христианская философия

    • Историчность Иисуса Христа (греч. христóс – «месси́я», «святой царь»; евр. маши́ах)
    • Евангелия: современные Иисусу свидетельства, записанные первыми христианами
    • Вторичность апокрифов (текстов, не вошедших в библейский канон) как исторических источников
  • Слайд 2

    Папирус P52 с отрывком из Евангелия от Иоанна (18: 31-33; 37-38), ок. 130 г.

  • Слайд 3

    Папирус 7Q5 с отрывком из Евангелия от Марка (6: 52-53), первая половина I в.

  • Слайд 4

    Источники христианского богословия и философии

    • Источники христианского богословия и философии: Библия (Ветхий и Новый Завет) и древнегреческая философия
    • Однако само христианство – самостоятельное явление, не сводимое к древнееврейским и древнегреческим элементам, поскольку представляет собой не интеллектуальный синтез, а религиозное откровение
  • Слайд 5

    Отличительные черты христианского мышления

    • Мир. Главный предмет древнегреческой философии – космос, имеющий две области – первоначала (принципы) и образующиеся на их основе вещи. Христианство вводит более фундаментальное различение: Бог-творец и космос как его творение
    • Бог (как творец мира из ничего) выше любого определения, относящегося к сотворённому им миру. Он превосходит всякое знание и бытие, имеющее место в мире
  • Слайд 6
    • Мир существует по воле Бога и в согласии с его замыслом о каждом человеке и вещи
    • Но: замысел Бога о мире не есть отдельный совершенный мир (как «мир идей» Платона), замысел должен быть воплощён в действительность в ходе творения
    • Предназначение – это не принуждение: Бог сотворил человека свободным, и человек может или следовать своему предназначению, или отвергнуть его
  • Слайд 7
    • Человек создан для участия в жизни Бога и других людей. Предназначение человека – привести мир (и самого себя) к совершенству в сотрудничестве с другими людьми и Богом. Естественное отношение к людям и к Богу – любовь
    • Человек как «образ и подобие» Бога: «образ» – свободная, обладающая разумом личность, способная к творчеству и предназначенная к вечной жизни в полноте блага; «подобие» – совершенное осуществление этих свойств («уподобление Богу»)
    • Свобода ведёт или к полноте человеческого существования, как оно задумано Богом, или к греху – отказу от замысла Бога о человеке. Последствия греха – вред себе и другим, вражда и смерть
  • Слайд 8
    • Бог один в трёх личностях (ипостасях). В отличие от человеческой личности, Бог – совершенная личность: он обладает вечной жизнью, неограниченной свободой, полным знанием обо всём и высшим благом
    • Знание об одновременном единстве и троичности Бога не является результатом рационального рассуждения о Боге – оно дано в Новом завете самим Богом и закреплено церковным собором в г. Никея (325 г.): Христос – Бог-Сын, ставший человеком для спасения людей
    • Бог-Святой Дух: воссоединение человека и мира с Богом через таинства церкви
    • Если Христос и Святой Дух – это не Бог, то воссоединение человека с Богом и спасение человека невозможно
  • Слайд 9

    Святая Троица (Андрей Рублёв, XV в.)

  • Слайд 10

    Христианские епископы-богословы

    Христианские епископы-богословы Восточной церкви (IV в.): Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Великий, Иоанн Златоуст. Их современники на Западе: Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин.

  • Слайд 11

    История

    • Древнегреческая философия не считала историю важной областью: познание истины должно вести от временных вещей и событий к вечным принципам мироздания. Согласно христианству, истина открывается в истории: Бог сообщает человеку истину о себе и о мире. Отсюда – важность Библии как записанного откровения Бога
    • История – соединение человеческой свободы и Божьего промысла, направленного на спасение человека
    • Христос – главное событие в истории: воплощение Бога из любви ради спасения человека (через совершенное соединение божественного с человеческим). Благодаря воскресению Христа человек спасается от греха и смерти через воссоединение с Богом (в таинствах церкви: крещении, исповеди, причастии, венчании и других)
  • Слайд 12

    Воскресение Христа. Фреска в монастыре Хора (Кахрие-джами), XIV в.

  • Слайд 13

    История

    • Собор в г. Халкидон (451 г.): «один и тот же Христос существует в двух природах (как Бог и человек) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно»
    • Максим Исповедник (VII в.)
    • Христианизация греческого мышления: согласно христианской традиции, античная философия получила своё завершение в истине христианства. Христос – истинный Бог-Логос («Слово»), который стал человеком (Евангелие от Иоанна)
    • Иоанн Дамаски́н (VIII в.): «Источник знания» – энциклопедия христианского богословия и философии
  • Слайд 14

    Богопознание

    • Богопознание: откровение со стороны Бога и вера со стороны человека (рационального познания недостаточно). Бог – личность, поэтому узнать его можно, только поверив ему и вступив с ним в общение (доказательство бытия Бога ещё не говорит о том, что Бог Библии – это и есть истинный Бог)
    • Христианское богопознание – единство веры, разума, чувства и опыта (в том числе телесного опыта: богослужение, молитва, пост)
    • Церковь – общность, на всём протяжении истории охватывающая всех людей, познающих истину через участие в жизни Бога и друг друга. Церковь хранит духовное знание и опыт и удостоверяет их подлинность (ей принадлежит и составление библейскогоканона)
  • Слайд 15
    • Различие в образовательных традициях Восточной и Западной Римской империи (окончательное разделение после смерти императора Феодосия в 395 г.)
    • Интеграция античной образовательной традиции на Востоке и Западе в первые века христианства. Непрерывность восточнохристианской образовательной традиции в течение почти 1500 лет
    • 476 г. – падение Западной Римской империи. Упадок западнохристианской традиции образования
    • 800-877 гг. – попытка воссоздания Западной Римской империи КарломВеликим и его преемниками. Повторное обращение к античной культуре («возрождение») в искусстве, философии и богословии
  • Слайд 16

    Разделение Римской империи на Западную и Восточную в правление императора Феодосия

  • Слайд 17
    • 1054 г. – разделение Восточной и Западной церквей (по вопросу о Троице и о первенстве Римского епископа – Папы). Усугубление духовного и культурного разделения между Западом и Востоком
    • Схоластика – «школьная» (университетская) профессиональная философия: систематизация и рациональное обоснование положений, содержащихся в трудах отцов церкви
    • Интеллектуальное влияние арабов-мусульман: переводы Аристотеля и аристотелизм (X-XII вв.) – повторное открытие античной философии, на этот раз – как соперницы христианства
  • Слайд 18

    Арабский халифат к 750 г.

  • Слайд 19

    Нехристианский аристотелизм

    • Нехристианский аристотелизм (Си́гер Брабантский): смертность души, несотворённость и вечность мира
    • Последующая христианизация Аристотеля Фомой Аквинским (XIII в.). Главный труд – Summa theologiae («Свод богословия»): система христианской догматики и философии, построенная с использованием философских теорий и методов Аристотеля
    • Ключевые понятия схоластики: субстанция (самостоятельно существующая вещь), сущность (основная характеристика вещи; то, чем является данная вещь), атрибут (необходимое свойство вещи), акциденция (случайное свойство вещи)
  • Слайд 20

    Схоластическая философия

    Одна из тем схоластической философии – отношения общего и единичного (спор об «универсалиях»). Существуют ли только единичные вещи (например, конкретные люди) или также их общие «сущности» (сущность человека):

    1. как «замыслы» Бога / идеи в его уме (реализм)
    2. или как человеческие понятия (концептуализм)
    3. или как простые звуки (номинализм)?

    Кризис схоластики (со второй половины XIV в.): фиксация на логических проблемах, перенос умозрительных методов в область богословия и естествознания → обособление разума от веры и от эмпирического опыта

  • Слайд 21

    ​Ренессанс и новое время

    • Ренессанс и новое время: классическая античность как альтернатива схоластике. Рождение экспериментально-математического естествознания (Галилей)
    • В центре интереса философии Ренессанса и нового времени уже не космос (античность) и не отношения Бога-творца и его творения (средние века), а человек, познающий и преобразующий мир
    • На Востоке (в том числе и в России) – продолжение прежней христианской традиции, но:
    • 1453 г. – падение Восточной Римской империи (Византии) и упадок восточнохристианского богословия и философии (начинают возрождаться в России и других православных странах только в XIX-XX вв.)
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке