Презентация на тему "Жестокое обращение с ребенком в семье"

Презентация: Жестокое обращение с ребенком в семье
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Жестокое обращение с ребенком в семье" рассказывает о причинах, формах проявления и последствиях насилия в семье по отношению к детям (психологического, физического и др.). Приведены статистические данные о жертвах жестокого обращения с детьми в семьях в России.

Краткое содержание

  • Основная причина жестокого обращения с детьми;
  • Виды насилия над детьми в семье;
  • Последствия жестокого обращения с детьми в семье.

Содержание

  • Презентация: Жестокое обращение с ребенком в семье
    Слайд 1
  • Слайд 2
  • Слайд 3
  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Жестокое обращение с ребенком в семье

  • Слайд 10

    Из истории

    Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.

    • детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;
    • их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;
    • детей продавали и покупали.
  • Слайд 11

    Научными исследованиями установлено, что

    • насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
    • ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
    • для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
    • более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
  • Слайд 12
    • в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций);
    • около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.
  • Слайд 13

    Научными исследованиями установлено, что:

    • В 2000 г. зарегистрировано 2557 преступлений (в 1998 г. - 1969, в 1999 г. - 2116), предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних).
    • В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
  • Слайд 14

    Основная причина жестокого обращения с детьми

    Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

  • Слайд 15

    Синдром избиваемого ребенка

    Американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г. описали «синдром избиваемого ребенка»:

    • сломанные кости;
    • кровотечения;
    • ссадины;
    • синяки.
  • Слайд 16

    Возрастные группы жертв жестокого обращения

    Ученый-психолог Д. Гилл разделил детей - жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп:

    • первая - от 1 года до 2 лет;
    • вторая - от 3 до 9 лет (число случаев удваивается);
    • третья - с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).
  • Слайд 17

    Виды насилия над детьми в семье

    • физическое насилие;
    • пренебрежение;
    • сексуальное насилие;
    • психологическое жестокое обращение.
  • Слайд 18

    Пренебрежение

    Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

  • Слайд 19

    Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

  • Слайд 20

    Последствия пренебрежения

    • Внешние проявления:
      • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
      • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
      • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
      • нечистоплотность, несвежий запах.
    • Физические признаки:
      • отставание в весе и росте от сверстников;
      • педикулез, чесотка;
      • частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
      • запущенный кариес;
      • отсутствие надлежащих прививок;
      • задержка речевого и психического развития.
    • Особенности поведения:
      • постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
      • неумение играть;
      • постоянный поиск внимания/участия;
      • частые пропуски школьных занятий;
      • крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
      • склонность к поджогам, жестокость к животным;
      • мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
  • Слайд 21

    Психологическое насилие

    Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

  • Слайд 22

    К психологическому насилию относится

    • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
    • оскорбление и унижение его достоинства;
    • открытое неприятие и постоянная критика;
    • лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
    • предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
    • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
    • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
    • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
  • Слайд 23

    Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию

    • задержка психического развития;
    • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
    • низкая самооценка;
    • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
    • избыточная потребность во внимании;
    • депрессия, попытки суицида;
    • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
    • ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;
    • нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
  • Слайд 24

    Группы риска детей по эмоциональному насилию

    • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
    • дети раннего возраста;
    • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
    • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
    • дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
    • дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
    • дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
  • Слайд 25

    Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие

    • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
    • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
    • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
    • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
  • Слайд 26

    Сексуальное насилие над детьми

    Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.

  • Слайд 27

    Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где

    • патриархально-авторитарный уклад;
    • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
    • конфликтные отношения между родителями;
    • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
    • ребенок долгое время жил без родного отца;
    • вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
    • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
    • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
    • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
    • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
  • Слайд 28

    Физическое насилие

    Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

  • Слайд 29

    Чаще всего это происходит в семьях, где

    • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
    • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
    • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
    • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
    • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
    • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
    • дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
  • Слайд 30

    Физическое насилие проявляется как

    • удары по лицу;
    • тряски, толчки;
    • затрещины,
    • удушения,
    • пинки;
    • заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
    • избиение ремнем, веревками;
    • нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
  • Слайд 31

    Физическое насилие

    Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.

  • Слайд 32

    Распознание факта физического насилия над ребенком

    Характер повреждений:

    • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
    • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
    • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
    • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
    • участки облысения, кровоподтеки на голове;
    • повреждения внутренних органов.
  • Слайд 33

    Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка

    Возраст 0-6 месяцев:

    • малоподвижность;
    • безразличие к окружающему миру;
    • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
    • редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
  • Слайд 34

    Возраст 6 месяцев – 1,5 года

    • боязнь родителей;
    • боязнь физического контакта со взрослыми;
    • постоянная беспричинная настороженность;
    • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
    • испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

    Возраст 1,5 – 3 года:

    • боязнь взрослых;
    • редкие проявления радости, плаксивость;
    • реакция испуга на плач других детей;
    • крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
  • Слайд 35

    Возраст 3 года – 6 лет

    • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
    • пассивная реакция на боль;
    • болезненное отношение к замечаниям, критике;
    • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
    • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
    • негативизм, агрессивность;
    • лживость, воровство;
    • жестокость по отношению к животным;
  • Слайд 36

    Младший школьный возраст

    • стремление скрыть причину повреждений и травм;
    • одиночество, отсутствие друзей;
    • боязнь идти домой после школы;

    Подростковый возраст:

    • побеги из дома;
    • суицидальные попытки;
    • делинквентное поведение;
    • употребления алкоголя, наркотиков.
  • Слайд 37

    Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются

    • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
    • обвинение в травмах самого ребенка;
    • позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
    • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
    • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
    • большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
  • Слайд 38

    Последствия жестокого обращения с детьми в семье

    • уход в религиозные секты;
    • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
    • агрессивное, преступное поведение детей;
    • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
  • Слайд 39

    Защита детей государством

    • Конвенция о правах ребенка;
    • Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«;
    • Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«;
    • Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними.
  • Слайд 40
    • Кроме того, авторы законопроекта обращают внимание на то, что в ныне действующем законодательстве предусмотрено более строгое наказание за жестокое обращение с животными - лишение свободы на срок до двух лет, чем за жестокое обращение с несовершеннолетними - лишь ограничение свободы на срок до трех лет.
    • Внесенным законопроектом предлагается усилить ответственность родителей и должностных лиц образовательных и воспитательных учреждений за ненадлежащее духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних. В частности, предлагается увеличить в таких случаях с двух до трех лет срок лишения должностного лица права занимать определенную должность, либо это лицо может быть наказано исправительными работами, продолжительность которых предлагается увеличить со 180 до 240 часов.
    • За жестокое обращение с несовершеннолетними предлагается ввести уголовную ответственность - лишение свободы до трех лет.
  • Слайд 41

    Дети – главный подарок для мира,С ними чудесней земная картина.Всё понимают, берутся за всёЛучшее с ними людское житьёЧастенько слабы, неумелы их руки,Но некогда думать ребятам о скуке.В движеньях, заботах их время проходит,Удача к усердным с годами приходит.В детские годы мечты расцветают,Взрослые часто об этом не знают.Надо детишкам права объяснить,Многому надо их обучить.Мир станет лучше на нашей планете,Если счастливыми будут все дети!Виктор Павлов

  • Слайд 42
  • Слайд 43
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке