Презентация на тему "Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста"

Презентация: Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по педагогике, которая может использоваться в качестве методического пособия лицами, работающими с детьми дошкольного возраста. Данная работа нацелена научить выявлять случаи жестокого обращения с ребенком и противодействия этому явлению.

Краткое содержание

  • Блок для педагогов
  • Формы жестокого обращения
  • Факторы побуждающие к насилию над ребенком
  • Понятие «жестокого обращения»
  • Защита детей государством
  • Последствия жестокого обращения
  • Виды ответственности
  • Памятка для педагогов

Содержание

  • Презентация: Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста
    Слайд 1

    Цифровой образовательный ресурс «Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста»

    Пузанова Н.Н., педагог-психолог МАДОУ ДСКВ «Югорка» Плотникова Л.А., педагог-организатор МАДОУ ДСКВ «Югорка»

  • Слайд 2

    Профилактика жестокого обращения с детьми

    Блок для педагогов

  • Слайд 3
    • Формы жестокого обращения
    • Факторы побуждающие к насилию над ребенком
    • Понятие «жестокого обращения»
    • Защита детей государством
    • Последствия жестокого обращения
    • Виды ответственности
    • Памятка для педагогов
  • Слайд 4

    Жестокое обращение с ребенком

    Жестокое обращение с ребенком – это все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти (ВоЗ, 1999).

  • Слайд 5

    Формы жестокого обращения с детьми:

    • Пренебрежение нуждами ребенка
    • Сексуальное насилие
    • Физическое насилие
    • Психологическое насилие

  • Слайд 6

    Какие факторы побуждают человека к насилию над ребенком?

    • Детство обидчика. Примерно 20% тех, кто совершал насилие над детьми, в детстве также подвергались избиениям и другим формам насилия.
    • Употребление обидчиком алкоголя или наркотиков: дети, у которых родители пьют, в 4 раза больше подвергаются насилию со стороны родителей, в 5 раз повышается риск их избиения, в 10 раз - эмоционального насилия, по сравнению с теми детьми, у которых родители не пьют.
    • Семейный стресс: разрушение семьи может стать причиной насилия над ребенком.
    • Социальные факторы: что именно в большей степени влияет на то, что ребенок подвергается насилию? Упадок моральных ценностей или чрезмерное насилие, которое освещается по телевизору, Интернету или в газетах.
  • Слайд 7

    Последствия жестокого обращения с детьми в семье:

    - уход в религиозные секты;

    - объединения в неформальные группы с криминальной и нацисткой направленностью;

    - агрессивное, преступное поведение детей;

    - сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

  • Слайд 8

    Пренебрежение нуждами ребенка

    Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

  • Слайд 9

    Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:

    - алкоголики, наркоманы;

    - лица с психическими расстройствами;

    - юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

    - с низким социально-экономическим уровнем жизни;

    - имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость;

    - перенесшие жестокое обращение в детстве;

    - социально изолированные.

  • Слайд 10

    Последствия пренебрежительного отношения к ребенку

    Внешние проявления:

    - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

    - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

    - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

    - нечистоплотность, несвежий запах.

    Физические признаки:

    - отставание в весе и росте от сверстников;

    - педикулез, чесотка;

    - частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;

    - запущенный кариес;

    - отсутствие надлежащих прививок;

    - задержка речевого и психического развития.

    Особенности поведения:

    - постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

    - неумение играть;

    - постоянный поиск внимания/участия;

    - частые пропуски школьных занятий;

    - крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

    - склонность к поджогам, жестокость к животным;

    - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

  • Слайд 11

    Психологическое насилие

    Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

  • Слайд 12

    К психологическому насилию относится

    - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

    - оскорбление и унижение его достоинства;

    - открытое неприятие и постоянная критика;

    - лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

    - предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

    - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

    - преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

    - вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

  • Слайд 13

    Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

    - задержка психического развития;

    - невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

    - низкая самооценка;

    - эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто

    обращенных против самого себя), подавленное состояние;

    - избыточная потребность во внимании;

    - депрессия, попытки суицида;

    - неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение,

    чрезмерная уступчивость или агрессивность);

    - ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся",

    асоциальное)поведение;

    - нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы,

    энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение,

    кожные заболевания, астма и др.).

  • Слайд 14

    Группы риска детей по эмоциональному насилию

    - дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

    - дети раннего возраста;

    - дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

    - дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

    - дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;

    - дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

    - дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

  • Слайд 15

    Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие над ребенком:

    - не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

    - публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

    - сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

    - обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

  • Слайд 16

    Сексуальное насилие над детьми

    • Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет.
    • Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия.
    • Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
  • Слайд 17

    Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

    - патриархально-авторитарный уклад;

    - плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

    - конфликтные отношения между родителями;

    - мать ребенка чрезмерно занята на работе;

    - ребенок долгое время жил без родного отца;

    - вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

    - мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

    - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

    - родители (или один из них) имеют психические заболевания;

    - мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

  • Слайд 18

    Физическое насилие

    Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

  • Слайд 19

    Чаще всего это происходит в семьях, где:

    - убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

    - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

    - родители (или один из них) имеют психические заболевания;

    - нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

    - родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

    - родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

    - дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

  • Слайд 20

    Физическое насилие проявляется как:

    - удары по лицу;

    - тряски, толчки;

    - затрещины,

    - удушения,

    - пинки;

    - заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

    - избиение ремнем, веревками;

    - нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

  • Слайд 21

    Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие:

    - физические или психические отклонения,

    - недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.

  • Слайд 22

    Распознание факта физического насилия над ребенком

    Характер повреждений:

    • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
    • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
    • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
    • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
    • участки облысения, кровоподтеки на голове;
    • повреждения внутренних органов.
  • Слайд 23

    Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

    Возраст 1,5 – 3 года :

    - боязнь взрослых;

    - редкие проявления радости, плаксивость;

    - реакция испуга на плач других детей;

    - крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

  • Слайд 24

    Возраст 3 года – 6 лет:

    - примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

    - пассивная реакция на боль;

    - болезненное отношение к замечаниям, критике;

    - заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

    - псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

    - негативизм, агрессивность;

    - лживость, воровство;

    - жестокость по отношению к животным;

  • Слайд 25

    Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

    • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
    • обвинение в травмах самого ребенка;
    • позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
    • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
    • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
    • большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
  • Слайд 26

    Законодательные акты:

    Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19),

    а также устанавливает:

    — обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6);

    — защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

    — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

    — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

    — защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

    — защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

    — меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

    Защита детей государством

  • Слайд 27

    Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

    — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении

    несовершеннолетних (ст. 106—136);

    — за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150— 157).

    Семейный кодекс РФ гарантирует:

    — право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

    — право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять

    меры по защите ребенка (ст. 56);

    — лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с

    ними в семье (ст. 69);

    — немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью

    (ст. 77).

    Закон РФ «Об образовании» утверждает:

    — право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях,

    — на уважение их человеческого достоинства (ст. 5)

    — предусматривает административное наказание педагогических работников за

    допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося

    или воспитанника (ст. 56).

  • Слайд 28

    Виды ответственности:

    • Уголовная
    • Гражданско-правовая
    • Дисциплинарная
  • Слайд 29

    Уголовная ответственность

    • Ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
    • ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);
    • ст. 113 (причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта);
    • ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);
    • ст. 116 (побои);
    • ст. 117 (истязание);
    • ст. 118 (причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью по неосторожности);
    • ст. 131 (изнасилование);
    • ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);
    • ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);
    • ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);
    • ст. 135 (развратные действия);
    • ст. 125 (оставление в опасности);
    • ст. 124 (неоказание помощи больному);
    • ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);
    • ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);
    • ст. 110 (доведение до самоубийства);
    • ст. 119 (угроза убийством или причинением вреда здоровью
  • Слайд 30

    Гражданско-правовая ответственность

    - Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

    - ст. 69 СК РФ (лишение родительских прав);

    - ст. 73 СК РФ (ограничение родительских прав);

    - ст. 77 СК РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизниребенка или его здоровью).

  • Слайд 31

    Дисциплинарная ответственность

    Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

  • Слайд 32
  • Слайд 33
  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Взрослым необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке