Содержание
-
Цели урока
- обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о сущности, структуре и роли познавательной деятельности;
- содействовать формированию умений: извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сопоставлять сходные процессы и явления, анализировать аргументы сторон, осуществлять рефлексию собственной познавательной деятельности;
- способствовать формированию позитивного отношения к стремлению искать и находить новое.
-
Ход урока
- Определение целей и задач урока.
- Вводная часть - работа с понятием «сознание» (свойство человеческого мозга).
- Задание к слайду презентации №3,4. Можно ли на основании этого утверждать, что сознание создаёт субъективный образ объективного мира? Ответ - «да».
- Задание слайда №5. Ответ: «нет». Вывод: сущность вещей, смысл явлений не открываются непосредственно и сразу нашему взору;
- Они должны быть постигнуты, т.е. наше сознание должно проделать определённую работу, проникнуть в суть вещей.
- Это и есть процесс познания.
- Поэтому сознание называют «сознанием в действии». (вывод записывается в тетрадь)
- Работа со слайдом №6. Ответ: Признаки знания - «Земля вращается вокруг солнца»: Земля действительно вращается т. е. это утверждение отражает реальность т.е. является истиной; это утверждение обосновано данными науки; мы убеждены в правильности этого утверждения.
-
- Работа со слайдом №8. Ответ: А. Такое незнание отбрасывает человечество на столетия на тысячелетия назад.
- Это «незнание» не оказывает существенного воздействия на жизнедеятельность человека.
- Вывод: знания отдельной личности - лишь малая толика знаний; люди заметно отличаются друг от друга по объёму, характеру имеющихся знаний. (Вывод записывается в тетрадь)
-
- Работа со слайдами №9 и 10. Ответ:( представлен таблицей – она заполняется самостоятельно).
- Линии сравнения
- Познавательная деятельность
- Производственно-техническая деятельность
- Цель: Узнать строение вещества, его свойства, распространённость в природе, соединение с другими веществами.Добыть это полезное ископаемое для производственных и бытовых нужд.средства: Изучение предмета методами ряда наук: химии, геологии, географии.
- Производственная добыча с помощью машин и других видов техники.результат: Знание о предмете.
- Выдача угля на «гора».
- Вывод: эти два вида деятельности различны, но они влияют друг на друга- при добыче угля можно узнать о его характере залегания, об особенностях соединения с другими веществами.
- Работа со слайдом №11.
- Закрепление. Проверочные тесты.
-
Как человек познаёт мир и самого себя
Эпиграф: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса - она лишена смысла». А. Маслоу
-
Цели урока
- обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о сущности, структуре и роли познавательной деятельности;
- развивать умения: извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сопоставлять сходные явления и процессы, анализировать аргументы сторон, осуществлять рефлексию собственной познавательной деятельности;
- способствовать формированию позитивного отношения к стремлению искать и находить истину.
-
Задание № 1
- Обратитесь к эпиграфу.
- Ответом на какой вопрос может служить данное утверждение?
-
Задание №2
- Вспомните, какое определение мы давали категории «сознание»?
- Можно ли на основании этого определения утверждать, что сознание создаёт субъективный образ объективного мира?
-
Задание №3
- Всегда ли наше личное переживание событий (а это один из основных признаков понятия «сознание») отражает данное событие таким, какое оно есть на самом деле?
- Всегда ли получаемая нами информация о внешнем мире автоматически становится знанием о нём, т.е. несёт на себе элемент понимания?
-
Задание № 4
- Определим признаки понятия «знание».
- Для этого возьмём утверждение: «Земля вращается вокруг Солнца».
- Можно ли данное утверждение считать нашим знанием? Почему?
-
Попробуем увидеть многообразие видов знания, для чего обратимся к личному опыту познавательной деятельности.
По возможности, избегая повторов, продолжите следующие фразы:
- О мире физических явлений я знаю…
- О мире людей я знаю…
- О мире живых существ я знаю…
- Я знаю, как использовать…
- Я знаю, как применять…
-
Попробуем определить значение знаний в нашей жизни
Для этого смоделируем ситуации «от противного» т.е. проанализируем возможные последствия незнания чего-либо.
- Человечество не знает (не изобрело) письменности.
- Люди не знают полезных свойств злаковых растений.
- Иван Петрович не знает: о полезных свойствах витаминов;
- Как влияют спрос и предложение на цены товаров и услуг.
-
Вспомните структуру любого вида деятельности
- Для выявления особенностей познавательной деятельности с точки зрения целей, средств, результата сопоставим её с производственно- технической деятельностью. в качестве объекта деятельности возьмём природное вещество - «уголь».
- Заполним табл. «Особенности познания как деятельности».
-
«Особенности познавательной деятельности»
-
Проверяем себя…
- 1.Субъектом познания выступает:
- природа;
- мировой разум;
- любое живое существо;
- человек.
- 2. Познавательная деятельность, в отличие от трудовой:
- ориентирована на процесс, а не результат;
- осуществляется индивидуально;
- направлена на приобретение новых знаний;
- предполагает соответствие цели и средств.
- 1.Субъектом познания выступает:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.