Содержание
-
Обобщение к зачёту 2
10-профиль
-
План вопроса 1:
Сущность и структура деятельности Потребности и интересы Многообразие видов деятельности Творческая деятельность
-
Деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности).
-
Черты деятельности Сознательный характер Общественный характер Продуктивный характер Преобразующий характер Сознательное выдвижение цели и предвидение результатов Направленность на получение результата (продукта) Направленность на изменение окружающего мира и себя Осуществление деятельности в многообразных связях с другими людьми
-
Деятельность человека: 1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека; 2) целеполагание в деятельности; 3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию; 4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий); 5) творческий характер деятельности; 6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления. Поведение животного: 1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация); 2) целесообразность в поведении; 3) запрограммированность, подчинение инстинктам; 4) воздействие на природу только органами тела; 5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.
-
Сущность и структура деятельности
Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность Объект — это то, на что она направлена может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.
-
Цель Средства достижения Результат Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии Результат – это итог, продукт деятельности
-
Деятельность состоит из цепи действий.
-
Что движет человеческой деятельностью?
Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию. Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. (Биологические потребности, Социальные потребности,Идеальные потребности ) Убеждения Интересы
-
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей Разрушительная деятельность Созидательная деятельность
-
Классификация видов деятельности
-
Творческая деятельность
ТВОРЧЕСТВО - это деятельность, порождающая нечто качественное новое, никогда ранее не существовавшее. Источником деятельности может быть воображение, фантазия
-
Трудовая деятельность
План вопроса 2: Многоаспектность изучения труда Труд как деятельность Основные характеристики трудовой деятельности Современный работник и требования к нему Социальное партнёрство
-
Аспекты изучения труда
Психология изучает отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения. Экономическая наука: труд рассматривается как фактор производства Социология рассматривает трудовую деятельность как ряд операций и функций людей, отношения в процессе труда Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания Правоведение – правовой статус человека: права и обязанности
-
Структура трудовой деятельности
-
Основные характеристики трудовой деятельности
Набор трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках. трудовая деятельность характеризуется материально-техническими условиями труда (средства труда, предмет, технология). способ организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. совместные усилия, но это не означает, что все члены коллектива, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность структура организации и управления трудовым процессом, нормы, определяющими поведение его участников.
-
Современный работник
Разделение труда профессии профессионализм Рост производительности труда Инициатива и исполнительность Договорная дисциплина Технологическая дисциплина Трудовая дисциплина
-
социально-трудовые отношения между работниками, с одной стороны, и работодателями (владельцами предприятий, организаций или их представителями) — с другой. Труд – это ещё и общественные отношения Социальное партнёрство
-
Познание как деятельность
План вопроса 3 Что такое познание Подходы к познаваемости мира Субъект и объект познания Цель познания, средства познания Формы познавательной деятельности и их характеристика
-
Познание
Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания. Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.
-
Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант) Два уровня познания
-
Субъект и объект познания
Процесс познания предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
-
Объект познания
(от лат. objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект. Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.
-
Субъект – активно действующее в познании творческое начало. Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.
-
Принято различать познание :
Чувственное (эмпирическое) результатом чувственного познания является СУБЪЕКТИВНЫЙ образ объективного мира; Рациональное (мышление) Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности.
-
Формы чувственного (эмпирического) познания
Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий Представление Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений Восприятие Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов Ощущение
-
Формы рационального познания
Вывод нового знания на основе имеющихся суждений Умозаключение Логическая связь понятий Суждение Логически обобщенный образ предмета Понятие
-
Основные мыслительные операции
анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на части объединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему
-
спор эмпириков и рационалистов
эмпирики Признают решающую роль чувственного опыта. Считают, что рациональное мышление – комбинации того, что дается в опыте; оно ничего не прибавляет к знаниям рационалисты Отдают предпочтение разуму. Считают, что существуют некие врожденные идеи, задатки мышления, независимые от чувственного познания
-
Истина и её критерии
План вопроса 4 Понятие истины Свойства истины Объективная истина и её проявления Формы истины Заблуждение и ложь Причины относительности человеческих знаний Критерии истины
-
Истина
Что такое истина? Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.
-
Свойства истины
Конкретность– зависимость истины от места, времени и других условий её получения. Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
-
Истина
Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.
-
Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.
-
Формы истины
Научная истина Обыденная или житейская истина Художественная истина Нравственная истина
-
Заблуждение и ложь
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину. Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс). Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.
-
В чём причина относительности человеческих знаний?
1) Мир бесконечно изменчив. 2) Познавательные возможности человека ограничены. 3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента. 4) Особенности познавательной деятельности человека.
-
Что является критерием (мерилом) истины?
Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки. Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
-
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Эмпирики источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт; ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты); Мышление рассматривается как производное от ощущений; Критика позиции эмпириков на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний; чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности; многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем; чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
-
рационалисты критерием истины выступает разум; За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. критика Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции; Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
-
Практика как критерий истины
Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей. виды практики: 1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ 3) социально-преобразующая деятельность масс.
-
План вопроса 5
1.Миф и познание мира. 2. Жизненный опыт. 3.Народная мудрость и здравый смысл. 4.Познание средствами искусства. 5.Паранаука.
-
Способы ненаучного познания: Миф – первый способ познания мира Жизненная практика – опыт повседневной жизни Народная мудрость – Обобщение практических знаний в пословицах, поговорках, сказках) Ненаучное познание Паранаука – знания, не проверенные экспериментальным путем Познание средствами искусства –это передача знаний через художественный образ
-
Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.
-
Научное познание
План вопроса 6: Особенности научного познания Уровни научного познания Этапы теоретического познания Методы научного познания Теория – форма научного познания Отрасли научного познания Модели развития научных знаний
-
Наука – основная форма познания
стремление к объективности целенаправленность определенные методы точность особый язык выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний + искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт…
-
Уровни научного познания
Основные формы знания – закон, принцип, научная теория Основные формы знания – факты и эмпирические законы Главная задача – объяснение изучаемых явлений Главная задача – описание предметов и явлений Рациональные формы познания ПСУ Чувственные формы познания ОВП Теоретический Эмпирический
-
Этапы теоретического познания
постановка цели и задач анализ литературы по теме формулировка гипотезы организация и проведение исследования анализ и обобщение полученных данных проверка гипотезы формулировка законов , научных прогнозов предположение
-
Методы научного познания
Метод – совокупность приемов получения определенного результата.
-
Теория как форма научного знания
Теория-особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений,законов науки Свойства элементов зависят от местоположения в перио- дической таблице Тяжелые элементы - нестабильны ? Сверхтяжелые-зона стабильности. (117…)
-
Основные отрасли научного познания
Физика Химия Биология Информатика Генная инженерия История Социология Политология Филология Психология Этика
-
Модели развития научных знаний Постепенное развитие науки Развитие науки через научные революции Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания Развитие через интеграцию научного знания Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм» За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. Стоить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
-
Социальное познание
План вопроса 7: Социальное познание как деятельность и его особенности Социальные факты: сущность, интерпретации, оценки Конкретно-исторический подход
-
Специфика познания общества
-
Социальные факты: сущность, интерпретации, оценки
-
Истолкование социальных фактов
1. В чем причины происходящего? 2. В чем смысл происходящего? Анализ связи изучаемого факта с другими фактами
-
Социальные факты
Для объяснения социального факта требуется изучение условий, ситуации(обстановки), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами. Возможно использование методов сравнения и аналогии, учет исторического опыта.
-
Конкретно-исторический подход к социальным явлениям.
) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась; 2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; 3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей). Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.
-
Конкретно-исторический подходк социальным явлениям
Развитие общества Исторические закономерности-устойчивые,существенные связи в историческом процессе. изучение В многообразии связей Во взаимозависимости +
-
результат социального познания
Достигается объективная истина, т. е. знание о том, что в обществе происходило и происходит на самом деле. Эта истина относительна, поскольку полученное знание неполное и неокончательное.
-
Самопознание
План вопроса 8 Понятие самопознания, элементы деятельности в нём Фазы самопознания Стадии самопознания Путь самопознания Результат самопознания
-
Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Самопознание представляет единство трех сторон: когнитивной (самопознание) эмоциональной (отношение к себе) регуляторной
-
Фазы самопознания 63
-
Стадии самопознания
Смотри тетрадь
-
Слепое Я Неизвестное Я Скрытое Я Открытое Я Путь самопознания 65
-
Результат самопознания – Я-концепция
66
-
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность.
План вопроса 9 Человек, индивид, индивидуальность Подходы к изучению личности Становление личности Структура личности Направленность личности
-
Индивид
Древнегреческий Латынь «АТОМ» «ИНДИВИД» Цицерон Неделимая основа мира Человек-один из людей
-
Индивидуальность
отличия 1.внешние. 2.психологичес- кие 3.социальные 4.духовно- культурные
-
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ (ВНЕШНИЕ) 1.цвет кожи 2.антропо- метрия. 3.группа крови и др. Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетаниянаследственных и приоб- ретенных свойств
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ 1.темперамент 2.характер 3.интеллект. 4.потребности 5.способности 6.интересы. Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер,интересы, интеллект, потребности и способности.
-
личность Человеческий индивид,как субъект отношений и созна- тельной деятельности Устойчивая система социально- значимых черт,характеризую- щих индивида, как члена того, или иного общества. Общество
-
Подходы к изучении личности
личность 1 Личность проявляется через сущностные,наиболее значимые характеристики и оценивается относи- тельно принятых в обществе норм.
-
2 Личность проявляется через набор функций или ролей
-
Личность – социальный продукт, результат социализации Homo sapiens Какие критерии ( измерители) положить в основу становления личности? На основе чего можно увидеть, превратился ли человек в личность?
-
критерии
Освоение ведущего типа деятельности Вхождение человека в социальную среду Становление внутреннего мира личности Интенциональность – способность ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор Формирование новообразований в результате кризиса возраста
-
Структура личности
«Структура» определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Структура личности — специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
-
Социальное + биологическое
-
Структура личности
Направленность личности опыт индивидуальные особенности отдельных психических процессов свойства темперамента или типологические свойства личности
-
направленность
Направленность личности - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
-
Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду
отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
-
Общение как коммуникация
План вопроса 10 Определение общения Содержание, цель и средства общения Составляющие общения Коммуникативная сторона общения Функции общения
-
Общение
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
-
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения– способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.
-
Общение – это сложный процесс, в который входят три составляющие:
Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); Интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); Перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания)
-
Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:
умением устанавливать психологический контакт; учетом особенностей коммуникативного воздействия; аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения; эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.
-
Вербальная коммуникация
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.
-
Невербальные средства
Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.). Оптико – кинетические (это то, что человек "прочитывает" на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз.
-
Проблемы коммуникации
тетрадь
-
Функции общения
1.Социальные функции общения а)Организация совместной деятельности б) Управление поведением и деятельностью с) Контроль 2. Психологические функции общения а)Функция обеспечения психологического комфорта личности б) Удовлетворение потребности в общении с) Функция самоутверждения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.