Содержание
-
Конфликты. Способы выхода из конфликта. Способы предупреждения конфликтной ситуации
Учитель физики МОУ СОШ № 13 г. Подольска Московской области.
Слушатель курса «Конфликтология», Сурова М.М.
-
Основным источником распри считаю человека. Аристотель.
-
Участники конфликта
- Учитель - ученик
- Учитель - родитель
- Учитель - администрация
- Учитель - учитель
- Ученик - ученик
-
Конфликт в педагогической деятельности
часто проявляется как:
- стремление учителя утвердить свою позицию
- как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
-
Хороший преподаватель
- высокопрофессиональный,
- умеющий объяснять,
- внушающий доверие,
- справедливый
- дружелюбный
- хороший
- честный,
- искренний
- доступный,
- открытый,
- спокойный,
- социально активный
- с позитивным настроением,
- с чувством юмора.
-
По статистике
- 60 % всех конфликтов между людьми возникает из-за коммуникационных проблем.
-
Трансактный анализ
- Родитель - требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует. Предубеждения, критическое и заботливое поведение по отношению к другим.
- Дитя - проявления чувств, беспомощности, подчинения.
- Взрослый - рассудительность, работа с информацией. не зависит от возраста личности. Восприятие текущей реальности и на получение объективной информации.
-
1. Мне порой не хватает выдержки.2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.5. Меня провести нелегко.6. Мне бы понравилось быть воспитателем.7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.9. Каждый должен выполнять свой долг.10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.16. Я — увлекающийся человек.17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.18. Мои взгляды непоколебимы.19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.
-
Код теста
- 1,4, 7,10,13, 16,19 - «Д» (Дитя);
- 2. 5, 8,11,14, 17, 20 - «В» (Взрослый);
- 3. 6,9,12,15,18, 21 - «Р» (Родитель).
-
Трансакция
— это единица общения, которая состоит из стимула и реакции.
Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?».
-
Параллельные трансакции
-Который сейчас час?-Без четверти шесть.-Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют.-Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку.
-
Пересекающиеся трансакции
данные трансакции являются основой для скандалов.
- Галина Сергеевна, а заварка чая тоже диффузия?- Петров!! Я уже всё сказала! Слушай внимательно!
-
Кто есть кто?
- Что бы я без тебя делал, дорогая!Что-что!! Квартиру спалил бы, ***!!Дядюшка Мокус! Можно, я кину в них грязью?Нет. Они плохие люди, но у них могут быть хорошие дети.
-
Разговоры из жизни
Егор, когда ты придешь в школу в брюках?Татьяна Сергеевна, они порвались.Егор, я не спрашиваю, что с ними. Я спрашиваю, когда ты придёшь в брюках?А я зашивать не умею. А бабушке некогда!!Егор, мне всё равно, что с брюками, когда ты брюках в школу придёшь?…..В пятницу.Хорошо.
-
Как ответить?
Татьяна, я никогда не думала, что ты можешь рассказать о том, что я тебе говорила!А я никогда не думала, что ты такая *** и поверишь в это! Так вот вспомни, что ты сама об этом трепалась на каждом углу!- Лена, откуда у тебя такая информация?
-
Примеры трансактных игр
- Учительница потеряла контроль над собой, раскричалась. Дети включили магнитофон, — она замолчала. Дети выключили магнитофон, она снова закричала.
- В кабинет директора школы ворвалась разъярённая родительница. Она скандалила, совершенно потеряв над собой контроль. Директор — умный, интеллигентный мужчина, вёл себя в этой ситуации очень сдержанно и спокойно.
- Преподаватель опоздал минут на десять к началу занятия, и студенты, ради шутки, закрылись в аудитории. Преподаватель пришёл, стучится в дверь, а ему не открывают. Так студенты намекнули ему на недопустимость опозданий.
- Перед началом урока математики девятиклассники поставили столы к задней стенке класса, и расселись на стульях, как ни в чём не бывало. Т.е. они сидели как обычно, только без парт. Молодая, только что из пединститута, учительница, увидев такое, рассердилась, пошла жаловаться директору. Пока она ходила, ученики привели класс в порядок, а потом сидели тихо и примерно, как первоклашки.
-
Фразы для диалога
Мне кажется, что нам следует обсудить сложившуюся ситуациюЧто Вы думаете о возникшей у нас проблеме?Что именно в моих действиях создаёт для Вас проблему?Что-нибудь ещё?Теперь мне понятно, почему у нас возникли некоторые недоразумения.Теперь мне понятно Ваше беспокойство.Мне видится , то что произошло, несколько иначе.
-
Конфликт «Учитель-ученик»
Важно учителю соблюдать:
- такт,
- сочувственно относиться к учащимся,
- проявлять высокую требовательность к учащимся,
- соблюдать чувство меры,
- такта и уважения,
- гуманного отношения к каждому учащемуся.
-
Идентификация
- умение понять другого на основе сопереживании, постановки себя на место партнера.
Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку.
К. Маркс
-
Конфликт «ученик-ученик»
Между участниками педагогического процесса и путем тактичных приемов и методов предотвратить перерастание его в реальный конфликт.
Мастерство педагога состоит в том, чтобы заблаговременно заметить наметившийся скрытый конфликт
-
Тренируем эмоции
Улыбнитесь, как:
- кот на солнце;
- само солнце;
- как хитрая лиса;
- как будто Вы увидели чудо.
Нахмурьтесь, как:
- осенняя туча;
- рассерженный человек.
-
Конфликт «Педагог – родитель»
психологическая культура:
- убеждения,
- переживания,
- представления о самом себе (рефлексия),
- педагогические влияния.
коммуникативная культура:
- терпимость,
- эмпатия,
- самоуважение,
- способность влиять на других,
- оптимизм,
- чувство юмора,
- умение слушать.
-
Этапы отражения агрессии
- Внутренний «стоп»
- Наклониться в сторону агрессора
- Внимательно выслушивать агрессора, попытаться уловить суть.
- Отзеркаливание теми же словами, но более обобщенно
Вы считаете….Вас беспокоит….Вы озабочены…..Вы возмущены …. До тех пор, пока человек не выпустит пар. В том же темпе, тон нейтральный, добиться, чтобы человек сказал «да».
5. а) спасибо, что Вы высказали мне своё мнениеб) Да, я разделяю Ваше беспокойство.в) Признать ошибку – мне жаль…г ) Не признаю вину
Я понял Вашу позицию, но…Я смотрю на это по другому...Я Вас понимаю, но…
-
Этическая защита
1 цель.
- Сохранение чувства собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес.
- Показать недопустимость подобного обращения и выстроить заслон оскорблению.
Реализация.
- «Вопрос на воспроизведение». Педагог ссылается на то, что он недослышал или не понял и просит повторить фразу еще раз: «Простите, я не понял?»; «Извините, я не расслышал, не могли бы вы повторить?»
- «Вопрос об адресате»– обращение к обидчику уточнить, не ошибся ли он в обращении: «Это Вы мне?»
- «Наивное удивление»– уточнение понимает ли обидчик, что позволил себе лишнее: «Разве так можно?»
-
2 цель.
- сохранение корректной формы поведения.
Реализация:
- «Окультуренное воспроизведение» – произнесение фразы обидчика, которая повторяет суть обращения, но в более корректной форме.
-
3 цель.
- сохранение возможности реабилитировать себя, проявить себя с лучшей стороны и осуществить общение на более высоком уровне.
Реализация.
- «Проявление доброжелательности» – своеобразное игнорирование сути оскорбительного действия, акцентирование внимания на положительной детали, содержащейся в высказывании.
- уход (уклонение) – стремление уйти от конфликта. Одна из сторон не замечает возникших противоречий;
- приспособление (уступчивость) – отказ от своих интересов, от борьбы
- компромисс (взаимные уступки, «половинчатые решения»)
- сотрудничество – решение проблемы (учет взаимных интересов, взаимоприемлемое решение).
-
Силовой вариант подавления конфликта
- настойчивость,
- принуждение (достижение своей цели любым способом,
- агрессивность,
- использование власти.
Эскалация напряженности перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние.
-
Грамотное поведение учителя в конфликте
- Выдержка. Не спешите отвечать агрессией на агрессию, не торопитесь противодействовать в конфликте.
- Сохранение чувства собственного достоинства и спокойствия – уверенность учителя в себе увеличивает в глазах ученика уважение к нему. Справьтесь с эмоциями и сохраните вежливость и такт в общении.
- Сохранение уважения к ученику – при разрешении конфликта важно соблюдать служебную дистанцию. Не используйте резких выражений, не оскорбляйте.
- Внимание к ученику и умение слушать позволяют быть в курсе всех дел, владеть информацией. Из-за отсутствия сведений вы рискуете принять неверное решение, что может привести к конфликту. По причине невнимания к ученику и к информации провоцируется большинство конфликтов с учениками.
- Использование неконфликтных способов разрешения столкновений помогает изменить намерения ученика. Чаще легче обосновать свою позицию один на один, а не на уроке.
- Предлагайте свои варианты разрешения конфликта. Обратитесь за помощью к родителям или вышестоящему начальству.
-
ПАМЯТКА
1) помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;2) используйте многоальтернативный подход решения проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты); 3) пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции с ним связанные;4) постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человеке, а в делах, не констатируйте эмоциональное состояние партнера);5) не обвиняйте и не приписывайте ответственность за ситуацию другим людям;6) ориентируйтесь на достоинства человека и сами старайтесь оправдывать его ожидания;7) не преувеличивайте собственный вклад в решении проблемы;8) предложите собеседнику встать на ваше место, спросите его: «Что делать»;9) независимо от результатов конфликтного взаимодействия не разрушайте отношения.
-
Я – сообщения
- 1) ситуация (факт наблюдения) и 2) какие чувства она вызывает во мне.
- Например: «1) Когда я вижу грязь на ботинках и на полу,2) то начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает».
- Или наоборот сначала 1) о чувствах, затем 2) ситуация (факт наблюдения).
- Например: «1) Я начинаю раздражаться и злиться, 2) когда во время урока стучат линейкой по парте».
- В «Я-высказывание» можно добавлять третий элемент: последствие – эффект от нежелательных действий ребёнка.
- Например: «1) Когда во время урока стучат линейкой по парте, 2) я начинаю раздражаться и злиться, 3) я не могу вести дальше урок в таком состоянии (мне трудно, тяжело вести урок в таком состоянии)».
- К классической схеме можно также добавить конкретное пожелание.
- Например: «1) Когда ты не моешь грязные ботинки, 2) я начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает. 3) Я хочу, чтобы ты вымыл ботинки».
-
Перенос
психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявляемых к одному лицу совсем на другое лицо
Ложное восприятие конфликтной ситуации:
- Психологическое замещение (перенос) целей неудовлетворённости:
- пьянство
- хулиганство
- и т.д.
-
Противоядия от неконструктивного конфликта
Противоядия от неконструктивного конфликта
-
"Подари себе имя".
Цель: достижение каждым участником эмоционального ресурсного состояния.
1) Займите удобное положение, закройте глаза и расслабьтесь.2) Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие. …5-7 минут3) Что Вы видели и пережили? Ваши позитивные чувства (уверенности, успешности, удачи и т.д.)?4) Придумаем друг другу имя. В котором бы отражалась самая суть получения эмоционального ресурсного состояния:
«Я тот, который (ая) ... (делает то-то и то-то)»«Я уверен (а) в себе, когда я ... (делаю то-то и то-то)».
-
“Огонь вражды, сынок,Гаси, пока он мал,Пока, помилуй бог! - Пожаром он не стал".
-
Спасибо за внимание!
Лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать..
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.