Содержание
-
Логика научных исследований
Лекция специального курса С. В. Буга
-
- Наука — специфическая сфера общественного сознания (наряду с искусством, правом и т.д.)и особая область практической деятельности людей.
- Основное предназначение науки — познание основной результат научной деятельности — обладание знанием
- Необходимо разграничивать знания и информацию: знание всегда истинно, иначе это не есть знание
-
- Наука — специфическая сфера общественного сознания (наряду с искусством, правом и т.д.)и особая область практической деятельности людей.
- Основное предназначение науки — познание основной результат научной деятельности — обладание знанием
- Необходимо разграничивать знания и информацию: знание всегда истинно, иначе это не есть знание
-
Наука призвана выделять закономерности и концентрированно накапливать и структурировать
полученные человечеством знания
-
Этапы развития научной отрасли
- Накопления информации
- Упорядочивания информации (организационного структурирования)
- Установления связей и отношений (функционального структурирования)
- Установления детерминирующих величин и отношений (объектов и процессов)
- Математического моделирования
-
Логика и методология научного познания (методология науки) как наука, изучающая научно-исследовательскую деятельность, имеет более чем четырёхвековую историю
Предметом методологии науки являются различные виды научного знания
Основное внимание уделяется выяснению типичных структур научных исследований и анализ научных теорий
-
Анализ научных теорий опирается на:
- гносеологические (втомчисле, фактографические)
- логическиеи
- семиотические* основания
- *семиотика — наука, изучающаясемиотическиевзаимоотношениязнаковыхсистем, то естьотношения:
- знакакзнакам (предметсинтактики);
- знакакобозначеннымимобъектам (предметсемантики);
- знакакпотребностямчеловека (предметпрагматики)
-
- структура познавательного процесса,
- его элементы (теории, гипотезы, научные языки, научные объяснения и т.п.),
- методы построения, организации и обоснования научного знания
Рассмотрению подвергается:
-
В самом упрощенном виде типичная структура научного исследования может быть представлена в следующим образом:
- проблема
- гипотеза
- теория или система знаний
-
Новизна научно-исследовательской работы может быть констатирована при оригинальности:
- научной проблемы
- научной гипотезы
- научных выводов
-
Под научной проблемой понимается вопрос, ответ на который не содержится в накопленном человечеством багаже знаний
Формулируя проблему, мы обобщаем информацию о наших знаниях и делаем выводы по поводу нашего знания о незнании
-
Последовательность этапов при постановке научной проблемы
- Определение проблемы
- Построение проблемы
- Оценка проблемы
- Обоснование проблемы
- Формулирования научной проблемы
-
I. Этап определения научной проблемы
- Операция вопрошения – постановка основного вопроса
- Операция контрадикции – констатация противоречия, которое легло в основу проблемы
- Операция финитизации – описание ожидаемого результата
-
II. Этап построения научной проблемы
- Операция стратификации – выделение подвопросов, без ответов на которые нельзя ответить на основной вопрос
- Операция композиции – компонирование подвопросов в группы, блоки в определенной последовательности
- Операция локализации – ограничение поля необходимых исследований; устранение подвопросов, ответы на которые уже известны
- Операция вариантификации – поиск альтернатив элементам проблемы
-
III. Этап оценки научной проблемы
- Операция кондификации – определение условий, необходимых для решения проблемы (технические средства, оборудование, методики и т.п.)
- Операция инвентаризации – проверка наличествующих возможностей и предпосылок
- Операция когнификации – выяснение соотношения известного и неизвестного в информации, необходимой для решения проблемы
- Операция уподобления – обзор решения проблем, аналогичных рассматриваемой
- Операция квалификации – отнесение проблемы к числу реальных или мнимых
-
IV. Этап обоснования научной проблемы
- Операция экспозиции – выявление связей с другими проблемами
- Операция актуализации – обоснование реальности и решаемости рассматриваемой проблемы
- Операция компроментации – формулирование и обобщение возражений
- Операция демонстрации – подведение результатов двух предшествующих операций
-
V. Этап формулирования научной проблемы
- Операция экспликации – формулировка проблемы языком соответствующей области науки
- Операция интимизации – уточнение понятий; фиксация терминов, определений, показателей и т.п.
-
Под научными проблемами могут подразумеваться проблемные ситуации:
- методологические
- оценочные
- эмпирические (поиск данных)
- концептуальные (интерпретация данных)
- предметные
- процедурные
-
Если проблема не требует для своего решения получения нового знания – это научная задача
-
Функции гипотез в научных исследованиях:
- Обобщение и суммирование результатов проведенных наблюдений и/или экспериментов
- Интерпретация полученных обобщений
- Обоснование ранее введенных предположений
- Планирование экспериментов для получения новых данных или проверки некоторых допущений
-
Критерии научности при оценке выдвигаемых научных гипотез
- имеет материалистический характер;
- учитывает ранее известные закономерности, а не согласовывает их с новыми знаниями;
- с гипотезой совместимы все соответствующие факты;
- она проверяема, а для этого результаты научных исследований должны быть воспроизводимыми;
- она строится с максимально возможной простотой;
- логически непротиворечива
Выдвигаемая гипотеза имеет право на существование, то есть правомерна, если:
-
Результаты проверки гипотезы:
- становление теории или пополнение совокупного знания системой новых знаний
- опровержение и отказ от гипотезы
- отсутствие определённого результата
-
Научная теория – это система закономерностей, объясняющих (моделирующих) и предсказывающих (прогнозирующих) процессы и явления
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.