Презентация на тему "Модели, типы и структура девиантного поведения"

Презентация: Модели, типы и структура девиантного поведения
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.7
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Модели, типы и структура девиантного поведения" подойдет для проведения урока в старших классах, в ней рассказывается о различных формах проявления подростками поведения, отличающегося от общепринятых норм, в конечном итоге приводящее к возможным социальным и психологическим последствиям.

Краткое содержание

  • Протяженность девиантного поведения во времени;
  • Степень устройчивости;
  • Мотивация;
  • Типы девиантного поведения.

Содержание

  • Презентация: Модели, типы и структура девиантного поведения
    Слайд 1

    Модели, типы и структура девиантного поведения

    Структура девиантного поведения - специфика сочетания параметров отклоняющегося от нормы и гармонии поведения.Основные параметры анализа структуры ДП:

    • Протяженность во времени
    • Уровень мотивации
    • Степень устойчивости
    • Моно-полифеноменологичность
    • Количество участников
    • Организованность
    • Степень осознанности
    • Наличие философского обоснования
  • Слайд 2

    Протяженность девиантного поведения во времени

    Краткосрочное (временные девиации):

    • Как правило совершаются под влиянием «извне»
    • Характеризуются малой длительностью существования ОП

    Пролонгированное (постоянные девиации):

    • Являются симптомами деформаций личности
    • Характеризуются склонностью к длительному существованию и малой зависимостью от внешнего воздействия
  • Слайд 3

    Степень устойчивости девиантного поведения

    • Устойчивые девиации характеризуются монофеноменологичностью( в поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма отклоняющегося поведения).
    • Неустойчивые девиации отмечается склонность к частой смене клинических проявлений девиации (полифеноменологичность).

  • Слайд 4

    Уровень мотивации при совершении девиантного поступка(степень спланированности)

    Спонтанные (стихийные):

    • имеют склонность к быстрому, хаотичному и не спланированному формированию.
    • Возникают под влиянием внешних обстоятельств.
    • ДП заранее не запланировано,
    • Стечение обстоятельств и эмоциональный настрой индивида являются решающими.

    Спланированные:

    • характеризуются регламентированностью, заданной и строгой очередностью.
    • человек заранее готовится к их реализации, нередко испытывает волнение, радость, беспокойство в момент ожидания данного вида деятельности
  • Слайд 5

    Степень организованностидевиантного поведения

    • Неструктурированные (слабоорганизованные) девиации
    • Характеризуется отсутствием иерархических взаимоотношений, регламентации поступков
    • Структурированные (организованные) девиации
    • Групповая форма отклоняющегося поведения, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников
  • Слайд 6

    Осознаваемость и критичность

    • Неосознаваемые девиации.Встречаются в рамках психопатологического типа ДП, на базе психических расстройств. Характеризуются полной спаенностью отклоняющейся формы поведения с личностью девианта, его убежденностью в том, что повед. носит характер адекватный по сравнению с поступками окружающих и их отношения к нему, а так же отсутствием стремления изменить что-либо в своем поведении.
    • Осознаваемые девиации.Человек осознает поведение как отклоняющееся от нормы. Может испытывать к своему поведению негативные эмоции, желание их исправить. Критичность носит чаще волнообразный характер.
  • Слайд 7

    Количество участников

    • Индивидуальные девиации:Совершаются в одиночестве, субъект действует независимо от других (аутоагрессия, аутизм, нарциссизм, нарушение пищевого поведения и т.п.)
    • Групповые девиации:Совершаются под влиянием группы (реакции группирования со сверстниками, фанатизм и т.п.)
  • Слайд 8

    Структура каждой девиации определяется индивидуальным соотношением данных характеристик

  • Слайд 9

    Типы девиантного поведения

    Типы девиантного поведения – разновидности отклоняющегося поведения в зависимости от особенностей взаимоотношений индивида с реальностью и механизмов возникновения поведенческих отклонений.

  • Слайд 10
    • Деликвентное
    • Аддиктивное
    • Патохарактерологическое
    • Психопатологическое
    • Девиации на базе гиперспособностей
  • Слайд 11

    Деликвентное поведение

    • Деликвентное поведение - отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние.
    • Отличие деликвентного от криминального поведения – тяжесть правонарушений и выраженность антиобщественного характера правонарушений.
  • Слайд 12

    Типы личности преступников (к.к. платонов)

    1. Определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям.
    2. Определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступления под сложившихся обстоятельств или окружающих лиц.
    3. Определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм.
    4. Определяется не только высоким уровнем правосознания но и активным противодействием или попыткой противодействия при нарушении правовых норм.
    5. Определяется возможностью только случайного преступления.

    2, 3, 5 - деликвенты

  • Слайд 13

    Аддиктивный тип девиантного поведения

    Это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

  • Слайд 14

    Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (B.Segal)

    • Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
    • Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
    • Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
    • Стремление говорить неправду.
    • Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
    • Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
    • Стереотипность, повторяемость поведения.
    • Зависимость.
    • Тревожность
  • Слайд 15

    Патохарактерологический тип девиантного поведения

    • Обусловлен патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания.
    • К ним относятся расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера.
  • Слайд 16
    • По данным Л.М. Балабановой, при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности (т.е. возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поиску поводов для разрядки аффективного напряжения.
    • У лиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивом девиантного поведения выступают эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними.
    • У индивидов с ананкастными и тревожными (уклоняющимися) личностными расстройствами (психостенической психопатией) патологическая самоактуализация выражается в сохранении ими привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стрессов, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости
  • Слайд 17
    • К патохарактерологическим девиациям относятся невротические расстройства и развития личности – патологические формы поведения и реагирования, сформулированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. Представлены обсессивными симптомами .
    • Девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека.
    • К сходному параболезненномупсихохарактерологическому состоянию относятся проявления в виде поведения основанного на символизме и суеверных ритуалах.
  • Слайд 18

    Психопатологический тип девиантного поведения

    • основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющимися проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний.
    • Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушений восприятия – галлюцинаций и иллюзий.
  • Слайд 19

    Патохарактерологический тип девиантного поведения

    • Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивноготипов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение.
    • Система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности.
    • Агрессия направляется на себя (аутоагрессия) и проявляется в виде суицидного поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций.
    • Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, психопатологические изменения характера, а так же психопатологические симптомы и синдромы.
  • Слайд 20

    Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения

    • особый тип отклоняющегося поведения.
    • В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека.
    • Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни.
  • Слайд 21

    Характеристика различных аспектов проявления девиантного поведения у детей и подростков

    Медицинский (психобиологический) аспект

    • Недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные (психическая неустойчивость; противоречивость; повышенная возбудимость; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; исступленный гнев; пугливость и болезненные страхи; пессимизм и чрезмерная веселость; равнодушие и безучастность и др.).
    • Недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами (болезненно выраженная активность; интенсивная болтливость; постоянная жажда наслаждений; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмысленное воровство; деспотизм; замкнутость; бродяжничество и др.)
  • Слайд 22

    Педагогический аспект

    • Страхи навязчивости.
    • Двигательная расторможенность.
    • Заикание.
    • Побеги из дома и бродяжничество.
    • Расстройство аппетита.
    • патологическое фантазирование.
    • Страх перед своей физической неполноценностью.
    • Патологические увлечения (хобби-реакции).
  • Слайд 23

    Социально-психологический аспект

    • Патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых функционально органические поражения ЦНС.
    • Психосоциальная дезадаптация – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обусловливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость.
    • Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, рефрентных и ценностных ориентациях, социальных установок.
  • Слайд 24

    Психолого-педагогический аспект

    • Недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимания, усидчивости, памяти, эмоциональной устойчивости), слабая подготовка к школе.
    • Отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной работе; неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений; проступки носят ситуативный характер.
    • Стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении школьников; проступки, связанные с нарушением норм жизни коллектива, иногда носят преднамеренный характер.
    • Устойчивые признаки асоциального поведения.
  • Слайд 25

    Нравственно-правовой (криминологический) аспект

    • Данный аспект делит подростков с девиантным поведением на три категории:
    • Несовершеннолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте, обязывающем их нести ответственность.
    • Делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых либо не имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры и т.д.), либо при наличии такового не подлежат уголовной ответственности по возрасту.
    • Остальные несовершеннолетние, проступки которых не выходят за рамки шалости.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке