Содержание
-
Подростки: профилактика асоциального поведения
-
Актуальность темы
- Особенности подросткового возраста
- Этапы формирования асоциального поведения
- Социальный портрет подростка школы
- Профилактика асоциального поведения
-
Российский закон об образовании
- «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений».
- Выполнить задачи, поставленные в этой статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления.
-
Проблемы общества
Перемены, происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. Существующие исследования, раскрывающие влияние социально-экономических условий в стране на жизнь несовершеннолетних, свидетельствуют, что жизнь подростка сегодня стала совершенно иной по сравнению с жизнью несовершеннолетних в докризисный период.Кого проблемы должны волновать?
- Молодежь, которая хочет жить в здоровом - духовно и физически - обществе.
- Родительскую общественность: страх за будущее детей.
- Педагогов, обеспокоенных задачей сохранения нравственности и морали.
- Подростков, у которых формируется мировоззрение в сложившемся социуме и не всегда хватает собственных моральных сил для того, чтобы противостоять асоциальным явлениям.
-
Подростковый период
- Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.
- Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.
- В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
- Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
- Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения.
- Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.
Характерные особенности подросткового возраста:
- эмоциональная незрелость,
- недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение,
- соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость,
- желание самоутвердиться и стать взрослым.
-
Трудности периода
- Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными,трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.
- Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам.
- Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.
- Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
-
Отклонения
- физические (Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства):
- болезни
- нарушения зрения, слуха
- нарушения опорно-двигательного аппарата
- психические (Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины):
- нарушения речи
- задержка психического развития
- умственная отсталость
- нарушения эмоционально-волевой сферы
- одаренность
- педагогические (Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования. Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии)
- социальные (Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения. Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство)).
- физические (Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства):
-
Этапы асоциального поведения определены на основе признаков
- степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий;
- степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения;
- единичность и рецидивность асоциальных действий.
-
Этапы формирования асоциального поведения
- На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований.
- Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует.
- Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.
- Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии.
- Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности
- На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др.
- Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы.
- При успешной работе прогноз может быть положительным.
- При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.
-
- При начале асоциального поведенияхарактеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.
- Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным:
- личность воспринимает свое поведение как нормальное
- личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения;
- личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.
- Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта.
- Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой.
- Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями.
- В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.
-
- На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения.
- Отношение личности к общественным нормам:
- личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам,
- наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту.
- Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.
- На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.
-
- Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.
- Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.
- Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.
- Пятый этап — устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями.
- Санкции: принудительное пребы-вание в заведении закрытого типа.
- На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.
-
Девиации
- Девиантное поведение
- Делинквентное поведение
- Криминальное поведение
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением со-ответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных).Проявления:
- демонстрация,
- агрессия,
- вызов,
- отклонение от учебы;
- уходы из дома
- бродяжничество,
- пьянство и алкоголизм;
- ранняя наркотизация;
- антиобщественные действия сексуального характера;
- попытки суицида.
Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.Проявления
- оскорбления,
- побои,
- поджоги,
- садистские действия,
- мелкие кражи,
- вымогательство,
- распространение и продажа наркотиков.
Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.Негативные формы девиаций являются социальной патологией: Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
-
Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе?
- преобладанием биологических инстинктов
- генетическими особенностями
- региональными факторами
- психофизиологическими особенностями
- социальной средой
- социальной средой
- психофизиологическими особенностями
- генетическими особенностями
Влияние биологических факторов спорно, не потому что нет такого влияния, а потому что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.
-
Социальные факторы асоциального поведения
Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.
- Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
- Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
- Трудности в общении со сверстниками на улице.
- Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения
- Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
- Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
- Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.
- Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
- Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
- Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.
- Посттравматический синдром; перенесенное насилие.
- Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
- Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
-
Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей
- семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение.
- семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия.
- семьи, в которых отец является авторитетоми в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка
- семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
- Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.
-
Значение школы
Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы.Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами.
- Авторитарный характер. Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.
- Либеральный характер. Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.
- Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.
-
Социальный портрет подростка школы
С целью создания социального портрета подростков 12–15 лет, обучающихся в школе, было проведено исследование, в ходе которого было опрошено 106 учащихся 6-9 классов, из них мальчиков — 52, девочек — 54.Данные исследования показали:
- с 2 родителями проживают 84% подростков (мальчиков — 89%, девочек — 75%)
- с одной мамой проживают — 12% подростков (из них мальчиков — 9,7%, девочек — 14%).
-
- В свободное от уроков время подростки любят:
- проводить с друзьями на улице – 52 %,
- участвовать в вечерах и дискотеках — 13 %,
- заниматься в спортивных секциях и кружках — 34 %.
- Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных.
- Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.
- Любимым жанром кино и литературы у подростков являются фантастика — 30%; боевики — 29%, детективы — 12%, триллеры — 12%, мистика — 5%, эротика — 8%.
- У каждого подростка в жизни есть трудные ситуации. Помощь для их разрешения большинство предпочитает искать у родителей (48 %) или у друзей (45 %). Менее 2% подростков выразили готовность обратиться за помощью к классному руководителю.
- 54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики — 65%, девочки — 40%). По видам насилия: избиение — 10%; издевательства, оскорбление — 28%; вымогательство денег и вещей — 5; другим видам насилия — 3%.
- 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия — одноклассники; для 20% — взрослые, для 3% подростков основной источник насилия — родители, а для 5% — учителя.
- 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% -родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов — 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому.
- О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесенную обиду — 46%, склонны сами совершить насилие — 3%, способны уйти из дома — 5,5%, могли бы совершить преступление — 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации.
- В свободное от уроков время подростки любят:
-
Разновидности асоциального поведения
- детский алкоголизм
- наркомания
- токсикомания
- беспризорность
- безнадзорность
- проституция
Употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.
Особенности детского алкоголизма:
- быстрое привыкание к спиртным напиткам;
- злокачественное течение болезни;
- принятие больших доз;
- низкая эффективность лечения.
Причины:
- неблагополучие семьи;
- позитивная реклама в СМИ;
- незанятость свободного времени;
- отсутствие знаний о последствиях;
- самоутверждение;
- уход от окружающих проблем.
Для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Это долгий, многоступенчатый процесс с риском неудачи. Главное- это профилактика наркотической зависимости среди молодежи: разъяснение подросткам и медицинских последствий употребления ПАВ, о которых они в общих чертах осведомлены, и последствий социальных.
-
Отношение к курению и алкоголю
-
Отношение к наркотикам
- 12% не знают о влиянии наркотиков на организм
- Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению.
- Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде.
- Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга.
- Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том, как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола, понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному.
- Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявления асоциального поведения среди подростков.
-
Профилактическая работа
Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.Задачи профилактической работы:
- обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних
- выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками
- оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
- оказание помощи по предупреждению правонарушений
- профилактическая работа с семьями
-
Типы профилактических мероприятий
- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
- устраняющие подобные обстоятельства;
- контролирующие проводимую работу и ее эффективность.
Подходы:
- информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения);
- социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений);
- медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера);
- социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).
-
Работу с детьми по профилактике асоциального поведения осуществляют
- комиссия по делам несовершеннолетних
- подразделения органов внутренних дел
- органы опеки и попечительства
- органы управления образованием
- образовательные учреждения
- специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения
- органы социальной защиты
- учреждения труда и занятости населения
- учреждения по делам молодежи
- учреждения культуры и физической культуры
- учреждения здравоохранения
- общественные объединения и ассоциации
-
Принципы и задачи проведения профилактики асоциального поведения
Главная цель - комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении.
Принципы:
- Обеспечение приоритетности развития и воспитания детей в семье
- Гуманизация взаимоотношений детей и общества
- Осуществление комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации
- Развитие форм работы по применению действенных методов общественного воздействия с целью коррекции поведения детей, находящихся в зоне социального риска.
Задачи:
- Проанализировать причины девиантного поведения учеников, изучить их психологические особенности.
- Разработать методику для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проследить возрастную динамику этих проявлений.
- Изучить особенности взаимоотношений родителей и подростков, выявить нарушения и психологические причины нарушений у детей.
- Разработать рекомендации для учителей, классных руководителей по организации индивидуального учебно-воспитательного воздействия на подростков с учетом их психологических особенностей.
Гипотезы: Если в организации учебно-воспитательного процесса изучить специ-фикуи динамику проявления девиаций у подростков, выявить группу риска, вести индивидуальную работу; вооружить взрослых знанием особенностей личности, то можно ожидать позитивного влияния на подростков в отношении усвоения норм общественного поведения; сознательного и обоснованного выбора ими форм поведения, исключающих проявление девиаций.
-
Задачи школы по профилактике асоциального поведения
- создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации;
- целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания;
- своевременное выявление неблагополучных семей;
- формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»;
- создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков;
- недопущение немотивированного исключения детей из школы;
- совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией;
- работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями;
- развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков;
- организация оздоровительных мероприятий для подростков;
- развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения;
- организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитание;
- профориентация и трудовое устройство;
- пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни;
- оказание социальной помощи семьям.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.