Содержание
-
Нации и межнациональные отношения
Соколова И.В. Боголюбов 10-11 класс МОУ «СОШ №4 г. Оса»
-
Зачем нам изучать эту тему?
Кто является источником власти в России? Сколько народностей проживают на территории России? Что такое «этнос»? О каких межэтнических конфликтах вы слышали? Что такое толерантность?
-
Задачи изучения темы
Знать, что такое этнос и этнические общности. Понимать смысл основных понятий темы (нация, национализм, нацизм, шовинизм, расизм, ксенофобия, сепаратизм, менталитет, самосознание) 3. Знать причины межэтнических конфликтов и пути их решения.
-
Соотнесите тип общества и этническую общность
-
Сравните два понятия «нация»
историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании. исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании (чувство принадлежности к своему народу, к его исторической судьбе).
-
Нация
Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам Национальность – принадлежность человека к той или иной нации
-
Национальные ценности
—то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в целом согласны.
-
Национальный менталитет
обычно определяют как образ мышления, духовную настроенность, свойственную данной конкретной этнической общности. Иначе говоря, национальный менталитет — своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.
-
Межэтнические (межнациональные) отношения
— отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
-
Этнология
— наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
-
Тенденции этнических процессов современности
интеграции — сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов;. дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности
-
Этнический конфликт
это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции между разными этническими группами.
-
Основные причины конфликтов
Территориальные — борьба за изменение границ, Экономические — борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра. Социальные — требования гражданского равно- правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти. Культурно-языковые — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности.
-
Примеры конфликтов
Фашистский диктатор Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 году, сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения В ноябре 1947 ООН приняло решение создать в Палестине, английской мандатной территории, еврейское и арабское государства – Израиль и Палестину. Май 1948 года – провозглашение создания Израиля С этого времени начинается конфликт, продолжающийся и по сей день. Югославия и Албания Англия и Ирландия
-
-
Пути предотвращения конфликтных ситуаций
Первый — применение правовых механизмов, Второй — переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегациями сторон), так и через посредников Третий — информационный. Он предполагает, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен общественный диалог (в печати, на телевидении) представителей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.
-
Гуманистический подход
— главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода: • признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, неприятие насилия в отношениях между народами; • развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности; • нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.
-
Термины (запишите в тетрадь)
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципам Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям Расизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим» Дискриминация – ущемление прав Сепаратизм -это требования суверенитета и независимости для этнической группы
-
Толерантность
— уважение, доверие, готовность к сотрудничеству, компромиссу с людьми любой национальной принадлежности, стремление понимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения.
-
Домашнее задание
Какие документы определяют в РФ национальную политику и каковы ее основные положения? Весной 2002 г молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; Приведите примеры межнациональных конфликтов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.