Содержание
-
Основные периоды развития семьи
Консультация для воспитателей.
Подготовила воспитатель, Тихонова С.Г.
Основные периоды развития семьи
-
Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, кризисы, конфликты.
-
И основные периоды развития семьи могут быть описаны через эволюцию функций ее членов, определяющих следующие стадии.
-
Стадия формирования семьи
Стадия формирования семьи
-
В основном она формируется на партнерских отношениях:
- укрепление взаимоотношений между супругами;
- создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;
- развитие взаимопонимания на основе свободного проявления своих чувств;
- налаживание отношений с родителями и другими родственниками;
- беседы между супругами о браке и будущем семьи.
-
Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем
Эта стадия делится на 2 функции:
-
Родительская функция:
- привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
-
создание в семье атмосферы, благоприятной для ребенка;забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком.
-
Функции ребенка:
- ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей;
- овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
- развитие координации движений рук и глаз;
- овладение словами, короткими фразами, речью.
-
Семья с ребенком дошкольного возраста
Функции семьи и родителей:
- формирование интересов и потребностей ребенка;
- преодоление чувства раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
- поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
- привыкание к возросшим в связи с рождением ребенка материальным затратам;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
- сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
- выработка образа жизни семьи;
- формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.
-
Функции ребенка:
- привыкание к самостоятельности;
- выполнение родительских требований по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);
- приспособление к запретам со стороны родителей;
- проявление интереса к товарищам по играм;
- стремление быть как мама или папа.
-
Семья школьника
Функции семьи и родителей:
- воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
- поддержка увлечений ребенка;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье;
- взаимодействие с родителями других школьников.
-
Функции ребенка:
- получение навыков, необходимых для школьного образования;
- стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
- постепенный отход от родителей, осознание себя личностью, которую любят и уважают;
- включенность в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
- знакомство с правилами поведения и моралью группы;
- расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;
-
Семья с ребенком старшего школьного возраста
Функции семьи и родителей:
- передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;
- подготовка к новому периоду жизни семьи;
- определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, собственном примере взрослого мужчины, добропорядочного супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, женщины и матери);
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к личности.
-
Функции подростка:
- - положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
- - прояснение для себя роли мужчины или женщины;
- — ощущение принадлежности к своему поколению;
- — достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
- — выбор профессии, стремление к материальной независимости;
- — подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
- - постепенное формирование собственного мировоззрения.
-
Семья с взрослым ребенком, входящим в мир
Функции родителей:
- отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;
- внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях всегда получит помощь под родительским кровом;
- создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
- забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
- спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
- создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка;
- уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
-
Функции молодых:
- осознание себя самостоятельным человеком, умеющим отвечать за свои поступки;
- создание прочных и в то же время гибких и отношений со своим будущим супругом (ой);
- положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;
- создание собственной системы ценностей мировоззрения, своего уклада жизни;
- знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.
-
Семья среднего возраста «пустое гнездо»
Партнерские функции:
- обновление супружеских отношений;
- приспособление к возрастным физиологическим изменениям;
- творческое использование свободного времени;
- укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;
- вхождение в роль бабушки (дедушки).
- Функции взрослого ребенка:
- заботливое, но независимое отношение к родителям;
- поддержка их в новой роли пожилых людей.
-
Постаревшая семья
Функции пожилых родителей:
- формирование собственного отношения к смерти и одиночеству;
- изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;
- приспособление к жизни на пенсии;
- соотнесенность привязанностей с возрастными изменениями;
- подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно завершить свой жизненный путь.
-
Функции детей пожилых родителей:
- наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о престарелых родителях;
- помогать им, если это необходимо, материально и духовно;
- подготовиться к окончательному уходу родителей;
- подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).
-
Можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В.Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от “иерархической” логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.