Содержание
-
Особенности работы учителя с гиперактивными детьми
EDUCLUSTER Finland LTD.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Раутио Елены.
Руководитель: Сирье Гроссманн-Лоот.
Нарва 2011
-
Диагноз «СДВГ» ставит детский психоневролог
- если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности (дефицит внимания, импульсивность), то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения ведут за ним целенаправленное наблюдение, поскольку своевременно не выявленная гиперактивность может стать причиной школьной неуспеваемости, проявляться неадекватным поведением, снижением самооценки, дезадаптацией.
-
Алгоритм комплексной диагностики гиперактивности:
- наблюдение за ребенком
- анкетирование родителей
- анализ успеваемости
- беседа с психоневрологом (психиатром)
- опросник для учителей по психологической адаптации ребенка в школе
диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности).
углубленное исследование внимания:
- концентрация, работоспособность,
- устойчивость внимания
- объем внимания
- определение переключаемости
- произвольного внимания
-
УЧЕНИК 1 КЛАССА «с» АЛЕКСЕЙ И.
- СДВГ не имеет медицинского подтверждения.
- Переведен после 1 четверти из класса раннего языкового погружения в класс с русским языком обучения. Учитель ЯзП отмечал слабую подготовку, низкую работоспособность, нежелание работать, частые конфликты с детьми и учителем.
- При наблюдении отмечаются признаки дефицита активного внимания-продуктивно работает 5-10 минут, избегает трудных, требующих внимания, однообразных заданий, не заканчивает работу, часто забывает или теряет вещи.
- Двигательная расторможенность- «ерзает», часто меняет позу, двигается по классу во время урока, вертит карандаш, привстает с места, обращается к детям или учителю, во время перемены кричит, бегает, размахивает руками.
- Импульсивность – не может дождаться своей очереди, выкрикивает ответ с места, вмешивается в ответ другого ребенка, комментирует чужие ответы, начинает отвечать не дослушав вопрос, не контролирует свои действия, слабо подчиняется правилам, повышает голос, легко возбудим, обидчив.
-
Как помочь в классе ученику с СДВГ? Организация пространства в классе
- Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном.
- Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание.
- Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников.
- Посадите ученика впереди (или в конце) класса, подальше от того, что может его отвлечь (А. сидит за последней партой в среднем ряду, один)
- Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.
- Увеличьте расстояние между партами (до предыдущей парты от парты А. примерно 1 м, если есть необходимость)
-
Задания
- Неспособен завершить работу в заданное время
- Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается.
- Ему трудно следовать указаниям.
- Дайте ему дополнительное время на выполнение поставленного задания.
- Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы
- Объединяйте письменные указания с устными, создайте схему-план работы
-
Отвлекаемость
- Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования.
- Жалуется, что на уроках ему скучно. Легко отвлекается.
- Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности
- Попросите одноклассника помогать ему (ориентироваться)
- Старайтесь вовлечь ученика в ведение урока, задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке.
- Незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию. Дайте ему 5 минут для проверки работы перед тем, как ее сдать.
-
Поведение
- Часто ведет себя вызывающе.
- Неспособен понять главное в уроке или задании.
- Выкрикивает ответы или перебивает других.
- Нуждается в поощрении.
- Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения.
- Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения.
- Помогайте ему сразу понять, что из чего следует, и сразу хвалите за правильные догадки.
- Реагируйте на верные ответы только когда ученик поднял руку и вы его вызвали.
- Периодически передавайте родителям сообщения о его успехах.
- Заключите с ним соглашение по вопросам поведения.
-
Организация / Планирование
- Нет порядка в портфеле, на парте.
- Забывает, что задано на дом.
- Теряет книги.
- Помогите нарисовать схему-план портфеля, определите порядок на столе(парте).
- Пусть ученик ведет дневник; следите за записью домашних заданий.
- Пусть у ученика будет дополнительный комплект книг.
-
Портфель в понедельник:
РУССКОЕ СЛОВО. УЧЕБНИК
МУЗЫКА. ТЕТРАДЬ НОТНАЯ
ЭСТОНСКИЙ. БОЛЬШАЯ ТЕТРАДЬ-УЧЕБНИК
РУССКИЙ ЯЗЫК. УЧЕБНИК, ТЕТРАДЬ С ДОМ. ЗАДАНИЕМ, ПЕНАЛ, ДНЕВНИК.
-
Неусидчивость
- Должен все время двигаться.
- Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени.
- Посылайте его по разным поручениям или позволяйте ему иногда вставать во время работы.
- Делайте короткие перерывы между заданиями, не забывайте о смене деятельности на уроке.
-
Настроение / Общение
- Не понимает норм социального поведения.
- Не имеет навыков совместной работы с другими.
- Соученики его не уважают.
- Неуверенность в себе.
- Находится в одиночестве или замкнут в себе.
- Легко отчаивается.
- Легко раздражается.
- Ставьте КОНКРЕТНЫЕ цели, связанные с социальным поведением, и поощряйте шаги по мере достижения этих целей.
- Поощряйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников.
- Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников.
- Хвалите ученика за хорошее поведение и работу; предоставляйте ему возможность играть роль лидера.
- Поощряйте его взаимодействие с соучениками; планируйте коллективные виды работы под руководством учителя.
- Чаще хвалите его за правильное поведение и хорошую работу.
- Чаще беседуйте с учеником.
- Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации.
-
МАСЛЕНИЦА:
- ГРУППА ДЕТЕЙ ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ А. ДРУЖНО И БЫСТРО СЛЕПИЛИ СНЕГОВИКА, ИМЕННО А. ПРИДУМАЛ СДЕЛАТЬ МЕТЛУ ИЗ ВЕТОК.
-
CИЛЬНАЯ СТОРОНА А. – АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ КЛАССА, ЖЕЛАНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ, ОН С ГОТОВНОСТЬЮ БЕРЕТСЯ ЗА ЛЮБОЕ ДЕЛО И УВЛЕКАЕТ ДРУГИХ:
-
Работа с учеником с СДВГ – это нелегкий и самоотверженный труд
Прежде всего, удостоверьтесь, что вы имеет дело именно с СДВГ. В функции учителя не входит постановка диагноза, но Вы можете и должны поднять вопрос об этом. Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы.
Во-вторых, позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку. Быть учителем одного или нескольких детей с СДВГ может быть чрезвычайно утомительно. Убедитесь в том, что школа и родители поддерживают вас.
В-третьих, знайте свои пределы. Не бойтесь просить о помощи.
-
Помните, что
- …дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно.Составляйте таблицы, схемы, планы, списки. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
- …определите правила и запишите их на видномместе. Ребенок будет увереннее, если будет знать, чего от него ожидают.
- …повторяйте указания. Записывайте их. Проговаривайте их. Людям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.
-
ПОМНИТЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОРОНЕ УЧЕБЫ:
- Этим детям необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. Обязательно уделяйте внимание эмоциям в учебном процессе.
- Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом"вернуть"ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить.
- Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и позитивными. Вносите новизну в привычные занятия, играйте, пробуждайте интерес. Это помогает привлечь внимание. Эти дети полны энергии – они любят действовать. А больше всего они ненавидят скуку.
-
- Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.
- Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Упрощайте расписание. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет.
- Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., постарайтесь осторожно дать ему точный и ясный совет. К примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала рассказать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию.
- Пользуйтесь разными игровыми средствами – интерес повышает мотивацию.
- Обращайте внимание на взаимодействие детей. Детям с СДВГ необходимо ощущение занятости и приобщенности к общему делу. Не изолируйте его.
- Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
-
ПОВЕРЬТЕ -
- в любой какофонии есть мелодия, которую ВАМ еще предстоит услышать.
-
Использованные материалы и литература:
Обучение для учителей по проблемам учеников с СДВГ– материалы семинара
- *ТерхиОяла, начальник образования, EduCluster Finland Oy
Мотивация в школе как фактор, способствующий обучению
- *Риикка Хирвонен,исследователь, отдел исследования обучения и мотивации, кафедра психологии Ювяскюлясского университета
Структурированиеобучениякакфактор, способствующий обучению
- *Тийна Пильбака-Рёнка спецпреподаватель, Муураме
Общие фотографии школьных или классных мероприятий могут быть опубликованы без публикации имен детей (письменное согласие родителей есть в школе).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.