Содержание
-
Правовые основы охраны труда
-
Трудовая деятельность человека
- Труд, как материальный процесс и социальное отношение.
- Понятия «трудовая деятельность» и « человек» неразрывно связаны на всей протяженности исторического развития человечества.
- Труд – это высшая форма деятельности человека.
- Исходя из вида потребности, различают материальную и духовную деятельность.
- Трудовая деятельность --- это осознанная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы, ее основа – процесс труда.
- Труд — основа благополучия человека и человечества.
-
Трудящийся человек-субъект труда, существо социальное (есть желание трудиться; есть необходимость; есть побуждение и т.д.Труд можно разделить на разновидности:
- умственный и физический;
- простой и сложный;
- индивидуальный и наемный.
Элементом изучения многих наук является субъект труда – человек.Это научная организация труда ;психология труда; эргономика; физиология труда; охрана труда и др.Предмет изучения охраны труда – безопасность труда.Безопасностью труда человека занимаются медицинские, общественные, технические науки.
-
Труд имеет внешние элементы воздействия (политическая и экономическая ситуация в стране, технический уровень развития, природные условия и др.Исходя из этого, систему охраны труда можно построить из следующих элементов:
- безопасность человека, как субъекта труда;
- безопасность условий труда;
- безопасность трудовой деятельности
-
- Особое место среди наук, на которые опирается охрана труда, занимаетбиология.
- Изучая строение, жизнедеятельность и развития организмов при взаимодействии их с окружающей средой, она служит основойдля медицины, которая призвана сохранять и улучшать здоровье людей, предупреждать и лечить болезни, в т.ч. профессиональные.
- Психология – изучает свойства личности, психологические особенности различных видов трудовой деятельности, что позволяет эффективнее использовать потенциал человека
-
- Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, часто сами становятся причиной собственных травм?
- Почему люди, отчетливо осознавая опасность, нередко поступают вопреки здравому смыслу и стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев?
- Почему одни люди часто травмируются, а другие – редко или никогда?
- В процессе деятельности организм стремиться приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.
-
При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физик Г. Селье (1936) назвал стрессом.С какими же отрицательно действующими факторами приходится чаще всего сталкиваться рабочему на современном механизированном и автоматизированном предприятии?
Это:
- интенсивность работы,
- давление фактора времени( штурмовщина, срочная работа)
- изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими;
- однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пунктов).
-
- недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к действию. Тогда как необходимость действия возникает редко),
- различные внешние воздействия( шумы, вибрации, высокие температуры и т.п.
Психологи выделяют несколько причин, влекущих нарушение требований безопасности:
- незнание этих требований;
- нежелание выполнять известные ему требования безопасности;
- неумение выполнить требования;
- невозможность выполнить требования( по причинам, не зависящим от человека)
-
- Зная эти причины, можно назначить профилактические мероприятия, которые приведут к снижению нарушений безопасности работ(пропаганда, воспитание, обучение, профотбор, медицинское обследование и т.п.).
- Эргономика—изучает взаимодействие человека и машины, его деятельность в конкретной производственной обстановке с целью разработки оптимальных условий труда, пультов управления и т.д.
-
Организм человека и его взаимодействие с окружающей средой
- Не зная себя ,трудно понять как защищаться от угроз внешнего мира, от опасностей для жизни и здоровья в процессе труда.
- Человеческий организм настолько сложен, что его изучением занимается целый ряд научных дисциплин (медицина, психология ,.биология, эргономика и др.)
- Рассмотрим его очень упрощенно и только с позиций обеспечения безопасности человека в процессе труда.
-
С этих позиций в человеческом организме условно можно выделить три основные системы:
- формообразование (костная и мышечная ткани, кожа, ряд слизистых оболочек);
- жизнеобеспечения все системы обмена: дыхательная пищеварительная , выделительная; сердечно-сосудистая)
- управления (вегетативная и центральная нервные системы)
Органы построены из различных тканей, состоящих из клеток и межклеточного вещества, где происходят различные биохимические процессы. В каждом органе имеются кровеносные сосуды , лимфатические узлы, подходят нервы.
-
Теперь поподробнее:
- Костно-мышечная система образует опорно-двигательный аппарат. Обеспечивает защиту внутренних органов от непосредственного влияния внешней среды.
- Скелет человека состоит из 206 костей и соединений.
- Кости состоят из губчатой костной ткани, покрытой надкостницей.(простой ушиб надкостницы чреват ее повреждением и воспалением).
- Все кости соединяются между собой непрерывными соединениями(соединительная ткань, хрящи) и непрерывными соединениями(суставы, связки).
-
- Все в теле человека «рассчитано» на обычные повседневные нагрузки. При резком движении может произойти растяжение связок. Когда рвутся отдельные волокна ,возникает боль и гематомы, возможен вывих.
- Защитную функцию выполняют мышцы. кожа, слизистые оболочки.
- Сердце и кровеносные сосуды образуют, замкнутую систему, по которой движется кровь.
- Кровеносные сосуды делятся на три основных типа: артерии, капилляры, вены.
-
- Артерии - несут кровь от сердца, капилляры - микроскопические сосуды, снабжают клетки кислородом и питательными веществами; вены - несут кровь в сердце а из сердца в легкие.
- Повреждение капилляров - факт неприятны, но не опасный, кровотечение прекращается в течение нескольких секунд.
- Повреждение артерии - быстрая потеря крови.
- Сердце - 4-х камерный мышечный орган, достаточно защищено от большинства механических повреждений, но не защищено от сильного стресса или эмоционального напряжения
-
- Дыхательная, пищеварительная и выделительная системы обеспечивают потребление из окружающей среды жизненно необходимых и удаление продуктов метаболизма (биохимические процессы жизнедеятельности).
- К примеру,при тяжелой работе человек может выделять до 60-70 мл пота в минуту, в час 500-2500 мл пота, в среднем - 600 мл в сутки. С потом выделяется огромное (около 270) количество химических веществ.
- Деятельность всех органов системы и всего организма в целом регулирует центральная нервная система (головной и спинной мозг).
-
- Есть еще периферическая нервная система (это все нервные узлы сплетения в организме).
- Чтобы запустить все системы организма в работу, центральная нервная система должна иметь информацию о состоянии внешней среды.
- Эту функцию выполняют различные анализаторы и рецепторы органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, прикосновение, холод и тепло.
-
В реальных условиях деятельности человека на каждый анализатор действует одновременно несколько раздражителей.Теперь поподробнее:
- Анализаторы — сенсорные системы, термин введен Павловым, это специализированные части нервной системы:
- Зрительная — ориентация человека в окружающей среде, определение потенциальной опасности, 80% всей информации. Это поле зрения, световые сигналы цвет. У некоторых людей наблюдаются отклонения от нормального восприятия цвета:
- цветовая слепота( человек воспринимает все цвета как серые):
- дальтонизм( человек не различает отдельные цвета, обычно красный и зеленый);
- Куринная слепота( с наступлением темноты теряет зрение).
-
- Слуховая система имеет прямое отношение к безопасности—ее способность распознавать место нахождения источника звука без поворота головы.
- Вестибулярная система обеспечивает поддержание нужного положения тела( пилоты, моряки, космонавты, водители)Снижается работоспособность человека, а значит снижается и безопасность движения.
- Тактильная, температурная, болевая система восприятие горячего, холодного, чувств боли-распознование потенциальной опасности.
-
- Организм человека сформировался в ходе длительной эволюции и достаточно приспособлен к среде обитания в пределах ее естественного изменения.
- Любое изменение условий окружающей среды автоматически формирует соответствующее изменение жизненных процессов, мобилизующих защитные силы организма.
- Происходящие под воздействием изменения внешней среды изменения в организме человека направлены с одной стороны, на приспособление(адаптацию) к новым условиям внешней среды, а с другой стороны –на сохранение стабильного состояния(гомеостазис) и функционирования.
-
- Адаптация и гомеостазис - взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы. Это основные механизмы безопасного функционирования организма. определяющие его здоровье и даже жизнь.
- Что такое здоровье человека?
- Это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
- Приведу несколько цифр.
- В настоящее время, если говорить о долевом вкладе различных факторов, ситуация складывается так:
- 50% отводится образу жизни;
- 20% среде обитания;
- 20% наследственности;
- 10% качеству медико-социальной помощи.
-
- Среда обитания может привести к серьезным последствиям, более 80% болезней.
- С каждым годом возрастает социальная напряженность, неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, моральная угнетенность, психофизиологическое напряжение, стрессы.
- Когда организм не может адаптироваться к условиям внешней среды, он заболевает или гибнет.
- Современные условия существования расширили возможность слабому организму выжить.
- Помимо заболеваний в процессе своей жизни человек сталкивается с возможностью получить травму.
-
- Травма (от греческого слова» траума» -нарушение)-это нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием с энергией, достаточной для травмирования.
- Травмирование - резкое нарушение, как правило длительносохраняющееся, душевных процессов носит название психической травмы или шока.
-
Условия труда и их классификация
- Под условиями труда понимают совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.
- Под факторами трудового процесса понимают его характеристики:
- тяжесть труда;
- напряженность труда.
- Тяжесть труда - один из основных факторов трудового процесса ,отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно- сосудистая, дыхательная и др.), которые обеспечивают его трудовую деятельность.
-
- Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим число стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.
- Напряженность труда - отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника(монотонность, режим работы).
- В соответствии с вышеприведенными определениями все конкретные виды труда (в целях аттестации рабочих мест) делятся на две группы:
- работы с преобладанием мышечных нагрузок;
- работы с преобладанием нервных нагрузок.
-
- Оценка напряженности труда отдельной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры(хронометраж рабочего времени).
- Согласно официальному подходу, действующему в нашей стране, все опасности. связанные с охраной труда, классифицируют как опасные и вредные производственные факторы физического, химического, биологического и психофизического тип.
- Физически опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия;
- разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы.
-
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенные уровни шума, вибрации ультразвука, инфразвуковых колебаний, повышенное или пониженное барометрическое давление;
- повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха;повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений ,повышенная напряженность электрического. магнитного полей;
-
- отсутствие или недостаток естественного светового потока, повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;
- острые кромки, заусеницы на поверхности заготовок оборудования;
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли(пола), невесомость.
- Химически опасные и вредные производственные факторы:
- химические вещества которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на токсические раздражающие, канцерогенные,мутагенные.влияющие на репродуктивную функцию.
-
По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм человека через:
- органы дыхания;
- желудочно-кишечный тракт;
- кожные покровы слизистые оболочки.
Биологически опасные и вредные производственные факторы:
- патогенные микроорганизмы(бактерии, вирусы, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).
Психофизические опасные и вредные производственные факторы:
- физические(статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
-
- Как показала практика, основными причинами профессиональных заболеваний являются высокие значения вредных производственных факторов и длительность их воздействия на организм работающего, а также индивидуальные особенности и отклонения в состоянии здоровья отдельного работника.
- Существует понятие ПДК(предельно-допустимые концентрации), ПДУ (предельно- допустимый уровень).
- На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда.
- Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.