Содержание
-
Автор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Ахметшина Алия Шамилиевна Соавтор: ученица 10 «а» класса СОШ п. Опытный Николаева Алена Сергеевна Научный руководитель: педагог-психолог СОШ п.Опытный Аврамова Наталия Анатольевна. Профориентация и выбор профиля обучения учащихся 9-х – 10-х классов СОШ п. Опытный
-
Цель- изучение профессиональных интересов, склонностей, способностей учащихся 9-х – 10-х классов СОШ п. Опытный и определение готовности к выбору профиля обучения. Задачи: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме. Выявить интересы и склонности учащихся Определить способности учащихся. Изучить нацеленность учащихся на определенный профиль обучения. Выявить мотивы и факторы, влияющие на выбор будущей профессии. Изучить рынок труда. Изучить согласованность интересов и склонностей со способностями учащихся. Изучить меру включенности родителей в процесс выбора ребенком профиля обучения. На основе полученных результатов разработать предложения и рекомендации.
-
Методы исследования: анализ и обобщение литературы тестирование опрос анкетирование качественная и количественная обработка данных Организация исследования: В исследовании приняли участие 56 учащихся 9-х классов и 89 учащихся 10-х классов СОШ п. Опытный Цивильского района. 52 родителя учащихся 9-х классов.
-
Практическая значимость:результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся, для организации профильного обучения, а также для организации системы работы по развитию отдельных способностей учащихся и направлению их интересов и склонностей (организация кружков, секций, факультативных занятий, профориентационных курсов). Апробация:результаты данного исследования доложены педсовете, доведены до учащихся и их родителей, доложены на школьной научно-практической конференции, на районной научно-практической конференции 2005 г., на Республиканской научно-практической конференции Excelsior-2005. Методики: «Художник или мыслитель» «Анкета интересов» «Труд для вас» Анкета «Выбор профиля» (разработана авторами) Тест Голланда Анкета для родителей 9-классников (разработана авторами)
-
Распределение испытуемых по интересам. (9класс)
-
Распределение испытуемых по интересам (10 класс)
-
Распределение испытуемых по предпочтениям к определенному виду труда (9класс)
-
Распределение испытуемых по предпочтениям к определенному виду труда (10класс)
-
Сравнение предпочтений десятиклассников 2004-2005 уч. года к определенным видам труда с их же результатами в 2003-2004 уч. году
-
Сравнение предпочтений девятиклассников и десятиклассников к определенным видам труда
-
Распределение испытуемых по типам мышления (9 класс)
-
Предпочитаемые области знаний девятиклассников
-
Соотношение выбранных профилей с предпочитаемыми областями знаний (9 класс)
-
Опрос родителей у 74% родителей мнение относительно профиля обучения совпадает с мнением детей у 20% - мнение не совпадает 2% - не определились с профилем обучения для своего ребенка 4% - не предлагали ребенку профиль обучения 19% родителей не обсуждали с ребенком будущий профиль обучения, из них 2% - не знают какой профиль выбрал их ребенок 81 % родителей уже обсуждали вопрос о профиле обучения
-
Соотношение выбранных профилей и данных о количестве обучающихся в профильных классах
34 38,2 24 22,4 20 8 12 31,4 10 0 0 5 10 15 20 25 30 35 40 физико- математический биолого- химический универсальный гуманитарный не определились выбирали обучаются
-
Отношение десятиклассников к выбранному профилю обучения
-
Предпочитаемые области знаний десятиклассников
-
Соотношение профилей обучения с предпочитаемыми областями знаний (10 класс)
-
Соотношение выбора учебного заведения девятиклассников 2003-2004 и 2004-2005 уч.г
-
Рынок труда
Строители (каменщики,бухгалтера маляры, штукатуры) экономисты Слесари филологи Инженеры юристы Продавцы операторы ПЭВМ Электрогазосварщики учителя воспитатели швеи Востребованные профессии Невостребованные профессии
-
Мотивы выбора будущей профессии (9 кл.): высокая материальная обеспеченность (37%) сам труд (27,5%) условия труда (24%) возможность творить (20,6%). контакты с людьми перспективность, полезность результатов труда(18,9%). меньше всего привлекают частые командировки и возможность без особого труда получить профессию(6,8%). Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии их решение (65,5%), способности (41,3%). меньшее влияние оказывают родители (31%), родственники (17,2%) и жизненные обстоятельства (17,2%). на 10,3% учеников повлияли книги и фильмы, на 3,4% педагоги, друзья и знакомые.
-
Мотивы выбора будущей профессии (10 класс.) перспективность (возможность профессионального роста) и высокую материальную обеспеченность (19%) сам труд (16,2%), контакты с людьми и условия труда - 10,8%. меньше всего привлекает возможность без особого труда получить профессию (6,7%) и возможность творить (2,7%). Факторы, оказавшие наибольшее влияние на выбор профессии способности 27,7% жизненные обстоятельства 22,2% 13,8% выбрали профессию сами на выбор 11,7% школьников повлияли родители меньшее влияние на учеников оказывают педагоги и друзья (8,3%) а также книги, фильмы (2,7%)
-
Личностные типы испытуемых
-
Выводы: В ходе проведенного исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме. На основании изучения литературных источников определены основные виды труда и профессий, выделено понятие профориентации, рассмотрены основы профильного обучения. В ходе опытно-экспериментальной работы мы сделали следующие выводы: Наибольший интерес для учащихся представляют такие области, как педагогика, журналистика, химия, литература (для 9-классников) и спорт, военное дело техника, биология (для 10-классников). Все учащиеся также имеют представление о том, каким видом труда они хотели бы заниматься. Наибольшее предпочтение учащиеся отдают интересному труду; умственному труду; труду не вредному для здоровья. Наиболее предпочитаемые области знаний 9-классников: физкультура, психология, ОИВТ и русский язык, химия. Наиболее предпочитаемые области знаний 10-классников: биология, химия, алгебра, физкультура.
-
Были определены основные черты характера, тип мышления и тип личности учащихся. Изучив нацеленность учащихся на определенный профиль обучения, мы отметили , что наиболее предпочитаемым оказался гуманитарный; далее в порядке убывания следуют: физико-математический, биолого-химический, универсальный. Есть процент учащихся не определившихся с выбором (9-классники). У большинства учащихся 10-х классов выбор по отношению к профилю обучения изменился. Среди мотивов выбора будущей профессии учащиеся чаще всего называли высокую материальную обеспеченность, перспективность, сам труд, условия труда. К факторам, оказавшим, по мнению девятиклассников, наибольшее влияние на выбор профессии оказало их решение и их способности; а по мнению десятиклассников - способности и жизненные обстоятельства. Были выявлены выбранные профессии десятиклассников. Но не все учащиеся определились с выбором профессии.
-
В ходе изучения рынка труда нами были выявлены востребованные и невостребованные профессии. Соотнеся интересы учащихся с рынком труда, мы отметили, что учащиеся не осведомлены с положением на рынке труда. Была отмечена несогласованность выбора профиля с интересами учащихся, а также то, что интересы учащихся не всегда совпадают с их способностями. Изучив мнение родителей было отмечено что родители в большинстве своем уже обсуждали вопрос о профиле обучения. Довольно часто мнение родителей относительно профиля совпадает с мнением детей.
-
На основе полученных результатов нами были разработаны следующие рекомендации: несмотря на то, что в СОШ п. Опытный ведется профориентационная работа (профориентационный курс для девятиклассников, классные часы, экскурсии, беседы, элективные курсы, спецкурсы), необходимо уделять больше внимания подготовке учащихся к выбору будущей профессии: начинать профориентационную работу с более раннего возраста (7 – 8 класс); ознакомлять с различными видами профессий; регулярно выявлять и соотносить интересы, склонности и способности учащихся; ввести в портфолио учащихся страничку профессионального самоопределения; проводить беседы и консультации, профессиональные пробы; расширить работу с родителями по профессиональному самоопределению детей (информировать о существующих профилях обучения, о положении на рынке труда, проводить совместные детско - родительские профориентационные игры).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.