Презентация на тему "Индивидуализация обучения на старшей ступени"

Презентация: Индивидуализация обучения на старшей ступени
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Индивидуализация обучения на старшей ступени"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 34 слайдов. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по педагогике для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Индивидуализация обучения на старшей ступени
    Слайд 1

    Педагогический совет«Индивидуализация обучения на старшей ступени»

    09 декабря 2013 МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа

  • Слайд 2

    План педсовета

    Проблемы и перспективы развития обучения на старшей ступени Р.Ю.Шульга, директор школы Предпрофильная подготовка учащихся в системе профильного обучения Истомина М.Ю., педагог -психолог Планирование учебного процесса в профильных классах Мартюшева О.М., замдиректора по УВР Элективные курсы в системе профильного обучения Котегова С.В., учитель математики Технологии и методы профильного обучения: Проектная технология Ермакова Т.А., учитель русского языка и литературы Папка индивидуальных достижений старшеклассников («Портфолио») Созонтова О.Е., учитель географии

  • Слайд 3

    Проблемы и перспективы развития обучения на старшей ступени

    Цели профильного обучения В рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования предусматривается профильное обучение. В связи с этим ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда …. отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

  • Слайд 4

    Профильное обучение– средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучениенаправлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

  • Слайд 5

    Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

  • Слайд 6

    Общественный запрос на профилизацию школы  

    Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.

  • Слайд 7

    К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2012 году Центром социологических исследований “профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе”. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

  • Слайд 8

    Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).  

  • Слайд 9

    Зарубежный опыт профильного обучения

    В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Великобритании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.

  • Слайд 10

    В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

  • Слайд 11

    Отечественный опыт профильного обучения

    Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

  • Слайд 12

    Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

  • Слайд 13

    В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

  • Слайд 14

    В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

  • Слайд 15

    Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.

  • Слайд 16

    В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы.

  • Слайд 17

    В настоящее время важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.

  • Слайд 18

    Предпрофильная подготовка учащихся в системе профильного обучения

  • Слайд 19

    Планирование учебного процесса в профильных классах

  • Слайд 20

    Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

  • Слайд 21

    Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения: математика; русский язык; литература; иностранные языки; история; обществознание (включая экономику и право); естествознание (физика, химия, биология); физическая культура; ОБЖ.

  • Слайд 22

    Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

  • Слайд 23

    БУП рекомендует проводить профильное обучение по десяти профилям: физико-математическому; естественно-научному; социально-экономическому; гуманитарному; филологическому; информационно-технологическому; агротехнологическому; индустриально-технологическому; хужожественно-эстетическому; оборонно-спортивному.

  • Слайд 24

    Структура учебного плана

    Обязательные учебные предметы на базовом уровне (9) Учебные предметы на профильном уровне (не менее 2) Элективные курсы (не менее 4) Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

  • Слайд 25

    Возможные формы организации профильного обучения

    1.Модель внутришкольной профилизации Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

  • Слайд 26

    2. Модель сетевой организации В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

  • Слайд 27

    Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

  • Слайд 28

    Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

  • Слайд 29

    3. Модель ИУП (индивидуального учебного плана) Индивидуальный учебный план (ИУП) – это совокупность учебных курсов, выбранных старшеклассником из базисного учебного плана старшей ступени. Проблемы и риски….

  • Слайд 30

    Элективные курсы в системе профильного обучения

  • Слайд 31

    Технологии и методы профильного обучения Проектная технология

  • Слайд 32

    Технологии и методы профильного обучения Папка индивидуальных достижений старшеклассников («Портфолио»)

  • Слайд 33

    Проект решения педсовета

    Оформление Портфолио учащегося начинать с первого класса. Ведение проектно-исследовательской деятельности учащихся, начиная с первого класса. Повышение уровня квалификации учителей школы, использование современных технологий обучения. Ввести в практику предпрфильной подготовки выпускников основной школы ведение индивидуальных карт; защиту и разработку индивидуальных образовательных программ. Для определения профиля обучения проводить ежегодное анкетирование среди выпускников 9 классов.

  • Слайд 34

    Ведение с последующей защитой обязательной проектно-исследовательской работы старшеклассниками на третей ступени обучения. После окончания 10 класса ввести сдачу экзаменов по трем предметам, два из которых - обязательные экзамены по профильным предметам, один - по выбору учащихся. Разрабатывать программы спецкурсов, курсов по выбору, элективных курсов на следующий учебный год до 01 июня текущего учебного года с рассмотрением их на заседании методического совета школы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке