Содержание
-
Российское образование (по результатам международного исследования PISA-2012)
Робский В.В.
-
Programme for International Student Assessment
Основная цель: оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для практической деятельности. Дополнительная инновационная цельв 2012году: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в интерактивной среде (компьютерное тестирование с использованием интерактивных задач), оценка финансовой грамотности Политическая цель: оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию
-
Участники программы
2000 год – 32 страны 2003 год – 40 стран, 2006 – 57 стран, 2009 году – 65 стран 2012 год – 65 стран ОЭСР – Организация Экономического Сотрудничества и Развития.
-
Результаты исследований PISA-2012 (65 стран-участниц)
-
Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
-
Результаты исследований
-
Результаты по типу текста
-
Результаты по читательским действиям
-
Российские школьники плохо умеют
Выразить свое мнение по поводу прочитанного Включить сообщение в контекст собственного опыта Критически отнестись к авторскому сообщению
-
Кто виноват?
-
Снижение уровня читательской грамотности в основной школе
-
Модель математической грамотности
Проблема в контексте Математическая проблема Результаты в контексте Математические результаты Формулировать Интерпретировать Применять Оценивать УУД
-
Результаты по областям содержания
-
Результаты по видам деятельности
-
Успешные в математике дети демонстрируют
Развитыеобщеучебные умения: внимательно прочитать некоторый связный текст выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.
-
Результаты по областям естествознания
-
Результаты по видам деятельности
-
Обобщая полученные результаты
Одна из основных причин неудачи российских учащихся в международном тестировании — неумение работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию.
-
Обучение устанавливает жесткую связь между содержанием задания и способом решения. Школьники не анализируют самостоятельно описанную ситуацию, а воспроизводят сложившийся подход. Следовательно, обучение «натаскивает учащихся применять типовые способы решения на основе «узнавания» задачи. Формируется привычка использовать полученные знания в строго определенных ситуациях. Как только задачи даются в непривычной форме, результаты резко снижаются.
-
Учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа, не обучены тому, как выдвигать гипотезы и проверять их, не могут перевести некоторую ситуацию, описанную порой на бытовом языке, в предметную.
-
Российская система общего образования на фоне других стран
обеспечивает учащихся значительным багажом предметных знаний; не развивает у детей умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, в связи с чем НЕ формируетсяфункциональная грамотность российских учащихся.
-
Образовательный профиль российского школьника
Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.).
-
Другое понимание цели и основного результата образования
-
ФГОС основного общего образования
Стандарт подростковой школы Преемственность и приращение всех результатов: предметных, метапредметных, личностных Предоставление обучающимся широкого спектра социальных и профессиональных проб Ориентация стандарта на развитие творческих способностей: от формирования универсальных учебных действий к их развитию, то есть формированию общеучебных умений и навыков
-
Смысл образовательного процесса
-
Новое содержание образования
Конвергенция знаний
-
Интегрированные предметы
обеспечивают конвергенцию основ естественнонаучного, математического и гуманитарного знания реализуют принципы организации деятельностного подхода в образовании формируют виды и способы деятельности, необходимые для понимания обучающимся: взаимосвязи процессов, происходящих в быстро меняющимся мире, самоопределения, эффективной деятельности, формирования активной гражданской позиции
-
Результаты – системообразующий компонент стандарта
-
Личностные результаты
способность к саморазвитию и личностному самоопределению сформированность мотивации к обучению сформированность ценностно-смысловых установок способность ставить цели и строить жизненные планы осознание российской идентичности
-
Метапредметные результаты
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации… Смысловое чтение Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
-
Предметные результаты
виды деятельности по получению нового знания в рамках предмета; преобразование и применение полученных знаний в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
-
Основные виды УУД
-
Инструменты формирования УУД
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний(отработка и осознание теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур, создание и использование моделей изучаемых объектов, выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами).
-
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний.
-
Учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка решения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности.
-
Учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка сотрудничества, требующие совместной работы с разделением ответственности за конечный результат.
-
Учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка развёрнутой коммуникации, требующие создания письменного или устного текста-высказывания.
-
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания (планирование, выполнение, контроль).
-
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка рефлексии, наделяющие учащихся функциями анализа собственной учебной деятельности.
-
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка ценностно-смысловых установок, требующие от учащихся выражения ценностных суждений или своей позиции по обсуждаемой проблеме.
-
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка ИКТ-компетентности.
-
Результаты международной программы PISA-2012 представлены на сайтах
Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) –www.oecd.org/edu/pisa Отдела оценки качества образования ИСМО РАО – www.centeroko.ru
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.