Презентация на тему "Результаты исследований качества школьного образования"

Презентация: Результаты исследований качества школьного образования
1 из 73
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Результаты исследований качества школьного образования"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 73 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по педагогике для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Результаты исследований качества школьного образования
    Слайд 1

    Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Москва, 2014 год О чем говорятрезультаты международных исследований качества школьного образования Российская академия образования

  • Слайд 2

    Вопросы для обсуждения

    1. Обладают ли российские учащиеся на разных уровнях общего образования знаниями и умениями, необходимыми им для продолжения образования и полноценного функционирования в современном обществе? 2. Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартовза последнее десятилетие? 3. В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ?

  • Слайд 3

    Самые важные результаты

    В соответствии с международными стандартами PIRLSи TIMSS, начиная с 1995 года, российские школьники демонстрируют высокие результаты по чтению, математике и естествознанию (превышающие средние международные). Выпускники начальной школы в 2011 году подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов (PIRLS). Учащиеся 8-го класса в 2011 году продемонстрировали существенное повышение уровня математической и естественнонаучной подготовки: максимальный среди всех стран – участниц по математике (TIMSS). В соответствии с международными стандартами PISA российские учащиеся 15-летнего возраста, начиная с 2000 года, демонстрируют результаты ниже средних по странам ОЭСР по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. В 2012 году наметились положительные тенденции в результатах по всем направлениям функциональной грамотности (PISA).

  • Слайд 4

    Краткая информация об исследованияхPIRLS, TIMSS и PISA

    PIRLS - Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) TIMSS - Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы) PISA - Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания PIRLS&TIMSS&PISA: Выявление динамики в результатах (TIMSS:1995, 1999, 2003, 2007, 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011; PISA: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012) PIRLS&TIMSS&PISA: Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию

  • Слайд 5

    Почему более 60 стран мира участвуют в международных сравнительных исследованиях?

    Международный симпозиум «Методологические преимущества крупно-масштабныхкросс-национальных исследований в области образования (2000 г.): Высокое научное и техническое качество международных исследований и вследствие этого высокое доверие к их результатам позволяет странам использовать результаты этих исследований для реформирования системы образования. Во многих странах больше доверия к международным исследованиям, чем к национальным. Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами. Международные исследования способствуют обеспечению качества проведения национальных исследований в области оценки качества образования. В рамках международных исследований наиболее эффективно отрабатываются новые технологии в области оценки качества образования Российская академия образования

  • Слайд 6

    Участники исследований PIRLS,TIMSS и PISA

    PIRLS - около 325 тысяч учащихся начальной школы из 49 cтран Россия: 4461 выпускник начальной школы из 202 образовательных учреждений 42 регионов страны TIMSS – более 600 тысяч учащихся начальной и основной школы из 63 стран Россия: 4467 выпускников начальной школы из 202 образовательных учреждений 42 регионов страны и 4893 учащихся 8 класса из 210 образовательных учреждений 42 регионов страны Российские выборки учащихся в исследованиях PIRLS и TIMSS (4 класс) практически совпадали. PISA – около 510 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран Россия: 5219 учащихся 15-летнего возраста из 227 образовательных учреждений42 регионов страны, обучавшихся по программам:основного общего образования:7-8 классы – 8,4% (2000 г. - 2%), 9 класс – 73,5% (27%);среднего общего образования: 10-11 классы – 13,7% (49%);начального и среднего профессионального образования – 4,3% (22%) Выборки российских учащихся являются представительными, что позволяет перенести полученные результаты на все генеральные совокупности учащихся 4 и 8 классов, а также 15-летних учащихся России.

  • Слайд 7

    Каково состояние российского образования в начальной и основной школе? Российская академия образования

  • Слайд 8

    Международная шкала и уровни достижений в исследованиях PIRLS и TIMSS

    Задание IV Задание III Задание II Задание I

  • Слайд 9

    Результаты учащихся 4-го класса начальной школы(PIRLS/TIMSS)

    Чтение Математика Естествознание Среднее значение шкалы PIRLS и TIMSS – 500 45 стран 35 стран 44 страны

  • Слайд 10

    Математика Естествознание Среднее значение шкалы PIRLS и TIMSS – 500 Результаты учащихся 8 класса основной школы (TIMSS) 36 стран 33 страны

  • Слайд 11

    Математическая грамотность на практике (PISA)

    Проблема, в контексте Результаты в контексте Математическая проблема Математические результаты Оценивать Интерпретировать Применять Формулировать РЕАЛЬНЫЙ МИР МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР Российская академия образования Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.

  • Слайд 12

    Пример задания «Парусные корабли»

    Типичная задача для учащихся 5-6 классов: «За год двигатель на корабле потребляет 3500000 л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит 2500000 р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?» Создать модель решения и выполнить арифметические действия Российская академия образования Девяносто пять процентов товаров в мире перевозят по морю примерно 50 000 танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное топливо. Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы уменьшить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую среду. Результат российских учащихся: 16% Средний результат учащихся стран ОЭСР: 15% Максимальный результат: 47% Через сколько примерно лет экономия на дизельном топливе покроет стоимость установки кайта? Приведите вычисления, подтверждающие ваш ответ. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР РЕАЛЬНЫЙ МИР

  • Слайд 13

    Результаты 15-летних учащихся по математической грамотности

    Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Тайвань, Республика Корея 29 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России 26 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 9 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Португалия, Италия, Испания, Словацкая Республика, США, Литва, Швеция, Венгрия) Пермский край – 484 балла Российская академия образования

  • Слайд 14

    Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности

    Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея 35 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России 23 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Израиль, Швеция, Словения, Литва, Греция, Турция) Пермский край – 482 балла Российская академия образования

  • Слайд 15

    Результаты 15-летних учащихся по естественнонаучной грамотности

    Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Япония 31 страна, средний балл которой статистически значимо выше среднего балла России 27 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Венгрия, Хорватия, Люксембург, Португалия, Швеция) Пермский край – 480 баллов Российская академия образования

  • Слайд 16

    Как изменились результаты российских учащихся за последнее десятилетие? Российская академия образования

  • Слайд 17

    Изменение результатов российских учащихся 4-х и 8-х классов

    4 класс 8класс

  • Слайд 18

    Изменение результатов российских 15-летних учащихся Российская академия образования По сравнению с 2009 годом результаты улучшились: на 14 баллов на 16 баллов на 8 баллов

  • Слайд 19

    Уровни достижений российских учащихся 4 класса

    Низкий (400 баллов) Средний (475 баллов) Высокий (550 баллов) Высший (625 баллов и выше) Не достигли низкого уровня 1% по чтению, 3% по математике и 2% по естествознанию. Чтение, 568 Математика, 542 Естествознание, 552 Чтение: 19% могут воспринимать текст целостно и понимать отдельные единицы текста в их взаимосвязи; могут опираться на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции; Математика: 13% могут решать достаточно сложные задачи и обосновывать свое решение; Естествознание: 16% демонстрируют понимание природных процессов и знания о проведении исследований. Чтение: 7% могут вычитать из текста информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко найти; Математика: 16% имеют некоторые элементарные знания; Естествознание:12% демонстрируют отдельные факты

  • Слайд 20

    Процент учащихся 4-го класса с высоким и базовым уровнями достижений по чтению, математике и естествознанию

  • Слайд 21

    Уровни достижений российских учащихся 8 класса

    Низкий (400 баллов) Средний (475 баллов) Высокий (550 баллов) Высший (625 и выше) Не достигли низкого уровня 5% по математике и 4% по естествознанию. Математика, 539 Естествознание, 542 Математика: 14% могут доказывать, формулировать выводы, делать обобщения и решать линейные уравнения; Естествознание: 14% могут в развернутом письменном ответе продемонстрировать понимание сложных и абстрактных понятий из курса биологии, химии, физики и географии. Математика: 17% имеют некоторые знания о целых числах, десятичных дробях, действиях с ними, и об основных графиках; Естествознание: 15% могут узнать некоторые основные факты из курса биологии и физики.

  • Слайд 22

    Распределение российских учащихся 4 и 8 классов по уровням математической подготовки

  • Слайд 23

    Математика, 4 класс Естествознание, 4 класс

    Математика, 8 класс Естествознание, 8 класс В каких группах учащихся произошли основные изменения?

  • Слайд 24

    Процент учащихся 8-го класса с высоким и базовым уровнями достижений по математике и естествознанию

  • Слайд 25

    Уровни функциональной грамотности PISA

    Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях Российская академия образования

  • Слайд 26

    Процент 15-летних учащихся, достигших 2-го и 4-го уровней функциональной грамотности

  • Слайд 27

    Уровни математической грамотности

    Российская академия образования

  • Слайд 28

    Уровни читательской и естественнонаучной грамотности

    Российская академия образования

  • Слайд 29

    Результаты учащихся по областям содержания и видам деятельности

    Российская академия образования Среднее значение стран ОЭСР по тесту – 494 балла

  • Слайд 30

    Математическое образование в мире: шаг развития (PISA-2012)

    1. За последние 10 лет явно изменился запрос на качество математического образования – приоритетной целью становится формирование математической грамотности в системе общего образования. 2. Основные тенденции в математическом образовании стран: повышение средних результатов; стремление к достижению самых высоких результатов; интенсивная работа с отстающими; анализ сильных и слабых сторон преподавания математики; обеспечение равных возможностей для обучения мальчиков и девочек. Российская академия образования

  • Слайд 31

    3. По двум областям содержания «Пространство и формы» (геометрия) и «Неопределенность и данные» (вероятность и статистика) наблюдаются наибольшие различия между странами, в связи с чем высказывается предположение, что страны могут найти резервы повышения качества математического образования, изменяя систему изучения этих областей. 4. Более высокие результаты имеют учащиеся в странах, в преподавании математики у которых преобладает «формальная математика». Страны, имеющие программы, ориентированные в основном на прикладные аспекты математики, в среднем показывают более низкие результаты. Подчеркивается важность для формирования математической грамотности освоения математики (понятий, методов и др.) и ее применение для решения реальных жизненных проблем. Российская академия образования

  • Слайд 32

    Доступность образования

    В исследовании PISA для сравнения стран выделяют следующие направления: Результаты учащихся, обучающихся по различным образовательным программам; Результаты учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях, отличающихся расположением, статусом или другими характеристиками; гендерные различия учащихся; учет социально-экономических условий семей учащихся. Российская академия образования

  • Слайд 33

    Результаты российских учащихся, отличающихся образовательными программами

    Российская академия образования Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Читательская грамотность

  • Слайд 34

    Результаты российских учащихся, отличающихся расположением их школ и СЭС

    По сравнению с 2003 годом повышение результатов учащихся: сельских школ – на 21 балл поселковых школ – на 16 баллов школ больших городов – на 6 баллов с низким СЭС – на 12 баллов с высоким СЭС – на 11 баллов Российская академия образования

  • Слайд 35

    Результаты учащихся, отличающихся социально-экономическим положением их семей

    Верхний квартиль (число соответствует рейтингу группы) Третий квартиль Второй квартиль Нижний квартиль (число соответствует рейтингу группы) Российская академия образования

  • Слайд 36

    В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ? Российская академия образования

  • Слайд 37

    1. Повышение качества образования за счет усиления компетентностного подхода Результаты российских учащихся в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Российская академия образования

  • Слайд 38

    Парадокс компетентности

    Компетентность (действенные знания, умения, способы) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались. Российская академия образования

  • Слайд 39

    2. Повышение уровня читательской грамотности в основной школеРезкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 – PISA-2012)

    Российская академия образования

  • Слайд 40

    Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 – PISA-2012)

  • Слайд 41

    Влияние читательской грамотности учащихся 4-го класса на их результаты по математике и естествознанию (PIRLS-2011/TIMSS-2011)

    Российская академия образования Значительное снижение уровня читательской грамотности в основной школе не сказывается существенно на результатах исследования TIMSS в 8 классе, но значительно проявляется в исследовании PISA.

  • Слайд 42

    Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и PISA)

  • Слайд 43

    «Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности

    PIRLS + вопросы PISA-подобные PISA + вопросы PIRLS-подобные

  • Слайд 44

    Сравнительные результаты учащихся 4 и 6 классов

  • Слайд 45

    Что, предположительно, происходит в основной школе? («Тяни-Толкай», 2010-2011) Основные потери (по данному инструменту) в умениях: интегрировать и интерпретировать сообщения текста размышлять о сообщениях текста и оценивать их Умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста Комментарий. Данный факт в особенностях распределения учащихся при переходе от начальной школы в основную позво- ляет выдвинуть гипотезу о том, что предмето-центрированная ориентация учебного процесса ,особенно усиливающаяся в основной школе, является основным фактором, препятствующим развитию учебной самостоятельности, и ведёт к окон- чательному расслоению учащихся и по мотивации (см. также данные на слайде 15), и по уровням достижений.

  • Слайд 46

    Успешность выполнения работы. Динамика результатов учащихся 5, 7 и 9 классов в образовательных учреждениях ЯНАО (2012 г)

  • Слайд 47

    Динамика сформированности читательской грамотности (образовательные учреждения ЯНАО, 2012 г.)

  • Слайд 48

    3. Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихсяПрофиль познавательной деятельности (по результатам TIMSS-2011)

    РАССУЖДЕНИЕ(REASONING) Анализировать Обобщать/уточнять Интегрировать/Синтезировать Обосновывать Решать нестандартные задачи За счет активизации учебного процесса, уменьшения доли репродуктивных домашних заданий, репродуктивного контроля подготовки учащихся, изменения итоговой аттестации.

  • Слайд 49

    Сравнительные результаты учащихся 4 и 8 классов по математике

  • Слайд 50

    Результаты учащихся некоторых стран по видам деятельности (TIMSS-2011, 8 класс, математика)

  • Слайд 51

    Можно ли выявить связь между используемыми учебниками и особенностями формирования познавательной деятельности учащихся?

  • Слайд 52

    Результаты анализа учебников биологии, физики и химии

  • Слайд 53

    Факторы, связанные с учебным процессом: частота проведения проверочных и контрольных работ по математике в 8 классах

  • Слайд 54

    Результаты учащихся некоторых стран по видам деятельности ( IAEP-II, 1991 г.,естествознание)

    Отличие от среднего международного балла

  • Слайд 55

    Изменение содержания выполняемой работы и необходимых для этого умений на рынке труда (США)

    Годы Рутинные когнитивные Рутинные ручные Не рутинные аналитические Не рутинные интерактивные Не рутинные ручные Источник: Autor et al., 2003: Levy and Murnane, 2006

  • Слайд 56

    4. Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимисяСамые успешные учащиеся (5-6 уровни, PISA-2012)

    Всего по мат. 5-6 уровня 2003: 7,0% 2006: 7,4% 2009: 5,2% 2012: 7,8% Российская академия образования

  • Слайд 57

    Процент успешных учащихся по математике (5-6 уровни)

    Tab I.2.1a Россия

  • Слайд 58

    5. Учет факторов, характеризующих эффективную школу, которая обеспечивает дополнительный прирост в результатах (adds extra value)

    Российская академия образования

  • Слайд 59

    Факторы эффективной школыPISA-2012

    Российская академия образования Связь между образовательными результатами и … Ресурсы: финансовые, педагогический состав, материальные, временные Управление школой, Оценка образовательных результатов Отчетность Вертикальная стратификация Горизонтальная стратификация (между школами Горизонтальная стратификация (внутри школы) Пропуски занятий Климат школы

  • Слайд 60

    Факторы эффективного обучения PISA-2012

    Российская академия образования

  • Слайд 61

    Улучшение климата в школах

    Некоторые данныепо результатам PISA-2012 По ответам директоров школ Каждый второй директор школы отметил наличие проблем в поведении учащихся. Каждый третий посещает школу, в которой директор отметил, что учащиеся не уважают учителей. По ответам учащихся 80% учащихся 15-летнего возраста посещают школы, в которых есть проблемы взаимодействия между учителями и учащимися. Каждый второй учащийся посещает школу, в которой не требуется от учащихся демонстрировать высокие достижения. Каждый третий учащийся не согласился с утверждением, что большинство их учителей интересуются жизнью учащихся. Российская академия образования

  • Слайд 62

    Повышение вовлеченности в образовательный процесс

    Процент учащихся, обучающихся в ОУ, в которых за последние две недели до проведения тестирования PISA …

  • Слайд 63

    Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные системы образования в формировании функциональной грамотности

    Опыт стран, описанный в международном отчете PISA-2012) Повышение доступности образования при повышении качества образования (Германия, Мексика, Польша, Турция и др.) Повышение качества подготовки учителей, привлечение в школу наиболее способной молодежи ( Эстония, Польша, Бразилия, Колумбия, Япония, Мексика, Израиль) Повышение уровня функциональной грамотности учащихся с низкими результатами за счет перераспределение ресурсов к более нуждающимся школам (Израиль, Германия, Мексика, Турция, Бразилия и др.) Повышение автономии школ при адекватной степени сотрудничества и отчетности (Колумбия, Польша, Корея и др.) Повышение информационной среды, способствующей распространению информации о качестве обучения в школе (Польша, Мексика, Колумбия и др.) Создание положительной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века (Япония, Португалия и др.) Российская академия образования

  • Слайд 64

    Национальные цели и показатели участия стран в исследовании PISA

    Российская академия образования

  • Слайд 65

    Национальные цели и показатели участия стран в исследовании PISA (продолжение)

    Российская академия образования

  • Слайд 66

    Возможные достижения при повышении факторов эффективного обучения

    Российская академия образования

  • Слайд 67

    Как семья может помочь своим детям в успешном обучении в школе?

    Ресурсы семьи для обучения: 1) образование родителей; 2) профессиональная принадлежность родителей; 3) число книг дома; 4) доступ в Интернет; 5) наличие собственной комнаты у ребенка.

  • Слайд 68

    Как семья и система дошкольного образования могут помочь детям в успешном обучении в школе?

    Развитие детей в раннем возрасте и дошкольная подготовка

  • Слайд 69

    Какие школы в России обеспечивают наивысшие результаты?

  • Слайд 70

    Международные исследования в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы

    «… Будет продолжено участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества образования PIRLS, TIMSS, PISA; Российская Федерация включится в новые исследования: оценку информационной и компьютерной грамотности ICILS (с 2013 года), оценку граждановедческой компетентности ICCS (с 2014 года), оценку профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений AHELO (с 2013 года), оценку навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC (с 2013 года). Российская академия образования

  • Слайд 71

    Мониторинг показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы

    Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» Показатель 2.7. Удельный вес численности российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), в общей их численности: а) международное исследование PIRLS; б) международное исследование TIMSS: математика (4, 8 классы); естествознание (8 класс) в) международное исследование PISA: читательская и математическая грамотность Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Показатель 3.4. Число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе» Российская академия образования

  • Слайд 72

    Для дополнительной информации

    Исследования TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS сайт Международной Ассоциации по Оценке Учебных Достижений - IEA (International Associationfor the Evaluation of Educational Achievement):http://www.iea.nl/http://timss.bc.edu/ : http://pirls.bc.edu/ Исследования PISA, TALIS сайт Организации Экономического Сотрудничества и Развития- OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development):www.oecd.org Исследовательский институт IEA-ETS Research Institute (IERI). ссылка на сайт: http://www.ierinstitute.org

  • Слайд 73

    Спасибо за внимание!

    Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Тел./факс: (499)-246-24-21e-mail: centeroko@mail.ruсайт:www.centeroko.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке