Презентация на тему "Субъектность"

Презентация: Субъектность
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию на тему: "Субъектность". Автор расскажет школьникам, что означает этот термин, в чем отличие субъекта от объекта, а также о видах манипуляции и как ей можно противодействовать.

Краткое содержание

  • Субъектность
  • Разница между субъектом и объектом
  • Манипуляция
  • Подросток и управление собственной жизнью
  • Почему мы позволяем собой манипулировать?
  • Противодействие манипуляциям
  • Способы взаимодействия, альтернативные манипулированию

Содержание

  • Презентация: Субъектность
    Слайд 1

    «Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди.»В.Гумбольт.

    Субъектность

  • Слайд 2

    Субъектность –

    характеристика отношений, в которых человек выступает субъектом действия, а не объектом внешнего воздействия.

    В чем разница между субъектом и объектом?

  • Слайд 3

    • скрытым для того образом,

    • с целью возбуждения у этого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями,

    • в результате чего воздействующий субъект получает одностороннюю выгоду,

    • при этом у объекта воздействия остается иллюзия самостоятельности принятых решений.

    манипуляция предстает видом психологического (нефизического) воздействия на человека, осуществляемым

    • Что такое манипуляция?
  • Слайд 4

    Что такое манипуляция?

    • Диктатор.

    Преувеличивает свою силу. Доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами.

    Его варианты: Начальник, Босс

    • Тряпка (слабак).

    Обычно жертва Диктатора, его противоположность. Добивается немалого мастерства во взаимодействии с ним. Преувеличивает свою чувствительность; многое забывает, не слышит, молчит.

    Варианты: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Стеснительный, Уступающий.

  • Слайд 5
    • Вычислитель.

    Преувеличивает свой контроль. Обманывает, преувеличивает, лжет, старается перехитрить и проверить других людей.

    Это Делец, Аферист, Игрок, Создатель рекламы, Шантажист, Рассчитывающий все наперед.

    • Прилипала.

    Полная противоположность Вычислителю. Преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Позволяет другим делать за него работу.

    Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.

  • Слайд 6
    • Хулиган.

    Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность.

    Он Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий.

    Женская вариация — Сварливая баба.

    • Славный парень.

    Склонен преувеличить свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. В некотором смысле столкновение с ним более вредно, чем с Хулиганом. Славный парень почти всегда выигрывает.

    Его варианты — Угодливый, Доброжелательный, Моралист, Человек организации.

  • Слайд 7
    • Судья.

    Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает.

    Всезнающий, Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

    • Защитник. Противоположность Судье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он вредит другим, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться своим делом, готов заботиться о нуждах других.

    Варианты Защитника: Наседка, Утешитель, Покровитель, Ученик, Помощник, Самоотверженный.

  • Слайд 8

    «Может ли подросток распоряжаться, управлять собственной жизнью?»

    • Что означает управлять собственной жизнью?
    • Могут ли это делать взрослые?
    • Подростки?
    • Дети?
    • Кто вообще может управлять твоей жизнью?
  • Слайд 9

    «Что значит быть субъектомв современном обществе?»

    разыгрываем по ролям

    • какого типа эти действия, какого эффекта они достигают?
    • Реализуется ли в этих взаимодействиях субъектность?
    • Конструктивная она или разрушительная?
  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12
    • Из Диктатора формируется Руководитель (1), который скорее ведет, нежели диктует.
    • Его дополняющей противоположностью является Сочувствующий (2), не только говорящий, но и слушающий и осознающий свою слабость. Он требует заботы, однако признает человеческое свойство ошибаться.
    • Актуализатор интегрирует как свою способность руководить, так и сочувствовать.
    • Хулиган превращается в Напористого (5), радующегося противнику, прямого и откровенного, который не жесток и не стремится доминировать, подобно Хулигану.
    • Взаимодополняющей противоположностью Напористому служит Заботливый (6).
    • Это не раболепный Славный парень, а расположенный, дружественный, глубоко любящий человек.
    • Актуализатор интегрирует как напористость, так и заботу. Он энергичен во взаимоотношениях с другими, однако способен проявлять заботу.
  • Слайд 13

    Из Вычислителя развивается Внимательный (3).

    • Вместо того чтобы использовать или эксплуатировать других,
    • Актуализатор уважает и их, и себя, не расценивая окружающих как вещи.
    • Дополняющей стороной Внимательного является Признательный (4).
    • Он не просто зависит от людей, но дает высокую оценку различным видам мастерства, которыми те обладают.
    • С уважением относится к точкам зрения, отличным от его собственной, и не испытывает потребности в том, чтобы другие думали так же, как он.
    • Актуализатор интегрирует как свое уважение, так и высокую оценку.
    • Судьи становится Выразителем (7). Он не критикует других, но способен твердо выражать свои убеждения.
    • Его дополняющей стороной оказывается Проводник (8), который не защищает и не учит других, а мягко помогает каждому найти свой собственный путь.
    • Актуализатор интегрирует выразительность и водительство. Он думает не за других, а вместе с ними, позволяет другим выразить их точку зрения, после чего предоставляет право каждому принять свое собственное решение.
  • Слайд 14

    Почему мы позволяем собой манипулировать?

    Вот несколько основных причин:

    1. Заниженная самооценка

    2. Боязнь потерять, обидеть или стать не нужным

    3. Страх быть/стать не хорошим в глазах окружающих

    4. Воспитание в семье

    5. Иллюзия того, что он/она не может относиться так к Вам

    6. Гипертрофированное чувство долга

    7. Склонность к самопожертвованию

  • Слайд 15

    Так что же делать? Вспомните поговорку “Кто предупрежден, тот вооружен”.

    1. Не давайте манипулятору повода

    - не давайте оценок, советов и не предлагайте свою помощь, если Вас об этом не попросят (именно попросят (!!!), а не будут жаловаться на жизнь, намекать или требовать)

    - добивайтесь максимально конкретной формулировки проблемы, прежде чем согласитесь помочь (используйте 5 “золотых вопросов" – Что? Где? Когда? Почему? Как?)

    - помогайте только в рамках оговоренной проблемы

    - никогда не обещайте “все и сразу"

    - замените фразу “я обещаю" на фразу “я попробую “ (… Вам помочь) - любые гарантии/обещания – это то, что необходимо манипулятору для зацепки.

    2. Используйте УВЕРЕННОЕ поведение – его цель честно, эффективно и прямо выразить свои мысли, чувства, желания и убеждения. Ведя себя уверенно, Вы отстаиваете свои права, не нарушая при этом права окружающих.

    • Не оправдывайтесь!
    • Не нападайте!
    • Не грубите!
    • Отказывайте сразу или требуйте отсрочки для принятия решения.
    • Не соглашайтесь помочь, если Вас не отблагодарили за предыдущий раз.
    • Не соглашайтесь помочь, если Вам неоднократно было отказано в помощи.
    • Не соглашайтесь помочь, если Ваши просьбы были “благополучно" забыты.

    3. Оцените уровень своей нервозности до встречи с манипулятором.

    Чем Вы более нервозны – тем Вы более доступны для манипулятора.

    Перенаправляйте просьбы, если испытываете внутренний дискомфорт, связанный с человеком, который Вас просит.

    Не ведитесь на лесть - бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

    Сначала уладьте свои дела и решите свои проблемы, потом соглашайтесь помочь другим.

    Не беритесь за то, в чем Вы не компетентны – Ваши возможные ошибки - это “козыри" в руках манипулятора.

    А теперь:

  • Слайд 16

    Способы взаимодействия, альтернативные манипулированию:

    Вы устали быть “объектом" манипулирования?

    Вы хотите отказаться от манипулирования и начать нормальное общение?

    • Открытый диалог
    • Сотрудничество
    • Кооперация
    • Взаимопомощь
    • Дружба
    • Равноправное партнерство
    • Меценатство
    • Филантропия

    Как видите, всегда есть из чего выбрать и если захочется - что с чем совмещать. Попробуйте!

  • Слайд 17

    Домашнее задание

    «Жизнь людей в средневековье»

    • Кто определял жизнь человека в это время?
    • Почему люди считали, что они должны подчиняться воле короля или своего сеньора?
    • дожили до наших дней подобные мысли? Какой в них смысл?
  • Слайд 18

    Удачи!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке