Содержание
-
Задание
- Для определения главных и второстепенных целей и задач человека психологи используют следующий тест.
- Вам необходимо нарисовать дерево, корнем которого будет момент вашего рождения, стволом – вся дальнейшая ваша жизнь, ветвями – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни. В качестве вершины необходимо обозначить то самое важное, что вы представляете в своей жизни.
- Откройте тетради и нарисуйте свое Дерево жизни.
-
Подведем итоги
- Вы убедились, что веток на вашем дереве много, но самыми главными являются ветки, связанные с вашей трудовой деятельностью и семейным положением.
- Но все ли мы знаем о них? Особенно с точки зрения закона?
-
Урок № 14
Тема урока: «Труд с точки зрения закона».
-
Цели и задачи
- Объяснить значение понятий: «работодатель», «работник», «трудовой договор», «права» и «заработная плата».
- Выяснить, как в трудовом, гражданском законодательствах представлены и защищены права взрослых и несовершеннолетних
- Переносить ранее полученные знания на изучение нового материала анализировать, сравнивать, участвовать в дискуссии;
- Работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации;
- Выражать свое отношение к трудовой деятельности человека как деятельности, полезной для общества и личности.
-
План проведения занятия:
- Право на труд
- Трудовой договор
- Право на отдых и социальное обеспечение
- Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних
-
Введение в новый материал
С детства, слушая сказки, которые вам читали ваши родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.
-
Задание
Внимательно прочитайте приведенные пословицы и ответьте на вопросы:
- Лентяй да шалопай – два родных брата
- Хочешь есть калачи – не лежи на печи
- Труд человека кормит, а лень портит
Вопросы к классу:
- Объясните смысл пословиц
- О каком отношению к труду говорит народная мудрость?
- Каким образом передавался жизненный опыт людей?
- На примере этих пословиц попытайтесь самостоятельно сформулировать те правила, которые предписывали и обучали.
-
Право на труд
- Что же такое «труд»?
- Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
- Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России
-
Запоминаем
- Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.
- Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ.
- Главный из них – Конституция РФ.
-
Задание группам по методу «Один – вдвоем – вместе»
Рассмотреть статью 37 Конституции РФ и дать характеристику праву на трудВопросы к документу:
- Какая статья Конституции Российской Федерации дает характеристику права труда?
- О каких принципах использования труда в ней говорится?
-
Право на труд
- Свободен
- Доброволен
- Безопасен
- Право на отдых
- Оплачиваем
- Право на разрешение споров
-
Запоминаем
Чтобы нам легче было ориентироваться в запутанной стране Закона, давайте обозначим основные понятия трудового законодательства:
- Работодатель – тот, кто предлагает работу.
- Работник – тот, кто выполняет работу.
- Трудовой договор (контракт)– документ, который определяет порядок и условия работы, размер и формы оплаты труда и т.д.
-
Задание
- Прочитайте пункт 2 § 12 и
- Познакомьтесь с основными положениями Трудового законодательства России.
- Помните, что проверка выполнения задания будет необычной.
-
Ролевая игра «На приеме у юриста»
- Первая группа будет исполнять роль адвокатов-консультантов, которые проводят прием граждан по трудовым вопросам. Поэтому внимательно изучите положения закона о труде.
- Вторая группа будет выполнять роль граждан, которые пришли к юристам за помощью в решении трудовой деятельности. Вам необходимо продумать вопросы, с которыми вы можете прийти в Юридическую консультацию.
-
Предлагаемый список вопросов
- С какого времени можно начинать трудовую деятельность в Российской Федерации?
- Какие обязанности несет работодатель перед работником?
- На какие положения Трудового договора следует обращать внимание при приеме на работу?
- Каков порядок приема на работу?
- Каким образом закон регулирует продолжительность работы? Опишите подробно по возрастным категориям?
- Каким образом закон защищает людей от безработицы?
- Как работает служба занятости?
- Опишите порядок увольнения?
- Что такое дисциплина труда?
- Как наказывают за нарушения дисциплины труда?
- Дайте консультацию относительно права работника на отпуск.
- В какие праздничные дни работник имеет право на отдых?
- Что значит право на социальное обеспечение? Кто имеет на него право?
-
Право на отдых и социальное обеспечение
Запомните!Продолжительность рабочего времени регулируется Трудовым кодексом.В Российской Федерации рабочее время:
- Не более 40 часов в неделю
- 8 часов в день при
- 5-дневной рабочей неделе
-
Запомните!
- Трудовой кодекс предусматривает время отдыха, которое включает:
- Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня;
- Предоставление одного (при 6-дневной рабочей неделе) или двух выходных дней (при пятидневной рабочей неделе)
- Предоставление всем работникам ежегодного отпуска
- На время отпуска сохраняется рабочее место, должность и средняя заработная плата
- Минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней.
- В Российской Федерации законом установлены праздничные дни
-
- По достижении пенсионного возраста:
- У женщин 55 лет,
- У мужчин 60 лет
- Граждане получают право на пенсию.
- Социальное обеспечение предоставляется и тем, кто является:
- Инвалидом
- Получил трудовое увечье
- Не может самостоятельно зарабатывать себе на жизнь
- По достижении пенсионного возраста:
-
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних
- На прошлых уроках мы затрагивали тему трудового воспитания подростков. Что же по этому поводу говорит Закон? Давайте познакомимся.
- Задание: Познакомьтесь с памяткой «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву».
-
Памятка «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву»
- Трудовая правосубъектность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
- Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения.
- Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
- Данным лицам запрещается торговля спиртными напитками и табачными изделиями.
- Применение их труда в игорном бизнесе, в ночных клубах.
- Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа, работа в ночное время и выходные дни.
- Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
- Данные работники подлежат ежегодному обязательному медосмотру.
- Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной – по установленным расценкам.
-
Обсуждаем
- Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда несовершеннолетних?
- Свою позицию объясните.
-
Подведение итогов занятия
- Что нового мы узнали на сегодняшнем занятии?
- Соедините понятия в логические группы:
- Отпуск
- Право на жилье
- Работодатель
- Медицинская помощь
- Трудовой договор
- Увольнение
- Налоги
- Работник.
-
Решите правовые задачи
- Саша, 13 лет, устроился на работу почтальоном на весь год
- Нарушен ли закон?
- Почему?
-
Решаем правовые задачи
- Маша, 14 лет, договорилась в устной форме о работе по раздаче рекламы летом
- Нарушен ли закон?
- Почему?
-
- Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день
- Нарушен ли закон?
- Почему?
-
- Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору по 4 часа в день с двумя выходными в неделю
- Нарушен ли закон?
- Почему?
-
Домашнее задание
- Выучите § 12 учебника;
- сформулируйте вопросы о правовом регулировании трудовой деятельности несовершеннолетнего и задайте его адвокату.
- При этом опишите ситуацию, которая потребовала правовых знаний.
-
Желаю удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.