Содержание
-
Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста
Автор: Смелова Н.Г, учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа»
-
Лингвистический анализ текста – фундамент его литературоведческого и стилистического изучения. Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания поэтического и прозаического текста.
-
- Вариант структуры лингвистического анализа текста: рассмотрение номинаций текста, определение темы, тематических полей;
- лексический комментарий;
- анализ синтаксиса и изобразительно – выразительных средств. В анализ стихотворных произведений включается рассмотрение метроритмического и фонетического уровней.
-
Задачи перед учителем
- объяснить учащимся, что исследование художественного текста представляет собою научный поиск;
- привить им интерес к этому виду работы и сформировать навыки чтения текста под лингвистическим «микроскопом»;
- в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать и пробовать анализировать самостоятельно, при этом не фотографически точно определять тот или иной троп, фигуру, художественную деталь, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
-
В процессе лингвистического анализа велика роль художественного воображения и образного мышления.«Дешифровка» художественного текста становится для учащихся моментом своеобразного литературного и языкового «прозрения», проникновения в глубину произведения, постижения того, что было спрятано автором за строками:
-
-
В процессе лингвистического анализа учащиеся пришли к выводам
«Стихотворение без названия. Тема его – молитва, просьба для родных, друзей, любимого человека счастья, доброты, теплоты. И назвать его можно «Молитва». В стихотворении 5 раз употреблен глагол «попрошу», 2 раза – «помолюсь». Этим самым усиливается значение просьбы. Многосоюзие также используется для логического и эмоционального выделения перечисляемых желаний: «и удачу», и счастье, и очаг, и тепло» - семейное благополучие. Эмоциональный настрой передает и чередование односоставных и двусоставных предложений. Третье предложение инверсионного плана – чувствуется взволнованность Автора… В стихотворении 17 глаголов, преобладающих над другими частями речи. Лирический герой очень активен. Будущее время употреблено в форме настоящего – высказывается просьба и на сегодняшний день, и на будущее. Лексических выразительных средств в этом стихотворении немного: эпитеты, метафора. Присутствует высокая лексика – лирический герой обращается к Всевышнему… В тексте много зеленого цвета. Почему именно зеленого? Зеленый цвет – это свобода, покой, это жизнь и счастливый путь вперед, к которому стремится герой и желает того же всем родным и даже врагам… Цветопись – одно из главных средств выразительности, помогающее проникнуть в текст. Закрываются «тяжелые двери» не только для того, чтобы остаться наедине с Богом, но и чтобы оградить себя и родных от житейских невзгод…»
-
Я люблю весною раннейСлушать, как журчит ручейИ ловить в свои ладониБрызги солнечных лучей.Я люблю бродить по лужам,«наступать» на облака,Песни петь люблю и слушать,Как вокруг поет Весна.Я люблю взбежать на взгорье,Вызов ветру прокричатьИ подснежник первый, робкийИз- под ног своих сорвать.Я люблю, когда машины,Грязной брызгая слюной,Мчатся мимо, улыбаясьБелозубой шоферней.Я люблю на ярком солнцеЗайчик в окна наводить,Добрые ловить улыбкиИ взамен свои дарить!Какое солнечное, яркое, «легкое» стих. «Я люблю весною ранней…»Мир природы не отделен от человеческих отношений. Природа – тот идеальный мир, куда уносится в мечтах лирический герой…
-
Результат лингвистического анализа данного стихотворения
«В этих строчках - внутренний момент жизни автора, его чувства, мысли, настроение, вызванное приходом весны. Лирический герой говорит именно о себе, о своей любви к природе, восхищается ею. Герой полон энергии, которой напитался от природы. Этой энергией он готов поделиться с другими. Лирический герой – «Я». В стихотворении 5 строф, и каждая начинается словами «Я люблю». Дается характеристика этого «я». 21 глагол называет действия в природе, в душе, сердце героя, полного солнечной энергии. Лексические выразительные средства помогают ярче представить образ картины и образ героя. В стих. много метафор. Именно в переносном значении богаче выражено описание действий: «брызги солнечных лучей» - и я вижу яркий- яркий, ослепительный день! «поет весна», - и я слышу не только журчанье ручейков, но и шепот просыпающихся деревьев, пение птиц. «Ловить улыбки» - я чувствую, как меня приветствует первый подснежник, первый нежно- зеленый листочек… Ощущение весны усиливается звукописью (преобладание звонких согласных). Соответствующее настроение создают и яркие эпитеты…»
-
С целью формирования навыков лексического анализа текста предлагается памятка:«Найди в тексте
- ключевые слова (словосочетания)
- слова, употребленные в переносном значении
- синонимы, антонимы, омонимы
- слова, стилистически окрашенные
- заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы и объясните роль этих лексических явлений в тексте (что достигается их использованием).
Проведи наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (особенно обрати внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях).Покажи, с помощью каких лексических средств обеспечивается втексте связь между предложениями, между абзацами.»
-
Обучение лингвистическому анализу идет на интересных и непростых текстах, о которых может быть неоднозначное мнение, могут возникать дискуссии.После первоначального коллективного анализа текстов учащиеся с желанием выполняют разные виды исследовательских работ:«Слово «душа» в творчестве Н.Рубцова и А.Шадринова», «Медитативно – изобразительный язык поэзии А.Шадринова», «Экспрессивный синтаксис поэзии Шадринова», «В чем притягательная сила стихов поэтов – выпускников Борисовской школы?»О том, какой «след»в душах учеников оставил, например, поэт-белозерец Шадринов, можно узнать из их творческих работ:
-
«На оставленной человеком земле все еще стоят храмы… Для Алексея Шадринова они не столько религиозные символы, сколько знаки высокой жизни духа. И если у Рубцова мы слышим грустное сожаление о разрушенных церквях, то у Алексея пронзительно звучит подлинно трагическая мелодия, вызванная глубоким противоречием между обыденной подлостью, каждодневно встречаемой в жизни, и стремлением к духовной чистоте, в которой только и возможно истинное творчество. Внешнее не заслоняет от него сущности вещей и явлений: он знает, что«…под дождем слезится на гореПоруганный, опустошенный храм,Но – Божий…»
-
-
Мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении очень сложен и многоцветен. Но еще более сложным оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию литературного текста, получая при этом особые эстетические функции.Выявить их в целостной художественной системе произведения трудно, но это и становится нашей задачей – научить читать пристально и уважительно, чтобы видеть и слышать то, о чем хотел сказать автор.Лингвистический анализ художественного текста особенно актуален в настоящее время, когда учащимся необходимо сдавать ЕМЭ и ЕГЭ по русскому языку.
-
Всем спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.