Презентация на тему "Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни"

Презентация: Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по основам безопасности жизнедеятельности, подготовленная сразу двумя педагогами, и которая по сути является методическим материалом для организации благоприятной сферы для сохранения здоровья ребенка и формирования у него здорового образа жизни.

Краткое содержание

  • Проблема здоровья школьников
  • Школьные факторы риска
  • Школа как социальный институт
  • Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  • Этапы реализации программы
  • Ступень начального общего образования
  • Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
  • Школьное питание
  • Здоровьесберегающее обучение
  • Квалифицированный состав специалистов
  • Основные требования к ТСО
  • Формы оздоровительной работы
  • Просветительская работа с родителями
  • Социальные партнеры

Содержание

  • Презентация: Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни
    Слайд 1

    Школа – территория здоровья

    Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни

    МОУ СОШ № 3

    город Рыбинск Ярославской области

  • Слайд 2

    Проблема здоровья школьников

    Каким должно быть в целом общее образование, чтобы обеспечить высокое качество здоровья подрастающего поколения?

  • Слайд 3

    Школьные факторы риска

    Школьные факторы риска:

    • стрессовая педагогическая тактика;
    • интенсификация учебного процесса;
    • несоответствие методик и технологий обучения возрасту и функциональным возможностям ребенка;
    • преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
    • несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
    • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья детей;
    • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
    • Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;
    • Провалы в существующей системе физического воспитания;
    • Отсутствие систематической работы по формированию ЗОЖ.
  • Слайд 4

    Актуальность обращения к теме

    Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Этот показатель отражается на индивидуальном уровне и характеризует возможность личности в успешной самореализации и эффективной жизнедеятельности.

  • Слайд 5

    Цели программы здоровья

    • Способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
    • Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
    • Формировать здоровьесберегающую среду, способствующую развитию личности школьника .
  • Слайд 6

    Задачи программы здоровья

    • формировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
    • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
    • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
    • формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
    • формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • Слайд 7
    • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
    • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
    • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
    • формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
    • формировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
    • формировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Школа как социальный институт

    Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

    Школа, как социальный институт, имеет ряд возможностей для организации такого рода работы:

    • возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;
    • влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;
    • доступ к семьям школьников для анализа и контроля ситуации;
    • наличие комплексной группы специалистов для организации профилактической работы: педагоги, психолог, школьная медсестра.
  • Слайд 10

    Факторы, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей

    • Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
    • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
    • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
    • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
    • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
  • Слайд 11

    Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

    • Принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
    • принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
    • принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка;
    • принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);
    • принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание подростка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности);
    • принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни);
  • Слайд 12

    принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;

    принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных, культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях.

    принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.

  • Слайд 13

    Этапы реализации программы

    Первый этап (диагностический) – 2010 – 2011 гг.

    Анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе: по организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек, организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями) обучающихся;

    Выделение приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального образования;

    Подбор инструментария для проведения исследования, разработка методики опытно-экспериментального исследования (тесты, анкеты, скрининг-диагностика);

    Проведение первичного мониторинга социального компонента здоровья обучающихся;

    Обобщение полученного материала, обработка результатов количественных и качественных исследований

  • Слайд 14

    Второй этап (опытно-экспериментальный) - 2011-2013 гг.

    Внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек, проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни);

    Создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей) обучающихся;

    Создание в школе целостной системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-ценностная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Культура здорового и безопасного образа жизни занимает особое место;

    Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

    Создание в образовательном учреждении здоровьетворящей пространственно-предметной среды;

    Проведение мониторинга оценки сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни, эффективности работы школы в этом направлении.

    Приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

    Привлечение педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

  • Слайд 15

    Третий этап (обобщающий) - 2013 - 2014 гг

    • систематизация и обработка результатов исследования
    • уточнение теоретических и экспериментальных выводов
    • оформление отчетов, научно-методических и практических рекомендаций
    • публикации, выступления на конференциях разных уровней организации
  • Слайд 16

    Ступень начального общего образования

    Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

    Создание здоровьесберегающей инфраструктуры;

    рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

    эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

    реализация образовательной программы просветительской работы с родителями (законными представителями)

    Она должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

  • Слайд 17

    Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

    Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения СОШ № 3 включает:

    • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
    • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
    • организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
    • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
    • наличие помещений для медицинского персонала;
    • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
  • Слайд 18

    Школьное питание

    В МОУ СОШ №3 созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

    Все обучающиеся начальной школы получают бесплатное питание завтраками. Ученики, посещающие ГПД и дети из многодетных семей получают двухразовое горячее питание:

    Расписание работы столовой:

    • завтрак- 9.40 – 10.00
    • обед - 12.45 –13.05
  • Слайд 19

    Здоровьесберегающее обучение

    В школе работают оснащенный спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным инвентарём.

    Во второй половине дня на базе школы функционируют спортивные кружки и секции, занятия в которых ведут как педагоги школы, так и тренеры СДЮШОР.

    В школе работает медицинский кабинет.

    Также в школе создана служба психолого-педагогического сопровождения.

    Работает психолого-педагогический консилиум.

  • Слайд 20

    Квалифицированный состав специалистов

    Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

    • Педагог-психолог – высшая квалификационная категория
    • Логопед – первая квалификационная категория
    • Учителя физической культуры - квалификационная категория
  • Слайд 21

    Использование УМК «Начальная школа XXI века» в образовательном процессе

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Начальная школа XXI века». Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников « Начальная школа XXI века» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.

  • Слайд 22

    Основные требования к ТСО

    В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

    В школе работают 2 компьютерных класса, оснащенных 18 компьютерами.

    Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности.

    Для обучающихся специальных коррекционных классов разработаны отдельные программы по каждому учебному предмету. Учебная деятельность на уроке строится с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

  • Слайд 23

    Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

    Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

    • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

    • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно двигательного характера на ступени начального общего образования;

    • организацию занятий по лечебной физкультуре;

    • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м уроками;

    • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

    • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

    • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

  • Слайд 24

    Дополнительные образовательные программы

    Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

    внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

    проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

    создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

  • Слайд 25

    Формы оздоровительной работы

    Программы, направленные на формирование ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

    • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
    • проведение часов здоровья, динамических пауз;
    • факультативные занятия;
    • занятия в спортивных кружках и секциях;
    • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, походов, туристических слетов и т. п.;
    • организацию дней здоровья;
    • выпуск школьной газеты, SMS- сообщений, информационных тематических бюллетеней «Вредные привычки», «Альтернативные занятия», «В здоровом теле – здоровый дух», «Золотые правила питания», «Здоровый образ жизни».
    • мини-проект «Мы - за здоровый образ жизни», создание волонтерского отряда (формирование жизненно – важных навыков, первичная профилактика социально – опасных заболеваний, профилактика ПАВ, профилактика насилия и жестокости в школе, толерантное общение);
    • мини-проект «Большая перемена», шефство над младшей ступенью обучения (организация подвижных игр во время длительных перемен).

    В школе реализуется дополнительная образовательная программа «За здоровый образ жизни», направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

  • Слайд 26

    Просветительская работа с родителями (законными представителями)

    Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

    • лекции, семинары, консультации на родительских собраниях, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
    • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
    • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, семейных спортивных праздников, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
  • Слайд 27

    Социальные партнеры

    • Общешкольный родительский комитет;
    • ЦДЮТЭ;
    • СДЮШР №1 (Дубов А.М.);
    • ДЮШОР ЯО (Пролыгин В.П);
    • с/к «Полет»;
    • с/к «Метеор»;
    • бассейн;
    • Центр здоровья и профилактики;
    • Рыбинский медицинский колледж;
    • Городская поликлиника (Кошелев А.В., врач -инфекционист);
    • «Социальное агентство молодежи»;
    • Центр «Наставник»;
    • МУЗ «Детская больница»
  • Слайд 28

    Заключение Общие выводы

    По направлению реализации программы развития в части обеспечения здоровьеформирующей образовательной среды проводится мониторинг состояния здоровья и мониторинг физического развития обучающихся, а также работа по использованию компьютерной технологии.

    При этом при проведении мониторинга здоровья обучающихся учитываются следующие факторы, влияющие на здоровье:

    - состояние физического развития;

    - уровень физической подготовки и воспитания;

    - уровень развития физической культуры;

    - состояние лечебно-профилактической работы в ОУ;

    - состояние внеурочной воспитательной работы;

    - уровень учебной и других нагрузок на организм обучающегося;

    - состояние влияния внешней среды, состояние микроклимата в школе и дома.

  • Слайд 29

    Над проектом работали

    Ответственный за питание: Васильева М.В.

    Зам директора по учебно- воспитательной работе: Соколова О.Н.

    2011 год

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке